На фоне споров в Кыргызстане на тему разрешать или нет добычу урановой руды несколько позабылась еще одна проблема. Бактериологическая опасность не менее грозный фактор, чем радиационная
По отрывочным сведениям из открытых источников можно сделать вывод, что США намерены активно развивать «партнерство» со странами центрально-азиатского региона с целью размещения биологических лабораторий.
Напомним, что в 2011 году разгорелся спор в обществе и среди политиков по поводу строительства биолаборатории, так называемой, BSL-3, то есть третьего уровня, до которой лаборатории, уже существовавшие в Кыргызстане, не дотягивали. При этом из начально для строительства был выделен участок, находящийся, фактически, в центре города в Ботаническом саду.
И сразу возникли вопросы. Главный вопрос – зачем инвестору, канадцам, вкладывать 60 миллионов долларов в такое «благое» дело? Откуда такая доброта? Естественно, сразу же возникла версия, что иностранцы будут проводить эксперименты с биологическим оружием. Иначе зачем выделять столь большие деньги? Ведь на них можно и у себя дома построить точно такую лабораторию.
Но вся суть как раз заключалась в том, чтобы вывести опасный объект на чужую территорию. Ведь в случае техногенной, скажем мягко, нештатной ситуации городу может грозить заражение всеми вирусами, что хранятся для изучения в подобных лабораториях. Но в результате дебатов в парламенте, в обществе, в прессе удалось заблокировать «добрую» инициативу.
Представитель независимого Центра экспертизы и оценки Салтанат Шайикова раскрыла истинное назначение биолаборатории. «Согласно стандартам Всемирной организации здравоохранения, лаборатория уровня BSL-3 не предполагает проведение сертификации мяса и забор крови у населения для анализа, то есть доступа населения к лаборатории не будет. В лаборатории будут храниться патогены и вирусы, будут проводиться различные опыты», - сказала эксперт.
Но то, что не удалось зарубежным «партнерам» сделать в Кыргызстане, получилось в других постсоветских странах. К примеру, в Казахстане существует Научный центр карантинных и зоонозных инфекций. На чьи деньги существует этот центр можно судить хотя бы по информационному сообщению самой организации, в котором говорится, что буквально на днях «Центральную референтную лабораторию на базе «Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева» МЗ РК (далее - ННЦООИ) в целях ознакомления в рамках своего делового визита в город Алматы посетил военный атташе Посольства США в Казахстане полковник Б. Саба. У него состоялась встреча с уполномоченным лицом ННЦООИ, д.м.н. Ерубаевым Т.К. и начальниками подразделений. Полковнику Саба была проведена экскурсия по ЦРЛ, в ходе которой он ознакомился с деятельностью лаборатории (миссия, функции, приоритеты и.т.д) и его структурой».
То есть, все становится прозрачным. Тут два ключевых момента, два определения – «военный атташе полковник» и «центр особо опасных инфекций». Допустим, центр финансируется государством полностью. Тогда какой смысл с инспекцией прибывать туда не какому-нибудь светиле науки или чиновнику из Всемирной организации здравоохранения, а человеку военному из США. Тут даже можно обойтись без теории заговора и не быть мощным аналитиком. И уже как-то мало верится, что данное заведение занимается сугубо гражданскими делами, то есть никаких военных проектов.
Почему это должно беспокоить Кыргызстан? Потому что все это происходит рядом, под боком. И в случае...
...В мире кинематографа довольно много триллеров на тему всяких заражений, в том числе бактериологических, когда врачам, ученым приходится спасать планету. Конечно же, это всего лишь кино. Но вполне реалистичное. Обезопасить себя и отравить врага. Но даже если нет таких намерений, то еще никто не исключал случайностей, безалаберности, злого умысла отдельных людей, которые могут привести к катастрофе.
Почему тогда, в 2011, году решили строить лабораторию в Кыргызстане, в самом центре многолюдной столицы, а не где-нибудь на речном острове за полярным кругом. Так безопасней и дешевле. Не свои же граждане будут умирать от какой-нибудь заразы в случае «нештатной ситуации».
В Армении также есть подобные лаборатории, финансируемые США. Но ни в Армении, ни в Казахстане еще не анализировались последствия нахождения подобных учреждений на их территориях, просто никто не проводил исследований. Хотя всевозможные активисты, экологические организации могут говорить о том, что увеличилось количество случаев инфекционных заболеваний. Как, например, вспышка сибиркой язвы в Акмолинской области.
Точных данных широкомасштабных исследований нет. Для этого мало активности энтузиастов, нужны деньги и доступ в эти самые лаборатории членов общественного контроля. А вот этого нет.
И еще есть, скажем так, щепетильный момент. Казахстан, как и Армения, входит в ШОС и ОДКБ. И сотрудничать с потенциальным противником в разработке биологического оружия как-то не совсем правильно, мягко говоря.
Алишер Каримов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320