В центре внимания
19.12.2012

Кыргызстан и Таможенный союз

Эксперт Зульфия Марат дискутирует с российским политологом Андреем Казанцевым (публикация «Риски евразийской интеграции Киргизии: как их минимизировать?») об аспектах интеграционного сотрудничества России и Кыргызстана

Водно-энергетическая дилемма

Многие проблемы первоначального этапа интеграции были бы сняты, если вхождение Кыргызстана происходило бы «единым пакетом» совместно с Узбекистаном, чего в ближайшие два-три года не приходится ожидать. С другой стороны, настоятельная необходимость вхождения Узбекистана в этот региональный проект, очевидна. Но это будет зависеть, помимо других обстоятельств, от силы притяжения нового интеграционного союза. То есть, речь идет о потенциальных способностях Таможенного союза успешно расширяться. Поэтому озабоченность и беспокойство российской стороны понятно, так как вхождение Кыргызстана происходит при недостаточности внутренних и внешних факторов, содействующих успеху.

Предложение Андрея Казанцева создать Консорциум с участием четырех центральноазиатских государств (Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана) и четырех внерегиональных игроков (России, Китая, США и ЕС) – крайне проблематичное, ибо уровень доверия между ними невысок, и в ближайшие несколько лет нет большой надежды его существенного повышения. Более того, речь идет скорее об обострении геополитического соперничества между внерегиональными игроками в нашем регионе в ближайшие пять лет. А ведь именно они, по замыслу автора, должны предоставить Узбекистану экономическую компенсацию за его потери в виде сокращения объемов поступающей воды, тем самым, дать ему, в случае невхождения в ТС, возможность постоянно выгодно спекулировать на этой теме.

В противовес предлагаю тщательно рассмотреть вопрос о том, насколько действительно обоснована озабоченность Узбекистана, который должен принять меры по техническому улучшению ирригационных систем, ибо ныне вода используется им крайне расточительно и нерационально. На самом деле, при должном уровне политического доверия и технической эксплуатации водно-энергетических систем региона, тема экономической компенсации за непоступление воды не должна была возникнуть – успешное функционирование Единого энергетического регионального кольца - и есть эффективное комплексное решение подобных вопросов. Среднесрочная цель дипломатов и политиков стран-членов ТС, защищающих идею евразийской интеграции, должна быть направлена на содействие разрешения технико-экономических и социально-политических проблем устойчивой работы расширяющегося Единого энергетического регионального кольца. Учащающиеся конфликты между Казахстаном и Узбекистаном, вкупе с проблемами таджикской и киргизской сторон, в связи с этим, должны купироваться, как можно скорее, без ущемления интересов какой-либо стороны – ибо в этом залог успешности и устойчивости реализации идей евразийской интеграции.

Но действительно необходимо предоставить Ташкенту твердые гарантии, что вода никогда не будет использоваться против него в качестве оружия.

То есть, требуется разделить возможно возникающие, с необходимостью интеграции, региональные проблемы на действительные и искусственно провоцируемые внутренними и внешними игроками.

Отмечу также, что поскольку пока не найден должный консенсус между заинтересованными сторонами по поводу строительства Камбаратинской ГЭС, а уже начат процесс вхождения Кыргызстана в ТС, то целесообразно вначале запустить хотя бы проект по Верхненарынскому каскаду ГЭС. Затем, по ходу строительства есть надежда уладить все вопросы в течение предстоящих трех-четырех лет. Крайне важно провести предварительный анализ допущенных геополитических ошибок по проекту Рогунской ГЭС, в целях их предотвращения, в случае реализации проекта К1 ГЭС.

По поводу рисков, Андрей Казанцев верно отметил присутствие китайского элемента в геополитическом региональном многограннике, с точки зрения энергетических ресурсов. Киргизия, вследствие недальновидной кредитной политики, и в отсутствие четкого определения приоритетов в заимствованиях на энергосектор страны, оказалась в «кредитной ловушке». Поэтому, Кыргызстан будет обязан построить новые ГЭСы с российской помощью, дабы отдать долги по поспешно и непродуманно взятым китайским кредитам. Ибо только так возможно предотвратить резкое повышение энерготарифов для населения, которое живет в общей массе своей в бедности и нищете. Кыргызстан, отправляя на экспорт в Китай и другие страны электричество новых ГЭС, тем самым выплатит долги по энергокредитам. Иначе власть столкнется с резким ростом социальной напряженности, которой могут удачно воспользоваться различные внутренние и внешние группы в целях, далеких от национальных интересов моей страны – а вхождение в ТС одним из таковых и является.

Экономические дилеммы

Соглашаясь с необходимостью предотвращения де-факто контрабанды китайских товаров при вхождении Кыргызстана в Таможенный союз, необходимо подчеркнуть, что производство, собственно, самого текстиля, тканей в стране ничтожно мало, когда как швейное производство действительно расцвело при импорте китайских и турецких тканей и фурнитуры. Поэтому решение этого вопроса с учетом закрепления статуса республики в рядах ТС, необходимо производить в щадящем варианте, так как действительно будут затронуты интересы мелкого и среднего бизнеса, и тысячи швей могут остаться без работы, без надежды быстрого нахождения другой работы в городе. Развитие швейного производства в нашей стране на самом деле - это попытка предотвратить окончательное сползание страны на позиции «сырьевого придатка» КНР, поскольку идет активный процесс вхождения Китая в горнодобывающую отрасль страны, помимо энергетики. Поэтому нужны российские инвестиции в сектор легкой промышленности и обработку сельскохозяйственной и животноводческой продукции, сопровождающиеся предоставлением необходимой техники и опыта специалистов из этих секторов в уже давно ставшей аграрной Киргизию. Также необходима поддержка системы професионально-технического образования и технического высшего образования.

Добавим также, что условно, как северные, так южные политические кланы в Кыргызстане в одинаковой мере склонны к сепаратному соглашательству с китайской стороной, вследствие утраты существенной части их транзитных прибылей, в случае вхождения Кыргызстана в ТС. Поэтому необходимо осуществить достоверную оценку реальных транзитных интересов Китая в нашей республике уже сейчас.

Необходимо оценить возможный уровень вывоза капитала, и в случае экстремального уровня с точки зрения масштабов нашей экономики, помочь его пресечь.

Есть риск, что интеграция приведет к снижению степени контролируемости миграционных потоков, но никак не к их взрывному увеличению, вследствие общей ограниченности населения, способной к внешней миграции.

Автором не были затронуты социально-культурные аспекты вхождения Киргизии в ТС, которые также требуют тщательного рассмотрения, в первую очередь, это касается восстановления связей в области образования и здравоохранения, социального обеспечения. Должны быть существенно повышены квоты для обучения в вузах стран-членов ТС для граждан Киргизии (не сто в год, а несколько тысяч мест).

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320