Политика
18.08.2017

Кыргызстан в международной системе координат: вызовы и современные реалии

Прогнозами относительно предстоящих президентских выборов в Кыргызстане, а также своим видением внутренней и внешней ситуации в республике с «Регион.kg» поделился российский политолог, эксперт по международным вопросам, кандидат политических наук Дмитрий Плотников.

Центральная Азия – уникальный регион современного мира, располагающийся на стыке разных цивилизаций. Россия, Китай и «исламские республики» представляют собой разные мировоззренческие доктрины, политические системы и бытовые практики. Неоднородна и сама Центральная Азия, где сосуществуют по соседству разные политические режимы от деспотических до демократических. Как неоднократно свидетельствовали эксперты, Кыргызстан в перечне политических режимов Центральной Азии занимает особое место. Парламентская республика с наличием самостоятельных СМИ и политическим плюрализмом контрастирует на фоне соседних Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

Перед Кыргызстаном, так же как и перед любым другим государством, стоят острые вызовы, которые условно можно разделить на внутренние и на внешние. Деление этих вызовов и угроз весьма условно, поскольку они необычайно тесно взаимосвязаны между собой. Так, решение социально-экономических проблем связано с внутриполитической стабильностью и гарантированием соблюдения ключевых законодательных норм в области охраны основополагающих прав и свобод. При этом политическая стабильность также зависит, не только от внутренних факторов – наличия зрелой политической оппозиции, не выходящей в своей деятельности за рамки законодательных норм, развитых институтов гражданского общества и независимого суда, а также отсутствия административного давления, наличие политического представительства разнообразных социальных групп кыргызстанского общества и прочее. Внутриполитическая стабильность во многом зависит и от внешних факторов.

К внешним факторам следует отнести уважение суверенитета и территориальной целостности республики, невмешательство во внутриполитические процессы, а так же гарантия в области обеспечения безопасности и создание условий для экономического процветания.

Применительно к Кыргызстану существует ряд угроз, которые исходят извне республики. К такого рода угрозам относится территориальные споры и обособление «узбекского анклава» на юге республики и периодическое обострение «водной» проблемы с Узбекистаном, вместе с тем, есть надежда, что новое руководство Узбекистана не намерено педалировать эту тему. К угрозам также можно отнести экономическую экспансию Китая, рост религиозного экстремизма, а так же вмешательство третьих сил во внутриполитическую ситуацию, которая актуализируется накануне конкурентных президентских выборов. Нивелирование этих угроз является важной задачей, которую необходимо решать совместно с соседями по региону.

В случае Кыргызстана, важным союзником в области сохранения стабильности в регионе выступает Россия. Полноправное членство Бишкека в ОДКБ и ЕАЭС призвано обеспечить, как военно-политическую безопасность республики, так и способствовать экономическому росту Кыргызстана. Заинтересованность России в сохранении стабильности и ее экономическом развитии Центральной Азии, планомерная работа в этом направлении Москвы, позволяет Кыргызстану сосредоточится на внутренних задачах роста социально-экономического благополучия ее населения, а не тратить ресурсы на создание военного паритета с соседями или самостоятельно бороться с религиозным экстремизмом. Примечательно, что в Москве рассматривают ОДКБ, как организацию, призванную нивелировать внешние вызовы для стран участниц, но не как инструмент вмешательства во внутренние дела, что было ярко продемонстрировано в ходе революционных событий в Кыргызстане в 2010 году.

Россия заинтересована в стабильном Кыргызстане, возглавляемом легитимным лидером. Присутствие Кыргызстана в ОДКБ так же страхует Бишкек от своенравных действий мировых держав, чья политика далеко не всегда носит последовательный и предсказуемый характер. Например, администрация Д.Трампа угрожала военным вмешательством ряду государств, распростертых от Венесуэлы до Северной Кореи.

ЕАЭС так же дает возможности для экономических инвестиций, обустройства инфраструктуры за счет организации и возможности трудоустройства тем, для кого не хватает рабочих мест на Родине. В России граждане Кыргызстана в нормативном плане чувствуют себя гораздо комфортнее, нежели узбекистанцы, туркменистанцы или украинцы. Стремясь снизить экономическое давление на кырызстанский бюджет, Россия списала долг Бишкеку в 240 мил долларов, всего же за последние 11 лет, Россия списала Кыргызстану более 700 миллионов долларов.

Очень хочется надеяться, что Кыргызстан даст пример всем соседям сочетания устойчивого политического плюрализма и работы демократических институтов с последовательным внешнеполитическим курсом, основанным на понимании национальных интересов республики. Предстоящие осенью 2017 года действительно конкурентные президентские выборы в Кыргызстане являются своего рода экзаменом не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии, где с замиранием сердца будут следить за этой кампанией. В этом смысле, как утверждают многие международные эксперты, Кыргызстан создает новые политические традиции для всего центрально-азиатского региона, где проблема передачи власти обостряется год от году.

Дмитрий Плотников

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320