Свою точку зрения о текущей политической ситуации в Центральной Азии высказал побывавший в Бишкеке руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, известный российский политолог Андрей Грозин.
О форме правления
- Кыргызстан - более стабильное образование, нежели остальные страны Центрально-азиатского региона, в которых существует жесткая модель правления. Нынешняя политическая система Кыргызстана доказала, что при всей ее ущербности в отличие от других стран региона все же способна преодолевать серьезные кризисы. Процесс реформ в республике позволил стране выйти на более высокий уровень политической жизни, чем в соседних странах
Я полагаю, что сейчас Россия и Запад рассматривают варианты, при котором модель политического управления в Кыргызстане может быть приемлемой для остальных стран региона. Сейчас Кыргызстану достаточно сложно идти по пути парламентского госустройства. Но россияне, европейцы, американцы и китайцы наверняка размышляют и анализируют над опытом вашей страны, в контексте того, удастся ли его реализовать в соседних государствах. На фоне Казахстана и Узбекистана общественно – политическая ситуация в Кыргызстане выглядит сегодня более устойчивей, чем в этих странах, где существует более жесткая модель госуправления.
В Казахстане, где в ближайшей перспективе намечена смена руководителя государства, тоже присматриваются к переходу от суперпрезидентской модели управления в сторону президентско – парламентской. И те казахские политики, которые резко критиковали Кыргызстан за переход к парламентской модели, сейчас говорят уже обратные вещи. Заявляя, что в Казахстане необходимо создавать новые центры власти, одним из которых должен стать парламент.
Я полагаю, что и в других государствах региона, где также существует суперпрезидентская власть, тоже произойдет постепенная смена госустройства в сторону той, что сейчас существует в Кыргызстане. Альтернативой этому процессу является только консервация всех существующих политических реалий, что ведет к стагнации. И в связи с этим Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан могут оказаться в состоянии стагнации, на которое будет активным образом влиять внешний фактор.
Поэтому ваше государство является лидером Центральной Азии по политическим реформам и страной, идущей по пути, который придется пройти всем соседним странам. В этом плане у стран Центральной Азии есть всего два пути: политическая модернизация со всеми ошибками и жертвами, либо политическая консервация, которая приведет к стагнации. В каждой стране Центральной Азии, кроме Кыргызстана, есть один лидер, который определяет все приоритеты политики, от него зависит жизнь страны и ее будущее. Но с годами количество негативного опыта и проблем в этих странах растет, поэтому консервация подобных систем приведет к тому, что происходит на Ближнем Востоке.
Об угрозах
Заявление о том, что в Центральную Азию из Афганистана вторгнутся талибы, является явным преувеличением. Однако по мере сокращения американского военного присутствия в Афганистане для региона будут возникать другие угрозы безопасности. Включая и вызовы социальной стабильности. Эти угрозы будут связаны, как с обострением социально – экономической ситуации в странах региона, так и с фактором радикальных группировок, которые в последнее время активизировали свои действия в Казахстане. Но эти процессы могут задеть и Узбекистан. Хотя в 2005 году в Андижане узбекским властям удалось погасить радикальные настроения и ситуация сейчас находится под жестким контролем президента и силовых структур. Но вопрос в этой стране передачи президентской власти оставляет возможность для самых разнообразных сценариев. Поэтому приходится слышать о возможном всплеске исламской активности, действий подпольных группировок.
На ситуации в регионе могут негативно сказаться и экономические кризисы, которые возникают в странах Европейского союза. С экономикой ЕС связаны не только страны Центральной Азии, но и Россия. И этих серьезных экономических проблем в рамках Таможенного или Евразийского союза разрешить практически невозможно. Стагнация европейской экономики отразится на экономической ситуации всех постсоветских стран.
Сейчас в российском экспертном сообществе рассуждения о том, что ситуация в Центральной Азии в ближайшие два года будет ухудшаться, начинают доминировать. Подобного же рода оценки дают и эксперты европейских стран. Хотя прямых факторов, говорящих о том, что регион может оказаться в некой глобальной катастрофе, вроде бы, нет. Но разговоры на эти темы все равно идут.
Поэтому у Кыргызстана, который за годы независимости уже пережил несколько микро – катастроф, больше шансов, чем у других стран Центральной Азии, пережить этот возможный кризисный период с наименьшими потерями.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320