В рамках межправительственного совета стран-участниц ЕАЭС, проходившего в Ереване, премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков провел переговоры с главой правительства Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым
Во время встречи стороны обсудили проект дорожной карты, о разработке которой договорились несколькими днями ранее, в рамках рабочего визита премьер-министра КР Сапара Исакова в Астану.
Стоит отметить, что пока страны не пришли к консенсусу по данному документу, который состоит из 48 пунктов и направлен на разрешение всех имеющихся вопросов между двумя странами. Премьер-министры поручили соответствующим структурам в оперативном порядке доработать проект дорожной карты.
По мнению экспертов, премьер-министр КР остался не удовлетворен итогами переговоров с коллегой из Казахстана, поэтому озвучил сложившуюся между странами ситуацию на расширенном заседании Евразийского межправительственного совета.
«Договорная правовая база Евразийского экономического союза дает нам все основания говорить о том, что транспортные средства, груженные нашими товарами, не должны простаивать на границе. Мы ведем переговоры с нашими партнерами из Казахстана на уровне премьер-министров. Но вопрос в том, должны ли быть эти проблемы? И соответствует ли это духу нашего партнерства, тех договоров, которые мы подписали? Нет, не соответствует», - заявил Сапар Исаков.
При этом глава правительства также отметил, что преодолеть нынешний дисбаланс и выйти на качественно новую модель развития, которая откроет широкие перспективы для стран, можно только совместными усилиями.
«Государства-члены нашей организации должны помнить, что цель нашего союза — это стабильность и процветание и принципиально новое качество жизни для наших граждан, и мы не должны тратить силы и время на продвижение узконациональных интересов и заведомо неэффективных для союза проектов», - подчеркнул он.
Между тем, межправительственный совет стран-участниц ЕАЭС не способствовал урегулированию разногласий между Кыргызстаном и Казахстаном по вопросу прохождения товаров из КР через межгосударственную границу. Россия, Беларусь и Армения предпочли воздержаться от оценок кыргызско-казахского прецедента, предоставив республикам решать свои спорные вопросы в двустороннем формате.
Стоит отметить, что фуры, направляющиеся в страны ЕАЭС, груженные товарами, произведенными в Кыргызстане, в том числе и скоропортящейся сельхозпродукцией, уже более двух недель не могут пересечь кыргызско-казахскую границу из-за того, что с 10-го октября этого года Казахстан усилил пограничный контроль в отношении транспортных средств и товаров из Кыргызстана.
Казахская сторона заявила, что усиление контроля на КПП осуществляется в рамках плановой проверки по выявлению контрабанды. Однако эксперты считают, что проводя подобные проверки, Казахстан нарушает не только правила ЕАЭС. Такие действия противоречат нормам СНГ, ВТО и международному праву.
- Сапар Исаков сделал первый шаг, когда поехал в Астану. Наше правительство ведет адекватную аргументированную линию в переговорах, но мы пока не используем все козыри, которые у нас есть. Между тем, мы видим, что происходит эскалация конфликта. И я думаю, что больше потерь понесет сам Казахстан, учитывая, что сейчас геополитическое положение и региональное лидерство соседней республики заметно снизилось, - подчеркнул в беседе в «Регион.kg» независимый эксперт Эдил Осмонбетов.
Между тем он также считает, что разногласия в кыргызско-казахских отношениях негативно отражаются на имидже всего Евразийского объединения. Комментируя итоги межправительственного совета в Ереване, эксперт отметил, что он показал «неспособность ЕАЭС решать подобные вопросы».
- Я считаю, что ЕЭК и руководство стран ЕАЭС должны были дать оценку происходящему. Но никакой реакции с их стороны мы не увидели. И это очень плохо по нескольким причинам. Во-первых, это говорит о том, что в рамках союза нет механизмов для разрешения подобных ситуаций. Во-вторых, страны, которые сейчас находятся на пороге объединения – Таджикистан, Узбекистан – смотрят, как будет развиваться ситуация, и от того, как она решится, во многом будет зависеть их решение. В-третьих, данный инцидент подвергает тестированию геополитический проект ЕАЭС в целом, учитывая, что за развитием ситуации пристально наблюдают внешние игроки, которые могут воспользоваться разногласиями между участниками интеграционного проекта в своих целях, - добавил Эдил Осмонбетов.
Однако, его мнение разделяют не все эксперты. Так, по мнению исполнительного вице-президента КСПП Шамиля Борончиева, нынешняя ситуация в кыргызско-казахских отношениях не только не сможет подорвать авторитет ЕАЭС, но и будет иметь ряд позитивных последствий.
- Не смотря на то, что объединение достаточно молодое, интеграция внутри него проходит достаточно интенсивно, учитывая активность всех стран. Поэтому я считаю, что ситуация возникшая между Кыргызстаном и Казахстаном не может нанести существенного ущерба ЕАЭС – ни в плане его состава, ни в плане имиджа. Более того, я уверен, что все, что ни делается, делается к лучшему. Эта ситуация лишь подтолкнет ЕЭК и руководство стран-участниц союза к тому, что нужно принимать какие-то надзаконные акты с целью разработать механизмы разрешения подобных споров внутри объединения, чтобы впредь таких ситуаций не возникало, - подчеркнул эксперт.
В свою очередь экс-вице-премьер КР Олег Панкратов считает, что кыргызско-казахский инцидент лежит исключительно в политической плоскости, а значит и методы его урегулирования нужны вовсе не экономические.
- Все озвучиваемые сегодня доводы – это лишь попытка со стороны Казахстана легализовать ситуацию и подвести ее хоть под какие-то международные нормы. Истинная же причина разногласий между странами лежит на поверхности, и находится она не в экономической плоскости. А значит, и решаться она должна и будет соответственно, т.е. на уровне президентов двух стран, - отметил Олег Панкратов.
При этом он подчеркнул, что «разруливать» ситуацию с Казахстаном придется уже новому президенту Сооронбаю Жээнбекову после его вступления в должность.
- Я думаю, что ситуация разрешится, когда новый президент войдет в контакт с руководством Казахстана. Но здесь надо понимать, что он окажется в достаточно сложной ситуации. К сожалению, будем так говорить, стартовые позиции у него не самые лучшие, потому что попытка найти общий язык с руководством Казахстана не только повлечет встречные шаги со стороны соседей, но потребует определенных компромиссов. Сооронбаю Жээнбекову необходимо будет предложить конструктивную повестку дня, - уверен экс-вице-премьер.
В связи с чем, эксперты рекомендуют руководству Кыргызстана отказаться от импульсивных решений, каковым стал, например, отказ от ста миллионов долларов казахского кредита, учитывая, что эмоциональный жест руководства страны лишь спровоцировал очередной виток напряженности в противостоянии двух стран.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320