Зарубежные эксперты констатируют, что инвестиционный климат страны стал заложником нестабильной политической системы.
Российский Коммуникационный холдинг «Minchenko consulting» и его исследовательское подразделение - Международного института политической экспертизы подготовили исследование политических рисков международных инвесторов в Центральной Азии.
Ключевые риски
Исследователи выявили два типа ключевых внутренних рисков в странах региона. Один из них связан с наличием авторитарных режимов и высокой коррупцией, так и внезапному усилению влияния на «первое лицо» отдельных группировок или кланов. В этом случае очень высоки шансы на постоянный пересмотр «правил игры» в интересах отдельных фракций внутри правящих кругов. Этот тип инвестиционных рисков, характерен, в основном, для Туркменистана и Узбекистана. По мнению многих опрошенных экспертов, наиболее ярким примером проблемы незащищенности инвестиций в обеих странах оказалась сфера телекоммуникаций (проблемы МТС в Узбекистане, и дочерней компании МТС Barash Communications Technologies в Туркменистане). В меньшей степени данный тип риска проявляется в случае современного Таджикистана (характерный пример – ситуация с инвестициями «Русского алюминия»).
Второй риск связан с наличием слабых государств, находящихся на грани превращения в «несостоявшиеся государства». При этом формально демократическая система оказывается одним из важнейших факторов, препятствующих зарубежным инвестициям. Нестабильность институциональной среды, зачастую намеренно обостряемая конкурирующими политическими силами, является, по мнению многих экспертов, даже большим препятствием для успешных иностранных инвестиций, чем коррумпированные авторитарные режимы. Непосредственно после распада СССР некоторые из подобных характеристик проявлялись в Таджикистане, где в результате демократизации советского режима началась гражданская война. В настоящее время в особо кризисном состоянии с точки зрения стабильности политических институтов и «правил игры» находится Кыргызстан.
В Кыргызстане с 2010 г. (в отличие от времен Бакиева, сын которого Максим был вовлечен в процесс передела собственности) основные конфликты имеют локальный характер, то есть они провоцируются местными клановыми группами, а затем политизируются. Центральное правительство, восновном, играет роль медиатора. Наиболее характерным примером такого типа риска являются проблемы канадской компании Centerra Gold, являющейся инвестором в золотоносном месторождении Кумтор;
Фактор 2014 (вывод американских войск из Афганистана и, как следствие, резкий рост напряженности в регионе). Негативное воздействие двух указанных выше внутриполитических рисков для внешних инвестиций усиливается «фактором 2014 г.», который, по мнению, большинства экспертов, может иметь особое негативное влияние на Кыргызстан и Таджикистан - страны, для которых характерен второй тип внутриполитических рисков.
В обоих упомянутых выше случаях нестабильность в Афганистане, связанная с террористической активностью и наркоторговлей может еще более усилить нестабильность внутреннюю, связанную со слабой государственностью. Характерно также, что именно Кыргызстан и Таджикистан, согласно большинству экспертных оценок, в высокой степени зависят от зарубежной помощи и инвестиций, в том числе, и в противодействии «фактору 2014 г.»;
Серьезный износ инфраструктуры, созданной во времена СССР, и необходимость ее ремонта или замены негативно влияют на инвестиционную привлекательность. Межстрановые конфликты также могут сильно влиять на инвесторов – к примеру, транспортная или энергетическая блокада Узбекистаном Таджикистана (угроза которой сохраняется), а также Кыргызстана (угроза которой не очень высока) может привести иностранных инвесторов к огромным убыткам. По мнению многих экспертов, эта конкуренция позволяет коррумпированной части региональных элит произвольно отбирать собственность у инвесторов.
Политики Кыргызстана против Centerra Gold
В настоящее время вокруг эксплуатации золотоносного месторождения Кумтор разгорается настоящая политическая битва.
Парламентские фракции требуют от правительства разорвать соглашение 2003 года о разработке месторождения с канадской компаний Centerra Gold. Президент Алмазбек Атамбаев против. Однако за отказ от подписания соглашения, достигнутого правительством Кыргызстана с Centerra Gold, парламент Кыргызстана проголосовал подавляющим большинством голосов. Таким образом, в случае речь идет не о противостоянии власти и инвестора, а о противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти, заложником которого оказался иностранный инвестор. Парламент поручил в одностороннем порядке выйти из всех соглашений по проекту «Кумтор», если правительство не получит 67-процентной доли в совместном предприятии с Centerra (в настоящее время СП действует на паритетных началах 50 на 50).
Сложность позиции правительства состоит в том, что помимо традиционных в лице националистических, "южных" партий («Ата-Журт») в парламенте ему противостоят разрозненные фракции, ищущие политических дивидендов от разрастания конфликта и выступающие единым фронтом против усиления исполнительной власти. Масштаб вопроса в рамках экономики Кыргызстана впечатляет.
«Кумтор» дает 5,5% ВВП КР, 50% всей промышленной продукции и 1/3 всего экспорта. Канадская компания, разрабатывающая рудник, за почти 20 лет (с 1993 по 2012) вложила в проект $ 1,6 млрд. (относительные цифры также велики, так только за 2012 год Канада обеспечила 22% всех иностранных инвестиций в республику). Для обеспечения работы рудника в случае его национализации потребуется потратить 1/4 всего бюджета страны (около $1,4 млн. в день). Это хорошо понимает правительство и ведет себя как взвешенный участник переговоров. Для их проведения были привлечены ведущие мировые консультанты – PriceWaterhouseCoopers, юристы DLA Pipers и экологические консультанты AMEC. Вопрос стал исключительно конъюнктурно-политическим. Популистский лозунг перераспределения доходов в пользу простых граждан позволяет многим партиям рассчитывать на электоральный успех среди беднейших слоев населения, и так просто они от него не откажутся, особенно в предвыборном 2014 году.
Экономика Кыргызстана в определенном смысле оказалась заложницей нестабильной политической системы страны, провоцирующей парламентские партии на заведомо невыгодные в экономическом плане популистские жесты. Однако решение вопроса по «Кумтора», которое бы отражала интересы страны и бизнеса, разрешение ситуации вокруг месторождения, может существенно улучшить отношение инвесторов к стране
Игорь Ермаков
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320