Общество
15.07.2014

Кыргызстан ежегодно теряет 2,5 миллиарда тонн воды

Из-за глобального потепления к 2100 году страна может остаться без ледников и оказаться с дефицитом воды.

Вопросы обеспечения Кыргызстана водой стали темой прошедшего в рамках Клуба экологической журналистики экспертного обсуждения «Водные ресурсы Кыргызстана: проблемы сохранения ресурсов и обеспечения населения».

Как сообщил участникам клуба замдиректора Центра по изменению климата в Кыргызской Республике Шамиль Ильясов, существующая в республике система мониторинга водных ресурсов далека от совершенства. Поэтому конкретной информации о водных запасах в Кыргызстане нет.

– К сожалению, наша система мониторинга абсолютно по всем вещам: что по поверхностному стоку, что по озерам, подземным водам, ледникам – очень далека от совершенства. Точных же цифр, наверное, не знает никто. Что касается водохранилищ – у нас около 2000 озер, крупных водохранилищ – 12, – сказал ученый.

От представителей СМИ прозвучали вопросы, связанные с ситуацией с ледниками республики. Как известно, в ЖК был инициирован «Закон о ледниках», который был отклонен президентом и нуждается в серьезных доработках, поскольку часть его статей связаны в большей степени с борьбой с инвесторами.

По словам Шамиля Ильясова, насчет ледников не надо заблуждаться, что они являются основными источниками водных ресурсов для страны, поскольку ледники пополняют водные запасы страны всего лишь на 6 процентов. Остальное пополнение идет за счет осадков.

– Таяние ледников не происходит из-за разработки «Кумтора» и других месторождений. Гораздо больше теряется за счет глобального потепления. Ну, примем мы закон о ледниках, запертим всякую деятельность разработчиков месторождений вокруг ледников, но они все равно будут продолжать таять – от этого никуда не денемся. И сейчас наша страна теряет гораздо больше по климатическим причинам, чем из-за разработки месторождений вокруг ледников. Все эти промышленные предприятия – как комариный укус. Это мизерная составляющая. Что закон о ледниках, что другое законодательство, регламентирующее четко и понятно деятельность хозяйственных объектов – необходимо. Позиция «вот остановим Кумтор – сбережем ледники» является абсолютной чушью. Это никак не связано между собой, – подчеркнул Ш. Ильясов.

club

Начальник информационно-аналитического центра Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Екатерина Сахваева сообщила, что закон о ледниках был инициирован депутатской группой.

– В данном Законе имеются серьезные противоречия. Например, в одной статье говорится, что вся экономическая деятельность, влияющая отрицательно на состояние ледников, запрещается. Но в то же время, в другой статье говорится, что необходимые финансовые средства на сохранение ледников формируются из взносов предприятий. Но если деятельность запрещается, какие могут быть в таком случае выплаты? Получается, из-за того, что много подобных замечаний, правительство стоит перед дилеммой. Если принять закон– получается, «Кумтор» надо закрывать. Если закрываем «Кумтор» – нет поступлений в бюджет и т.д. Сейчас создана согласительная рабочая группа, которая должна сделать заключения по закону и придти к единому какому-то мнению. Я согласна, что мы, принимая такой закон, ледники не спасем. Они начали таять в Кыргызстане еще в 1977 году. Таяние снежных шапок и их деградация – это глобальный процесс, требующий усилий всего человечества. По прогнозам, к 2100 все ледники, кроме узла Хан-Тенгри, растают. А этим законом мы только усугубляем себе жизнь, – полагает Е. Сахаева.

Также эксперты особо отметили, что последняя инвентаризация состояния ледников в республике проводилась в 1960 – 1980-е годы. За последние 20 лет эта работа в стране не проводилась из-за отсутствия средств у государства. В целом, все предложения кыргызстанских ученых по более эффективному управлению водой, так и остались на бумаге.

В результате страна бездарно расходует воду, используя допотопную и морально устаревшую инфраструкуру. Не случайно на заседании Клуба было отмечено, что республика ежегодно теряет 2,5 миллиарда тонн воды из-за того, что ее перегоняют по земляным каналам. Большой резерв в сохранении водных ресурсов – это реабилитация ирригационных систем. Но на строительство современных трубопроводов и создание систем капельного орошения для сельскохозяйственных нужд, опять же, у государства денег нет. В этом плане Шамиль Ильясов привел пример Казахстана, где на уровне законодательной и исполнительной власти созданы условия для рационального использования водных ресурсов. На нужды водников Кыргызстана выделяется примерно 500-600 млн. сомов в год, которых хватает только на ремонт аварийных участков существующих систем.

Мария Орлова.
Игорь Ермаков.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320