В центре внимания
24.12.2010

Кыргызстан должен приять решительные меры по устранению последствий деиндустриализации экономики страны

Группой ученых НИИ Инновационной экономики подготовлен проект программы правительства Кыргызской Республики по стабилизации и экономического развития. Руководитель института профессор Шайлобек Мусакоджоев прокомментировал «Региону.kg» ситуацию в республике и перспективы развития кыргызстанской экономики.

- Анализ итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за последние десять лет свидетельствует о позитивных тенденциях экономического развития, некоторой стабилизации и улучшении основных макроэкономических показателей. В частности в прошлом году был преодолен уровень спада производства девяностых годов и объем ВВП составил 100,48 % к уровню 1991 года. Однако еще сложно говорить об устойчивой тенденции макроэкономического развития. Даже в последние годы наблюдаются некоторые перепады в динамике макроэкономических показателей.

Например, если темпы роста ВВП в 2000 и 2001 годах сохранялись на одном уровне и составили 105,3 %, то в 2002 и 2005 годах рост ВВП не наблюдался. В 2008 г. этот показатель составил 107,6 %, а в 2009 г. – 104,48 %. Существенное влияние на развитие нацэкономики оказало замедление темпов экономического роста в крупнейших странах мира вследствие продолжающегося мирового финансового и экономического кризисов. А нестабильность политической обстановки в Кыргызстане усугубило ситуацию. Поэтому ожидается снижение объема ВВП в 2010 году, что, несомненно, приведет к удорожанию иностранной валюты.

Состояние промышленности, важнейшей отрасли реального сектора экономики, за анализируемые годы также характеризуется неоднозначно

В обрабатывающей промышленности в 2008 г. после двух предыдущих лет падения наблюдался значительный рост (123,6 %), но в 2009 г. снова произошло снижение индекса физического объема промышленной продукции (92,2 %), в том числе: в текстильном и швейном производстве (69,9 %), в химическом производстве (56,9 %), в производстве машин и оборудования (83,4 %), и т.д.

- С чем это связано ?

- Основные причины снижения объема производства промышленной продукции связаны с увеличением износа основных средств производства.

Согласно статистическим данным, коэффициент их износа за 2000-2009 гг. в целом по промышленности увеличился с 38 % до 46,9 %, в обрабатывающей промышленности, соответственно с 40,4 % до 49,2 %, металлургическом производстве с 51,1 % до 67,0 %, в производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов с 51 % до 75,7 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды с 34,3 % до 39,8 % и т.д.

Замедлилось и обновление основных средств. Так, за последние девять лет обновление машин и оборудования в целом по промышленности снизилось с 16,43 % в 2000 году до 6,12 % в 2009 . В горнодобывающей промышленности, соответственно, с 20,17% до 12,93%. В металлургическом производстве с 0,9 %до 0,49%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды- с 29,48 % до 4,3 % и т.д.

За анализируемый период производительность труда в целом по промышленности снизилась в 2,73 раза. В горной добыче это снижение составляет в 7,22 раза, в обрабатывающей промышленности, соответственно в 2,31 раза, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2,06 раза. Структура производства ВВП в 2009 г. сложилась следующим образом: доля промышленного производства – 13,0%, сельского хозяйства – 26,0%, строительства – 3,6% и доля услуг – 45,3%, чистых налогов на продукты и импорт – 11,1%.В истории своего развития страна еще не имела подобного спада промышленного производства. Даже 1934 г. удельный вес данной отрасли в Кыргызстане составлял 23,5%, а к 1940 г. данный показатель возрос до 50,3 %.

Эти данные свидетельствуют, прежде всего, об утрате того экономического потенциала, которым обладала наша республика. Именно в этом кроется главная причина высокой безработицы в нашей стране . Народное богатство, создававшееся в течение многих десятилетий силами нескольких поколений, с наступлением 90-х годов подвергалось тотальному и методичному разрушению. В Кыргызстане «управляли» экономикой отечественные и зарубежные «реформаторы». Разбазаривались, и за бесценок продавались уникальные промышленные объекты, появилась тотальная криминализация жизни.

При таком положении вряд ли можно рассчитывать на высокие показатели, создании основ для инновационной модернизации всех отраслей экономики и увеличении объемов конкурентоспособной продукции. Из всего этого вывод один - нужны решительные меры по устранению последствий деиндустриализации экономики страны! И одними призывами проблемы не решить. Возникла необходимость разработки общенационального стратегического документа.

- Который ....

-...должен определять конкретные пути и способы преодоления отрицательных последствий экономики, обеспечивающего устойчивое планомерное повышение благосостояния граждан в долгосрочной перспективе.

В силу сравнительно небольших размеров экономики и ее открытости Кыргызская Республика во многом зависит от воздействия внешних факторов, что еще более усиливает актуальность разработки данного документа. В этом аспекте особо актуальна стратегия «заимствования» и «переноса» инновационных технологий.

Реализация нашей программы инновационной модернизации экономического развития Кыргызской Республики до 2035 года, прежде всего, зависит от финансовых потоков. Научно обоснованный аспект достижения поставленных целей требует, прежде всего, обеспечения источников финансирования капиталовложений ежегодно в размере не менее 25% к ВВП. В 2009 г. данный показатель по Кыргызской Республике составил 19,0%. Следовательно, необходимо добиться значительного, ежегодного повышения доли накопления за счет снижения доли потребления в ВВП. При этом обеспечение роста прямых иностранных инвестиций, иностранных кредитов, грантов и помощи должно стать главным направлением экономической политики правительства.

- И какие основные приоритеты вашей программы развития кыргызской экономики?

- Эффективное использование ресурсного потенциала экономики, полезных ископаемых с учетом национальных интересов – главный вопрос экономического развития страны.

Кыргызстан располагает значительным ресурсным потенциалом для экономического и социального развития, включая крупные месторождения полезных ископаемых, большие запасы топливно-энергетических, водных, минерально-сырьевых, земельных, биологических ресурсов. Однако уровень и эффективность использования этих важнейших ресурсов остается низким.

Так общая площадь земель составляет 19 995,0 тыс. га, из них на долю сельскохозяйственных угодий приходится 10 766,4 тыс. га Пахотные земли составляют 1283,7 тыс. га.

Однако трансформация сельскохозяйственных угодий происходит на фоне ускоренного развития антропогенных процессов, таких, как эрозия почвы, снижение содержания гумуса, загрязнение продуктивных угодий, необоснованный отвод земель для несельскохозяйственных нужд, продолжающийся рост земель, неблагополучных по мелиоративному состоянию. Это отрицательно сказывается на развитии сельскохозяйственного производства. Деградация земель представляет собой серьезную угрозу национальной экономике. Использование сельскохозяйственных угодий под несельскохозяйственные нужды является ущербным и ведет к сокращению производства продовольственных ресурсов.

В этой связи назрела необходимость введения на законодательном уровне запрета на перевод сельскохозяйственных угодий, особенно пашни в другие категории пользования.

Водные ресурсы Кыргызстана являются одним из главных национальных богатств, играющих важнейшую роль в жизнедеятельности человека, формировании животного и растительного мира, развитии производительных сил не только нашей республики, но и ряда районов Узбекистана, Казахстана, Китая. Однако эти ресурсы также зачастую не используются в национальных интересах, для их рационального, бережного использования требуются огромные капитальные вложения в сооружение водохранилищ, ирригационных систем и создание эффективного межгосударственного механизма водопользования.

Минеральные ресурсы играют важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста. Являясь базисом экономики, они во многом определяют потенциал страны, развитие и размещение ее производительных сил. Поэтому те государства, которые смогли создать прочную минерально-сырьевую базу и обеспечить ее рациональное использование, имеют неоспоримые преимущества перед другими странами.

Республика, обладая значительными ресурсами, располагает реальными возможностями для подъема экономики страны.

- Наверно и добыча и переработка минерального сырья являются приоритетным направлением в развитии национального хозяйства?

- Несомненно. К настоящему времени в стране выявлено более 15 000 месторождений и рудопроявлений различных видов полезных ископаемых, часть из которых в советское время разведана и оценена с подсчетом запасов по промышленным категориям и учтена Государственным балансом запасов месторождений полезных ископаемых.

Анализ потенциальных возможностей разведенных и прогнозных ресурсов полезных ископаемых республики показал, что они значительны. Сегодня запасы минерально-сырьевых запасов оцениваются от 60 млрд. до 3 трлн. долл. США. Более половины из них приходится на металлы (67,6 %), далее, по значимости, идут неметаллические ископаемые, строительные материалы (25 %), на остальные - около 8 %, то есть потенциальные возможности разведанных промышленных запасов полезных ископаемых республики достаточны для успешного развития отраслей добывающей промышленности на долгие годы.

Кроме вышеперечисленных видов и количества полезных ископаемых, в Кыргызской Республике выявлены месторождения марганца, железа, титана, урана, платиноидов, алмазов, ювелирных камней и других, которые не вовлечены в геологоразведочные работы. Попутно с медью, ураном и редкоземельными элементами подсчитаны запасы рения, скандия, лантаноидов и др. Подавляющее большинство этих элементов в той или иной мере поддается попутной добыче, и внедрение технологии их извлечения могло бы значительно увеличить эффективность отработки существующих месторождений.

- Еще один из приоритетов-развитие энергосектора?

- Конечно, сегодня в электроэнергетике наблюдается диспропорция в структуре и размещении генерирующих сетей: недостаточное развитие системообразующих электрических сетей, ограничивающее их пропускную способность и повышающее риски ограничения потребителей. Положение усугубляется финансово-экономическим кризисом, связанным с неплатежами и хищениями, коррупцией, а также неэффективным управлением отраслью.

Темпы снижения производства и распределения газа, воды и электроэнергии в 2009 г. к 2008 г. составило 98,7 % (к 2000 г. реальный темп снижения составил 91,9 %).

Топливно-энергетический комплекс республики, несмотря на наличие значительных ресурсов, и созданных производственных мощностей, в целом не покрывает потребности экономики, социальной сферы в энергоносителях. В общем объеме потребления почти 50 % энергоносителей импортируется из других государств. Рост стоимости энергоносителей, низкое качество, устаревшее оборудование, огромные потери при производстве, транспортировке, распределении и потреблении снижают конкурентоспособность экономики страны не только на внутреннем, но и на международных рынках.

По результатам прогнозных оценок, объем топливно-энергетических ресурсов в республике составляет примерно 1,8-2 млрд. В развитии топливно-энергетического комплекса, в повышении эффективности его функционирования определяющую роль играет электроэнергетика. При этом должно обеспечиваться:

развитие электроэнергетики более высокими темпами, поскольку она определяет устойчивость экономики республики и имеет значительный ресурсный потенциал; строительство, модернизации и освоение проектных мощностей действующих станций, строительство Камбаратинских ГЭС 1, 2 и других ГЭС на реках Нарын, Сарыджаз.

ОАО «Электрические станции», объединяющее ГЭС и ТЭЦ и испытывающее тяжёлое финансовое положение, не сможет в полной мере самостоятельно решить вопросы инвестирования в модернизацию, новое строительство, применение новейших технологий и оборудования, что также осложнено огромными капитальными затратами.

Стратегические направления развития и модернизации электроэнергетического комплекса, в рамках формирования отраслевой народнохозяйственной структуры, должны предусматривать повышение эффективности производства. Необходим взвешенный и всесторонний учёт внутренних особенностей и внешних факторов, определяющих выбор оптимального направления развития и рационального использования ресурсного потенциала гидроэнергетики.

Модернизация шахт и разрезов, дальнейшее развитие угольной промышленности, добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов будут иметь в основном местное значение. В перспективе будет продолжать в значительной мере импорт в республику нефти, нефтепродуктов и газа.

Кроме того в нашей программе отражены и другие меры роста экономики. А именно энергосбережение, как средство воздействия на модернизацию ТЭК. Энергосбережение в экономической политике правительства республики должно стать одним из высших приоритетов в проведении энергетической стратегии развития. Энергоёмкость экономики в Кыргызстане в 4-5 раз выше, чем во многих других развитых странах мира, что влияет на низкую конкурентоспособность реального сектора республики на международных рынках.

Также потребность в инвестициях для развития энергетического сектора по первому сценарию оценивается в объеме 3,02 млрд. долл. США.

- Сегодня специалисты говорят о том, что наряду с крупными ГЭС и ТЭЦ необходимо сооружение малых ТЭС, особенно в горных районах...

- Да, потому что это позволит обеспечить развитие малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства, промышленности, туризма, улучшить социально-бытовые условия населения, работающего в сфере отгонного животноводства, будет способствовать развитию старательных артелей, организации сезонной переработки сельскохозяйственного сырья, производству лесных строительных материалов и т.д.

На сегодня специалистами энергетиками предлагается проект по строительству ТЭС на угольном бассейне Каракечещ, но надо отметить, что запасы этого месторождения позволяют построить не только мини-ТЭС, но и крупные ТЭС. В Иссык-Кульской области имеются достаточные запасы угля месторождения Джергалан, на базе которого можно создать сеть мини ТЭС для данного региона, в частности южного побережья.

При разработке Кавакского бассейна необходимо, кроме запасов Каракечщщ, также уделить внимание месторождениям Кашкасуу, Кокмойнок и Минкуш, запасы которых позволяют строитель и мини-ТЭС.

Наибольшие запасы угля расположены в южных областях, где сосредоточены остальные пять крупных угольных бассейнов. В Североферганском бассейне в районе семи месторождений (Аркит, Падшата, Ходжата, Тегенек, Каратут, Ташкумыр и Майлисуу) можно создать несколько мини-ТЭС, которые способствовали бы улучшению социально-экономического положения региона. Так, на месторождении Тегенек можно добывать до 20-25 тыс. т угля в год, Ташкумыр – не менее 30 тыс. т, а запасы месторождения Каратут составляют более 25 млн. т, что позволяет сооружать сети мини-ТЭС.

Экономическая целесообразность развития сети мини-ТЭС определяется многими факторами, главными из которых являются: относительно небольшие капиталовложения в оборудование, материалы, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, сжатые сроки строительства, быстрые сроки окупаемости капитальных вложений; и т.д.

- И на какие же результаты мы можем надеяться при успешной реализации этой программы?

В конечном итоге, стратегия должна быть нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. При этом инновации должны быть отнесены к основным факторам, определяющим конкурентоспособность национальной экономики. Полноценное использование инноваций, успешная реализация стратегий наращивания, трансферты и перенос высоких технологий для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможны лишь при проведении государством активной, целенаправленной инновационной политики.

Реализация мер по снижению налогового бремени на экономику и дерегулированию деятельности предпринимательства существенно изменит соотношения между "официальной" и "теневой" экономикой.Активное проведение индустриальной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,-8,2% в год. Это позволит увеличить к 2020 году по сравнению с 2008 годом объем ВВП примерно в 2 раза. А к 2035 году Кыргызстан должен войти в группу первых пятидесяти стран мира со средним уровнем дохода – с объемом ВВП на душу населения в более 10 тыс. долл. США.

Успешная реализация намеченных в такой программе параметров позволит преодолеть отрицательные последствия деиндустриализации экономики страны, и довести долю промышленного производства в общем объеме ВВП до 30 и более процентов, что реально возможно только при осуществлении инновационной модернизации всей экономики страны.Главным результатом должно стать то, что к 2035 году Кыргызстан должен войти в группу передовых 50 стран мира со средним уровнем дохода – с объемом ВВП на душу населения более 10,0 тыс.долл. США.


В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320