Политика
30.12.2010

Кыргызстан по-прежнему является «лакомым пирогом» для ведущих мировых держав

Обыватель, интересующийся политикой, благодаря СМИ и интернет-форумам, теперь «точно знает», что Роза Отунбаева и Омурбек Текебаев – «проамериканские», а Алмазбек Атамбаев, Омурбек Бабанов, Феликс Кулов и «трио» в составе Мыктыбека Абдылдаева, Камчибека Ташиева и Ахматбека Кельдибекова – «пророссийские».

На самом деле, это – не более чем искусственно созданные мифы. Хотя надо признать, что сконструировали их весьма мастерски. К сожалению, в плену этих мифов находятся нынче и многие представители экспертного сообщества. Во всяком случае, такое впечатление создается, когда читаешь в прессе их комментарии. Все гораздо сложнее, чем просто объявить того же Атамбаева, допустим, пророссийским.

Кто в обывательском сознании пророссийский или проамериканский политик? Наверняка, тот, кто на каждом углу распинается в любви к России или США. На самом же деле, этого недостаточно для того, чтобы называть данных персон сторонниками Москвы или Вашингтона. Точнее, это – совсем не показатель. Показатель – это когда кто-то из видных политиков заявляет о необходимости присоединения к России или США. Впрочем, не только заявляет, но и делает активные шаги в этом направлении. Кто из «пророссиян» или «проамериканцев» среди наших самых известных политиков говорил о присоединении к России в качестве 9 федерального округа, либо к Америке – 51-м штатом или вторым федеральным округом – в открытую за последнее время? Никто. Поездки отдельных представителей нашего «политбомонда» в Москву или Штаты на какие-то мифические «смотрины» – тоже не показатель их «прорусскости» или «проамериканскости». Хотя надо признать, что электорат, как для пророссийских, так и для проамериканских сил в Кыргызстане - имеется. Но избиратели у нас давно ничего не решают – за них все блестяще делают политтехнологи.

По большому счету, и в Москве, и в Вашингтоне давно поняли, чего стоят обещания наших политиков - иметь единственным и неповторимым партнером Россию или США. Подобная любовь имеет конкретную цену, исчисляемую миллионами долларов в обмен на какие-то услуги, которые может оказать правящая элита Кыргызстана той или другой стороне. Вспомним, как это было при первом и втором президентах нашей страны. То берем американские гранты и кредиты, то заявляем, что Россия-де дана нам Богом и историей. И вряд ли нынешняя власть как-то изменит это положение вещей. Менять традиции - не так-то просто. Вот и получается, что политические элиты пытаются разыгрывать прокремлевскую или прозападную карту, чтобы получить дивиденды для себя.

Другое дело – способны ли сами американцы и россияне качественно проводить в Кыргызстане нужную им политику. Время показало, что пока еще нет. Ведь, что такое наращивание влияния в современных условиях? Это – работа в двух направлениях: экономическом и идеологическом.

Начнем со второго. Бесспорно, американцы здесь до недавнего времени были впереди россиян. Причины здесь – те же самые, по которым  в свое время распался СССР. Американские технологии и методы пропаганды все время активно развивались, тогда как советские, а потом и российские, так и остались в своем развитии на уровне 60-70-х годов. Американцы создали в Кыргызстане достаточно приличную сеть неправительственных организаций, с помощью которых попытались, было перекроить все здесь на свой лад. Но поскольку кыргызстанцы в массе своей этого не желают, неудивительно, что всего лишь через несколько лет эйфории от «добрых американцев» пришло отрезвление. Контролируемые ими НПО, создавая из Америки «образ друга», явно перестарались. Так же, как в свое время перестаралась советская пропаганда, создавая из Америки «образ врага». Наверное, потому, что во главе первых неправительственных организаций стояли бывшие лекторы ЦК ВЛКСМ Киргизии. И то: американцы строили свою модель «под себя», и не знали, что для экспорта этот «товар» не годится. Своих ошибок янки не желают признавать до сих пор.

Если же оценивать то, что происходит в отношениях России и Кыргызстана сегодня, то и в Москве, и в Бишкеке многие думают: «Подождем, еще может все само собой образуется». Дескать, бывало и похуже. Это так, но когда бывает похуже, надо сражаться, а не надеяться, что все само собой образуется. Те, кто в экспертном сообществе  России моделирует вопросы сотрудничества с Центральной Азией, видимо, убеждены, что этот регион слишком зависим экономически от Москвы, и ему деваться некуда.  Но эта модель перестала быть актуальной еще в конце 90 – х годов.

И вот здесь мы плавно переходим к экономике. Чтобы влияние было таковым не на словах, а на деле, и России, и США надо было изначально создавать на территории Кыргызстана больше промышленных предприятий с обязательным пиар-сопровождением этих акций. Но, ни та, ни другая страна этого, по большому счету, не сделала. К тому же, и США, и России надо было не делить регион на составляющие, а сотрудничать со всеми постсоветскими государствами Центральной Евразии, как одним целым. Контуры такого сотрудничества – Таможенный союз – возникли только в прошлом году. Здесь Россия оказалась первой – с перспективой на дальнейшее создание Единого экономического пространства.

Но выясняя, американское или российское влияние преобладает в Кыргызстане, специалисты практически не упоминают ничего о третьем игроке, претендующем на влияние в регионе не меньше России или США. Речь идет о Китае. Он действует в Кыргызстане спокойно и результативно. И никогда не «светит» свое лобби, что является в геополитике наивысшей степенью профессионализма. Кого из политиков Кыргызстана можно назвать прокитайским? Всех и никого одновременно.

До недавнего времени Поднебесная выступала в роли мудрой обезьяны, которая, сидя на горе, наблюдает за дракой двух тигров. Теперь же она все больше заявляет о себе. И, в первую очередь, – с экономической стороны. Начнем с того, что рост китайской экономики объективно уже нанес серьезный ущерб Кыргызстану, хотя и КР и КНР – члены Всемирной торговой организации. Агрессивная торговая экспансия китайских производителей фактически уничтожила целые отрасли нашей промышленности. Наши производители не могут выйти со своими экспортными товарами на мировые рынки – там уже полно более дешевых китайских аналогов. При этом сам Китай проводит не только политику торговой экспансии, но откровенный протекционизм на своем внутреннем рынке.

Кыргызстан, как и любая из соседних стран, так и не смог серьезно выйти на китайские рынки. Дело в том, что Поднебесная заинтересована в приходе на свой рынок исключительно сырья, финансовых и банковских капиталов, а также высокотехнологичной продукции, включая современные виды вооружения. Кроме сырья, и то – в мизерных количествах, Кыргызстан ничего китайской стороне предложить не может. Зато Китай действует в Кыргызстане в полный рост, что называется. Только это не всем видно. И выигрывать он будет потому, что действует по своим правилам.

Во-первых, Китай имеет богатый опыт работы в откровенно экстремальных условиях. По какому-то «совпадению», везде, где наблюдается активная нестабильность, работает хотя бы одна китайская компания. Наглядный пример – наша страна. После 7 апреля прошлого года российские и казахстанские инвестпроекты затормозились, а китайские (трасса Бишкек-Нарын-Торугарт, хотя бы) – работали, как ни в чем не бывало. При этом  активно  располагают к себе местное население, а уже потом «пробивают» проекты в высоких инстанциях. По отзывам местных жителей, китайцы – самые дружелюбные из всех иностранцев, желающих работать в Кыргызстане. Они понимают: элиты приходят и уходят, а народ остается.

Тем более что  Китай уже готовит новую схему мирового устройства, в котором официальный Пекин видит весь регион зоной своих жизненных интересов. «Центральная Азия - лакомый кусок пирога, данный небом современным китайцам», - пишет «New York Times», приводя слова генерала народной освободительной армии КНР Лю Ячжоу.

Стратегическим подспорьем для продвижения интересов Китая в Кыргызстане станет рост китайской общины. По прогнозам специалистов в ближайщие 10 лет ее численность может достигнуть 350 тысяч человек. В отличие от организаций российских соотечественников, чья деятельность сводится  преимущественно к танцевально-песенному жанру, поданные Поднебесной все больше начинают играть ключевую роль во всех сферах экономики республики.

Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор аналитического центра
«Стратегия Восток-Запад»,политолог

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320