Эксперты обсудили перспективы развития внутренней и внешней политики Кыргызстана, а также потенциальное влияние этих политических процессов на уровень безопасности и социально-экономическую ситуацию в республике.
Поводом для дискуссии, организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир», послужило сразу два значимых политических события, произошедших в Кыргызстане. Это избрание нового президента КР и вступление в силу перераспределивших полномочия между ветвями власти поправок в Конституцию, которые были приняты всенародным голосованием в декабре прошлого года.
- Согласно Конституции Кыргызстана президент отвечает за формирование и реализацию внешней политики страны. И как продемонстрировали первые шаги Сооронбая Жээнбекова на посту главы государства, стратегическим приоритетом республики остается взаимодействие с Россией, странами ЕАЭС, Китаем и другими соседними государствами. Символично, что проведение нашего круглого стола совпало с официальным визитом президента в Узбекистан, - отметил, модератор круглого стола, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Он также отметил, что за последний год кыргызско-узбекские отношения в корне изменились в положительную сторону, и теперь Узбекистан рассматривается Кыргызстаном, в роли одного из ключевых торгово-экономических партнеров. При этом эксперт подчеркнул, что залогом эффективного экономического сотрудничества являются политические решения, о чем свидетельствует недавний кыргызско-казахский конфликт.
- Сегодня мы можем говорить о том, что ситуация между странами стабилизировалась, благодаря политическим решениям двух президентов. Снять острую проблему, связанную с экспортом нашей продукции в Казахстан и транзитом грузов через соседнюю республику удалось путем переговоров Сооронбая Жээнбекова с Нурсултаном Назарбаевым, - отметил Игорь Шестаков.
В свою очередь эксперт Эдил Осмонбетов заявил о том, что процессы укрепления кыргызско-узбекских и ухудшения кыргызско-казахских отношений стали ключевыми факторами, приведшими в геополитическое движение весь центрально-азиатский регион.
- То, что Кыргызстан становится одним из ключевых игроков в Центральной Азии, сегодня уже признанный факт. Свидетельством тому может служить и недавняя ситуация в кыргызско-казахских отношениях. На конфликте с нашей республикой Казахстан не только потерял значительное количество геополитических очков, но и утратил региональное лидерство, на которое сегодня претендует Узбекистан, который понимая, что кыргызско-узбекские отношения играют важную роль в процессе переформатирования ситуации в центрально-азиатском регионе, идет на активное сближение с Кыргызхстаном, - отметил эксперт.
В ответ на эти заявления эксперт из Казахстана Расул Бахамов предложил перевернуть страницу конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном и дальше двигаться в созидательном направлении. При этом он подчеркнул, что бизнес обеих стран заинтересован в развитии взаимного сотрудничества, а значит, необходимо предпринять меры, в том числе и в рамках ЕАЭС, чтобы избежать повторения такого рода негативных ситуаций.
- В рамках Евразийского экономического союза необходимо проводить разъяснительную работу о требованиях и нормативах, о техрегламентах, о соблюдении фитосанитарных норм и т.д. Особенно для предпринимателей, работающих на экспорт, потому что это является общей проблемой для всех стран на пространстве евразийской интеграции. Также как и проблема серого импорта, учитывая, что эти вопросы время от времени возникают в разных точках ЕАЭС, - добавил казахский политолог.
С тем, что в рамках евразийского союза немало нерешенных вопросов, согласился и эксперт по вопросам экономики Олег Панкратов. Однако он считает, что это «естественные для процесса становления ЕАЭС, учитывая «молодость» объединения, проблемы которые в ближайшее время будут решены».
Говоря о перспективах внешнеэкономических трендов Кыргызстана, эксперт, прежде всего, отметил, что президент КР имеет четкую позицию в отношении расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС. В этой связи он и подчеркнул значение кыргызско-узбекских отношений, которые, будут укрепляться, как в направлении двустороннего торгово-экономического сотрудничества, так и в контексте участия КР в Евразийском экономическом союзе.
- Узбекистан заинтересован в налаживании сотрудничества с Кыргызстаном, в том числе, и учитывая членство нашего государства в Евразийском экономическом союзе, учитывая, что ЕАЭС ведет активную работу по сопряжению проекта с глобальным экономическим проектом Китая «Один пояс – один путь». Таким образом, создается тяжеловесный геополитический блок. И Узбекистан заинтересован быть к этому причастным, - добавил Олег Панкратов.
Стоит отметить, что перспективы расширения сотрудничества Кыргызстана в рамках ЕАЭС отразились в государственной стратегии устойчивого развития 2040, которая, по мнению эксперта по вопросам государственного управления Шерадила Бактыгулова, является взвешенной и концептуально продуманной.
- Это, пожалуй, первая, действительно продуманная стратегия, которая не только четко обозначает все основные направления развития Кыргызстана, но и предусматривает механизмы и инструменты для пошагового достижения стратегических задач в экономике, внутренней и внешней политике, в вопросах безопасности и т.д. Данный документ демонстрирует новую философию власти в Кыргызстане, давая четкое представление о том, куда и как будут развиваться различные направления. Например, в сфере безопасности КР будет наращивать сотрудничество с ОДКБ, как в плане укрепления обороноспособности страны, так и в плане участия республики в геополитических проектах и миротворческих миссиях, - сообщил эксперт.
Говоря о контурах внешней политики, Шерадил Бактыгулов подчеркнул, что они предусматривают углубление сотрудничества, как со стратегическими партнерами – Россией и Казахстаном и странами ЕАЭС, так и с соседями, такими как Узбекистан и Китай.
Однако общественный деятель Жыпар Жекшеев считает, что Кыргызстану недостаточно просто укреплять и углублять отношения с союзниками и партнерами, республика должна проявить активность, чтобы стать самостоятельным геополитическим субъектом.
- Кыргызстан на протяжении всего периода своей независимости занимается вопросами внутренней политики, оставаясь незаметным на геополитической арене. Но пора эту ситуацию менять. Мы должны проявить активность, чтобы с нами считались, - отметил Жыпар Жекшеев.
Подчеркнув, что главным стратегическим партнером Кыргызстана остается Российская Федерация, он заявил, что республика должна не просто прописать этот факт в своей стратегии, но и активно поддерживать Россию в геополитических процессах, не оглядываясь и не опасаясь того, что кому-то это может не понравиться.
- Мы привыкли, что Россия крупная держава, и все, что с ней происходит – это ее головная боль, потому что мы в своем котле варимся и живем только внутренней политикой, а все, что происходит в мире, нас, как бы, не касается. Пора нам пересмотреть эту позицию. Последние события, произошедшие в Сирии, это мировое событие, которое сделало мир более безопасным. И Кыргызстан одним из первых должен был поддержать и отметить ключевую роль России в победе над движением ИГИЛ в Сирии. Потому что от каждой даже самой маленькой страны зависит очень многое. Иногда один поданный голос в поддержку наших партнеров может изменить отношение всего мирового сообщества. А Россия – это, несомненно, наш самый перспективный и надежный партнер, это приоритетный вектор нашей внешней политики, от которого зависит наша безопасность и наше будущее, - подчеркнул Жыпар Жекшеев.
При этом эксперт уверен, что Кыргызстану нужно укреплять и другие направления внешней политики.
- Нам надо некоторые грани и стереотипы, которые прочно сидят в нашем сознании, пересмотреть. Имея общие границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, а также находясь недалеко от Афганистана, мы должны развивать двусторонние отношения и в этих направлениях тоже. Потому что от того, насколько республика во внешней политике будет активной, во многом зависит и наше экономическое состояние, - добавил эксперт.
Продолжая тему трансформации курса КР во внешней политике, эксперт Марс Сариев подчеркнул, что геополитическое положение и окружение Кыргызстана в последнее время значительно изменилось, в связи с чем возникла необходимость сменить и методологический подход к выстраиванию стратегий.
- Если мы работаем в рамках Средней Азии, где линия фронта проходит по Афганистану и за ней концентрируются силы, представляющие недружественную среду – это одна стратегия. Но если мы смотрим шире и определяемся в рамках Центральной Азии, в которую помимо пяти постсоветских республик входят еще Афганистан, Монголия и СУАР, то это уже другая стратегия. Тогда, Афганистан и СУАР мы рассматриваем, как перспективу для развития торгово-экономических связей и потенциальные рынки экспорта, - добавил Марс Сариев.
В рамках обсуждения вопроса о внутренней политики Кыргызстана эксперты отметили, что республика продолжит курс на парламентаризм и укрепление всех вертикалей власти.
- Сооронбай Жээнбеков четко дал понять, что не будет вмешиваться в работу правительства, парламента, судебной системы и не будет влиять на их работу. Но! Президент будет строго спрашивать за качество исполнения их непосредственных обязанностей, которые должны быть нацелены на развитие экономики и социальной сферы, на укрепление внутренней и внешней безопасности страны, на улучшение имиджа государства, как на геополитической арене, так и внутри республики, - подчеркнул сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир», заслуженный экономист КР Жумакадыр Акенеев.
Подводя итоги дискуссии, эксперты подчеркнули, что у Кыргызстана есть хорошие перспективы для развития, учитывая внутриполитическую стабильность и последовательность в реализации внешней политики, нацеленной на углубление двусторонних отношений со стратегическими партнерами и соседними государствами, а также на укрепление сотрудничества в рамках международных объединений, таких, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и СНГ.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320