Эксперты назвали инициативу представителей курултая об очередном референдуме сомнительным предвыборным набором очков
Представители недавнего курултая собирают подписи на проведение референдума по изменению Конституции. Предполагается, что новшества коснуться формы правления республики и избрания парламента. Об этом сообщил председатель инициативной группы по сбору подписей в закон о назначении референдума Айбек Мырза уулу.
На данный момент, по словам активиста, они уже зарегистрировали свое намерение по сбору подписей в Минюсте КР.
- Их мы планируем собрать в течение двух или трех месяцев. Затем этот законопроект мы внесем на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Если парламент его одобрит, в стране назначат референдум. Мы инициируем три вопроса: ежегодный отчет президента и ЖК перед народным курултаем, второй – народ должен выбрать наиболее приемлемую для страны форму правления – парламентскую или президентскую. Третий вопрос коснется избирательного процесса депутатов. Парламент должен быть либо одномандатный, либо однопартийный, либо смешанный, - отметил Айбек Мырза.
Однако экс-судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова считает, что планы участников курултая больше напоминают популизм.
- Изменить Конституцию страны нереально, - призналась она в беседе с «Регион.kg». - На данный момент существует более десятка проектов Конституции разных движений и экспертов. Но проблема в том, что люди поняли, что Основной закон далек от народа и никакой роли не играет, как это ни печально. И так будет до тех пор, пока общество и власть Кыргызстана не достигнет необходимого уровня сознания и правовой культуры.
Что касается процедурных аспектов отечественного законодательства по референдуму, то подписи и законопроект сначала регистрируют в Минюсте, проверяют на подлинность.
- Если он прошел эту процедуру на законных основаниях, документ передается в Жогорку Кенеш, где и принимается закон о референдуме. А вносить какие-то изменения в законопроект парламент не имеет права, лишь выносить на голосование народа. Самими вопросами референдума занимается ЦИК. Вот только стоит напомнить, что на последнем референдуме явка была очень низкая,- пояснила Клара Сооронкулова.
Стоит отметить, что с момента вступления в силу первой Конституции независимого Кыргызстана в 1993 году, принятого депутатами «легендарного парламента», в нее было внесено около десятка изменений.
По словам эксперта Нурлана Алиева, уникальной особенностью Основного закона редакции 1993 года было равновесие всех ветвей власти. А вот последний референдум ввел парламентаризм, который сменил президентскую форму правления, приведшую к двум революциям.
- Чем закончилась эпоха президентской формы правления хорошо знают все. Конечно, на данный момент нынешний парламент полностью лоялен президенту, и его трудно назвать управленческим. Тем не менее, власть не сконцентрирована в руках одного главы государства, как было раньше. Поэтому, я лично против возвращения подобной нормы. А вот перейти к мажоритарной избирательной системе от партийной, думаю, стоит. Это сформирует более «народный» Жогорку Кенеш и повысит его ответственность перед избирателями. В целом же, происходит все то же самое – кто боится открыто критиковать действующую власть, начинает искать недостатки в Конституции,- рассказал в интервью «Региону. kg» Нурлан Алиев.
При этом, по мнению эксперта, и чисто парламентская система также не подходит для Кыргызстана.
- Даже назначение кабинета министров превращается в базар и дележ портфелей. Поэтому действующий Жогорку Кенеш не может обойтись без управления сверху. Иначе его безумные законы и вовсе станут мало применимы к реальности. А то, что такие инициативы выдвигаются представителями курултаев, то тут и вовсе все просто – их общество привыкло считать выразителями своих интересов. Конечно, Кыргызстан нуждается во власти, действующей в интересах всей нации, а не в интересах отдельной партии, политических групп и отдельных бизнесменов,- подчеркнул собеседник редакции.
Сложившаяся сегодня многопартийная система не способствует стабильному социально-экономическому развитию государства, быстрому продвижению реформ и получению от них ожидаемого эффекта, уверен эксперт.
- Кыргызстан должен все же перейти к двухпартийной, максимум трехпартийной системе. Сегодняшние условия формирования парламентаризма не позволяют партиям укрупняться. Нужны правовые механизмы и инструменты, которые подвигли бы политические блоки на объединение и укрупнение. Да и отчет депутатов ЖК перед народом, как предлагают активисты, в подобном случае станет легче, - подчеркнул Нурлан Алиев.
Вот только эксперт не верит, что народ поддержит очередную популистскую трату бюджета на сомнительные и недоработанные новшества.
- Курултай инициирует лишь часть политиков, вылетевших из обоймы и старательно набирающих себе политические очки перед выборами. Единственное, чего они пытаются добиться, к сожалению, не изменить жизнь народа к лучшему, а лишь заручиться необходимым для прохождения в Жогорку кенеш количеством голосов электората. И это все, что нужно знать про подобные громкие инициативы,- заключил эксперт.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320