Ой Ордо
13.10.2022

Кыргызстан и Китай – 30 лет сотрудничества и добрососедства

В этом году Кыргызстан и Китай отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. Итоги кыргызско-китайского сотрудничества за 30 лет, а также его перспективы обсудили участники круглого стола: «Оценка состояния двусторонних отношений КР и КНР: проблемы и перспективы развития», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с изданием «Шелковый путь. Культурное развитие».

Как отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков, юбилейная дата показывает стабильный и стратегический характер кыргызско-китайских отношений.

- В последние 30 лет Пекин стал одним из ключевых игроков, как в Центральной Азии, так и мировой экономике в целом. Важным моментом является то, что руководство Китая постоянно подчеркивает приверженность официального курса мирному развития страны, что оказывает существенное влияние на выстраивание миролюбивых добрососедских отношений с Кыргызстаном и другими центрально-азиатскими странами. Такая позиция влияет и на концептуальные подходы к деятельности ШОС, поскольку для Поднебесной сотрудничество во имя мира является важной составляющей всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в рамках этой организации, - отметил эксперт.

Он напомнил, что в январе 2022 в ходе саммита, посвященного 30-летию установления дипотношений между Китаем и странами Центральной Азии, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что ключом к успешному сотрудничеству между Китаем и пятью центрально-азиатскими республиками являются взаимное уважение, добрососедство, дружба, взаимопомощь и взаимная выгода.

- Особо стоит сказать об опыте Китая в вопросах преодоления пандемии, которая сыграла ключевую для стран Центральной Азии роль в противодействии COVID-19. Не случайно ВОЗ дал высокую оценку усилиям китайских властей и медиков. В отчетах этой международной организации отмечалось, что пример мобилизации китайского общества стал беспрецедентным случаем в истории всемирного здравоохранения. В данном контексте хотелось бы отметить братскую, дружественную помощь со стороны КНР странам Центральной Азии. Например, Кыргызстан ее получил уже в марте 2020, когда началась первая волна пандемии, китайская сторона передала тест-системы, респираторы, и ставшие тогда дефицитными по всему миру одноразовые медицинские маски. Затем к нам прибыли и китайские медики, которые делились опытом с кыргызстанкими коллегами. Существенная финансовая помощь – на сумму более 200 тысяч долларов – пришла по линии ассоциации китайских предпринимателей в КР. Т.е. имело место не только межгосударственное взаимодействие, но и народная дипломатия, - уверен спикер.

Несмотря на то, что пандемия изменила способ коммуникации между Китаем и странами Центральной Азии, в плане закрытия границ и снижения уровня торгово-экономического сотрудничества, все эти вынужденные меры не смогли разрушить взаимодействие между странами.

- В год пандемии в многостороннем формате Китай и пять стран ЦА в июле 2020 года создали механизм встреч министров иностранных дел «С+С5». Так, ключевой темой первой встречи стала борьба с последствиями пандемии, а в итоговом совместном заявлении КНР уже заявила о готовности создать «экспресс-коридор» для удобного передвижения делового и технического персонала, а также «зеленый коридор» для бесперебойного упрощенного трансграничного грузопотока с теми государствами Центральной Азии, которые заинтересованы в этом. Таким образом, на региональном уровне была создана новая платформа независимого сотрудничества, - напомнил И. Шестаков.

По его словам, за годы сотрудничества Китай оказал Кыргызстану существенную поддержку на безвозмездной основе – более 2 млрд юаней – на реализацию инфраструктурных проектов. Речь идет о строительстве и модернизации дорог, объектов водоснабжения, строительстве жилья для работников государственной сферы.

Безусловно, одним из важных направлений регионального взаимодействия является и реализация проекта «Экономического пояса Шелкового Пути», который в условиях нынешнего глобального экономического кризиса может стать фундаментом не только для стабилизации социально-экономических процессов, но и развития инвестиционного потенциала ЦА.

- Однако, еще в 2017 году на международных конференциях по вопросам перспектив этой инициативы я говорил о том, что большинству кыргызстанцев данный проект пока широко неизвестен. Фактически не интегрировано в процесс его продвижения экспертное сообщество. Обсуждение проходит, как правило, на уровне круглых столов, но в разовых форматах и без участия представителей экспертного сообщества из Китая. Я предупреждал, что у такого глобального проекта могут быть не только сторонники, но и политические оппоненты, которые будет заполнять существующий в отношении данного проекта информационно-аналитический вакуум, возможно, исказив цель и смысл проекта, учитывая, что развитие социальных сетей позволяет без проблем вести информационные войны. И эти негативные процессы начались в 2018 году, - отметил эксперт.

Он обратил внимание, что в последние годы власти США распространяют в медиа пространстве конспирологические тезисы о «китайской угрозе», которые не имеют реальных доказательств. Западные СМИ пугают страны ЦА «кредитными ловушками», а также на системном уровне распространяют фейковые новости о «Синьцзянских лагерях перевоспитания».

- В этой связи необходимы усилия экспертного и медийного сообщества стран нашего региона и Китая, чтобы общественность имела возможность объективно оценивать результаты и перспективы межгосударственного сотрудничества. Поэтому наш сегодняшний экспертный форум, который проводится с участием и при поддержке ведущей региональной газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» является одним из реальных шагов по продвижению общественного и экспертного диалога между нашими странами, - добавил И. Шестаков.

В свою очередь эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что участие Кыргызстана в проекте «Один пояс – один путь» открывает перед республикой большие экономические возможности для торговли не только с Китаем, но и с другими странами, которых насчитывается больше 60.

Перспективным считает спикер и строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан

- Это даст нашей республике возможность улучшить инфраструктуру вдоль железной дороги, получить выход к морю через Узбекистан, экспортировать свои товары в КНР более дешевым железнодорожным транспортом, а также получать дополнительные средства за транзит, которые можно направить на развитие инфраструктуры внутри страны. Одним из приоритетных проектов для развития экономических отношений с Китаем также считаю создание торгово-логистического центра по примеру Хоргоса. Это даст нам дополнительные возможности для развития приграничной торговли, занятости местного населения и увеличения грузопотока между КНР и Кыргызстаном, - поделился мнением эксперт.

Не менее перспективным проектом он назвал проведение оптоволоконного интернета из Китая в Кыргызстан: «Это позволит иметь возможность независимости от одной страны и увеличения скорости».

Учитывая наличие дешевой электроэнергии, по мнению спикера, есть возможность для строительства завода по производству по китайским технологиям электрических батарей и зарядных устройств для автотранспорта и др.

- Такое производство позволит стране перевести весь общественный и гражданский транспорт на электрическое питание и улучшит экологию в десятки раз, а также позволит использовать сэкономленные средства от приобретения горюче-смазочных материалов на развитие других производств внутри страны и создание рабочих мест, - уверен Б. Курамаев.

По его словам, стремительный рост экономики Китая стал возможен, благодаря цифровизации и прозрачности налоговой политики.

- Сегодня в Китае уже практически не используются наличные деньги, т.к. повсеместно внедряются цифровые технологии. Даже торговцы на улицах имеют «Q-код», через который оплата поступает на их счет, благодаря чему исключается сама возможность существования теневой экономики. Мы могли бы перенять этот опыт. На мой взгляд, это даст сильнейший толчок для роста доходов нашего государства и исчезновения теневой экономики, - отметил спикер.

Он также напомнил, что в 2001 году Кыргызстан вместе с Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и КНР образовали Шанхайскую организацию сотрудничества, основной целью которой было решение пограничных вопросов и региональной безопасности. В результате сотрудничества в этой организации между Кыргызстаном и Китаем были решены все пограничные вопросы, а также вопросы мирного сосуществования.

- В настоящее время ШОС расширила формат сотрудничества между членами организации. Сегодня она включает торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения, а также вопросы безопасности, причем, не только на региональном, но и на международном уровнях, - добавил эксперт.

Как отметил экс-вице-премьер КР Токон Мамытов, сегодня ШОС не только де-юре и де-факто вышла на глобальный и региональный уровни как реально действующая сила, но и приобрела мощный политический потенциал сдерживания, направленный как против «трех зол», так и против гегемонизма во всех его проявлениях.

- Ряд экспертов обращают внимание на идею использования ШОС не только как средства борьбы против «трех зол», но и как скрытый ресурс России и Китая для «сдерживания» Запада, прежде всего, США и НАТО, и ресурс адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы в Центральной Азии. Объективная реальность такова, что в ЦАР сегодня и на ближайший период будут параллельно развиваться 4 основных проекта, связанных с безопасностью: ОДКБ-СНГ; ШОС; «Партнерство ради мира» - НАТО; Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Однако, следует подчеркнуть доминирующую роль первых двух в плане влияния их на ситуацию в центрально-азиатском регионе, - отметил спикер.

В новых современных условиях экономике стран к Центральной Азии, являющихся членами ШОС, возрастает необходимость разработки и реализации в жизнь новой региональной стратегии этих государств, основанной на реализации принципа региональной самодостаточности.

- Важно отметить, что, поскольку страны не похожи друг на друга, то они должны найти собственные пути к устойчивому развитию и разработать свой национальный план перехода на путь устойчивого развития, основанный на сильных сторонах и возможностях каждой страны. Устойчивое развитие должно рассматриваться как процесс достижения сбалансированности во всех сферах развития страны. Поэтому цели и направления развития должны постоянно корректироваться. Следует подчеркнуть, что в настоящее время между странами-членами ШОС установлено небольшое число устойчивых экономических связей. Но только интеграция может обеспечить согласование экономических интересов отдельных государств и разрешение противоречий глобализации при тесном производственном и научно-техническом объединении национальных хозяйств, при условии обработки и реализации международных программ производственной и научно-технической интеграции и создания совместных предприятий и организаций, вследствие чего появляются и общие экономические интересы, - подчеркнул Т. Мамытов.

По его словам, взаимодействие в реальном секторе экономики – основа интеграционного процесса. Устойчивые «зоны свободной торговли», общие рынки могут быть созданы только на базе такого взаимодействия, предполагающего регулируемое использование национального и иностранного капитала.

Говоря о сотрудничестве КНР и КР, он отметил, что 30 лет назад, 5 января 1992 года, в ходе визита китайской правительственной делегации в Бишкеке было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Кыргызстаном и Китаем – с этого момента и началась новая история взаимоотношений между странами.

- Заложенные в Совместном коммюнике принципы уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и выгоды, мирного сосуществования стали и по сей день остаются краеугольным камнем двусторонних кыргызско-китайских отношений. За 30 лет создана солидная нормативно-правовая база двустороннего сотрудничества, охватывающая все области межгосударственных отношений, это более 220 межгосударственных, межправительственных, межведомственных и межрегиональных договоров и соглашений, - поделился информацией спикер.

Он напомнил, что в 2022 году Кыргызстан и Китай отмечают не только 30-летие установления дипломатических отношений, но и 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой. Этот Договор не только вобрал в себя опыт и анализ ранее подписанных двусторонних документов, но и придал дополнительный мощный импульс интенсификации, углублению, расширению и развитию связей на различных уровнях.

- Вопросы обеспечения мировой и региональной безопасности и стабильности традиционно остаются одним из основных приоритетов внешней политики Кыргызстана и Китая. Наши государства имеют единые позиции по вопросам борьбы с «тремя силами зла». В данном направлении в 2019 году был учрежден межведомственный межрегиональный механизм сотрудничества «Диалог по вопросам безопасности между КР и КНР», - напомнил Т. Мамытов.

Он подчеркнул, что за 30 лет Китай стал одним из главных торгово-экономических партнеров Кыргызстана. Благодаря высокому уровню двусторонних отношений успешно реализованы совместные проекты в сфере энергетики и транспорта. В частности, строительство и запуск линии электропередач «Датка-Кемин», реабилитация автомобильных дорог «Ош-Баткен-Исфана», «Бишкек-Балыкчи» и «Бишкек-Нарын-Торугарт», модернизация ТЭЦ «Бишкек», автомобильная дорога «КНР-КР-РУз», а также альтернативная автомобильная дорога «Север-Юг». Реализация вышеуказанных проектов способствовала укреплению энергетического и транспортно-логистического потенциала Кыргызстана.

- Скорейшая практическая реализация проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан должна стать значимым шагом к полноценному раскрытию транзитного потенциала центрально-азиатского региона и важным звеном в продвижении инициативы «Один пояс – один путь», - уверен эксперт.

По его словам, отношения между Кыргызстаном и Китаем представляют собой образцовый пример добрососедства, дружбы и сотрудничества, основанного на высоком уровне взаимного доверия, взаимного уважения, общности интересов по широкому кругу международных и региональных вопросов, а также стремлении к совместному развитию.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320