Недостатки бюджета...
В первую очередь его огромный дефицит: 21 млрд. сомов или 9% к ВПП. Нехватка средств в бюджете страны после апрельских и июньских событий составила 21,6 млрд. сомов (данные на 29 октября 2010 года) или 10,1% к ВВП. Такого в истории Кыргызстана не было! Для сравнения надо отметить, у РФ этот показатель составил за 2010 год 3,5-4 % к ВВП. При этом в России считают такой показатель неутешительным, потому что в предыдущие годы его показатели составляли 2,2-2,5 процентов. Да и в других развитых странах мира данный уровень не превышает 3-5%.
В этой связи Кыргызстан должен изыскать средства на покрытие дефицита бюджета, иначе нас ждут серьезные последствия, такие как дефолт и гиперинфляция. Что означает, что наша страна «банкрот», и неспособна производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные платежи. В свою очередь гиперинфляция может иметь еще более тяжелые последствия. Она приведет к исключительно быстрому росту цен, к разрушению денежно-кредитной системы, к обесцениванию результатов труда, к росту безработицы и, наконец, к снижению инвестиционной активности.
Правительство хочет привлечь инвесторов в золотодобывающие предприятия страны и за счет этого планирует получить дополнительные 583 млн. долларов США. Еще мы хотим получить за счет приватизации госсобственности 3 млрд. долларов США. Блестяще... Но все эти средства только на бумаге. Иначе говоря, готовы ли инвесторы вложить такие деньги - большой вопрос.
В бюджет 2011 года заложено привлечение более 18 млрд. сомов, из которых всего 7,7 млрд. сомов - гранты, а 10,3 млрд. сомов - кредиты. Иными словами, Кыргызстан около 60% средств берет в долг у внешних доноров, тем самым долговое бремя страны увеличивается на 55% к ВВП. И при этом члены правительства до этого неустанно твердили, что увеличения кредитного бремени неприемлемы для страны. Следует отметить, что на сегодняшний день объем внутреннего долга страны составляет 8,6 млрд. сомов. Объем внешнего долга составляет 2 618 млн. долл. США, что эквивалентно примерно 125 млрд. сомов или в 12 раз превышает объем внутреннего долга. Таким образом, к концу 2012 г. прогноз дефицита бюджета возрастает до 24 млрд. сомов, как следствие – гиперинфляция.
Армия госбюрократов...
Численность государственных служащих в Кыргызстане составляет 17 829 человек. Если сократить их на 50%, можно было бы сэкономить расход бюджета на 5-6 млрд. сомов. Но, как мы видим, согласно проекту бюджета на 2011 год, общая доля госрасходов в структуре ВВП достигнет 37%, то есть, заметен явный рост госаппарата и госбюрократии. Рост государственных расходов по сравнению с 2010 годом составит 136,6%. А по сравнению с «бакиевским» 2009 годом – 141%. Тут надо особо отметить, что расходы правительства увеличились на 90%, а ЖК на 57% по сравнению с 2010 годом. В то же время, на такие неконкретные статьи расходов, как «текущие, различные прочие», «приобретение прочих услуг», «расходы, представленные единой статьей» в совокупности было выделено 30% всех государственных расходов. По мнению эксперта, члена Бишкекского делового клуба Азамата Акелеева, необходимо пролить свет на сущность данных статьей. Председатель Комитета ЖК КР Акылбек Жапаров на общественном обсуждении «Бюджет – 2011. Проблемы и решения» отметил, что не указано, на что именно направлены эти 30% от расходной части бюджета. В данной сфере отсутствует прозрачность и подотчетность, что дает шанс для различных злоупотреблений, возможности для коррупционной деятельности. К тому же, многие услуги являются лишними или дублирующими.
Асоциальный бюджет...
Хотя правительство заверяет о том, что предложенный им проект бюджета, социально ориентирован, совокупная доля социальных расходов (социальная защита, образование, здравоохранение) составляет лишь 10% от ВВП, когда расходы госструктур составляют 37% от ВВП. Бюджет явно ориентирован на чиновников.
Для сравнения, доля социальных расходов в развитых странах равна 24% ВПП. Не зря на заседании парламента в ходе обсуждения бюджета лидер фракции «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев заявил о необходимости сокращения расходов на содержание аппарата Розы Отунбаевой. Парадокс, что в стране с парламентским управлением на содержание аппарата президента в бюджет 2011 года заложено 829 млн. сомов, а для Жогорку Кенеша 416 сомов.
Депутат парламента от фракции «Ар-Намыс» Анарбек Калматов на том же заседании поинтересовался, почему в государственный бюджет не поступают средства в виде дивидендов от полученной прибыли ОАО «Кыргызтелеком». При доходе предприятия в 2,6 миллиарда сомов в казну поступает около 40 миллионов. Для информации: доля государства с этого предприятия составляет 80%. «Вы ставите очень правильный вопрос, который требует разрешения. Стоит отметить, что подобная ситуация сложилась и касаемо «Кыргыз темир жолу», Международного аэропорта «Манас». При проведении правильной бюджетной политики государственная казна может получить свыше 3 миллиардов сомов прибыли, а не 600 миллионов, как сейчас», - поддержал коллегу Акылбек Жапаров. И, безусловно, эти средства можно было бы отправить на социальные нужды.
У кого какие цели?
Первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов сообщил журналистам, что парламент, возможно, преследует политические цели, подвергая критике бюджет 2011 года и деятельность правительства. «Конечно, природа парламента такова, что он может критиковать нас за бюджет, а правительство за невозможность его пополнить. Однако я верю, что Жогорку Кенеш утвердит проект нынешнего бюджета. В случае если мы не сможем выполнить свои обязательства, тогда мы - нынешний состав правительства - готовы полностью уйти в отставку», - заявил первый вице - премьер.
Канат Нуркулов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320