Политика
03.09.2012

Коалиционное правительство всегда будет неустойчивым

«Регион.kg» продолжает экспертную дискуссию о том, какие задачи должно решать новое правительство и как оно должно формироваться. Свою точку зрения высказывает директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов

Уже много говорилось о плюсах и минусах парламентской системы. Она у нас не полностью парламентская, но все же. При такой избирательной системе и том разбросе мнений среди населения, который существует сейчас, постоянно будет, как минимум, три-четыре партии в парламенте, а скорее всего, и больше. Сейчас, например, пять. Так вот, при этой системе правительство практически всегда вынуждено быть коалиционным. А, как известно, коалиционное правительство неустойчиво. Тем более, когда речь идет о проведении реформ, порой болезненных. Коалиционному правительству всегда не хватает воли и дисциплинированности в проведении единой политики, направленной на реформы.

Так бывает со всеми коалиционными правительствами в мире. В Кыргызстане, в силу присущих нам проблем с волей, дисциплинированностью и честностью, эта болезнь усиливается в разы. Речь идет о банальной алчности некоторых политиков, их ограниченности и малообразованности, а также неспособности ставить общественные интересы выше личных.

Какое правительство нам нужно? Вопрос простой. Ответ тоже прост. Нам нужно умное, честное и креативное правительство.

Умное, так как для того, чтобы осуществлять реформы, нужно хорошо их прорабатывать, готовить, знать, что нужно делать и как это нужно делать.

Например, провести конкурс на должности в финполицию - это еще не реформа. Вернее, это только часть, малая часть реформы.

Главное - сделать так, чтобы эти люди не стали коррумпированными через два-три месяца на фоне малых зарплат, отсутствия жесткого контроля их работы и давления со стороны начальства, на которое, в свою очередь, тоже давят сверху.

Реформа - это когда бизнесменам становится выгоднее и безопаснее работать в рамках закона, а не наоборот. Провести такую реформу непросто и нужно тщательно ее прорабатывать, а не давать популистские обещания, которым все меньше и меньше верят.

Честное, потому что невозможно заявлять о борьбе с коррупцией и быть самому насквозь коррумпированным. Вернее, это возможно, так как раз и поступало значительное количество наших политиков, получавших власть. Невозможно - в том смысле, что тогда не может быть и речи о реальных реформах. Речь может идти только об их имитации.

Я убежден, что главной задачей правительства в Кыргызстане является не повышение ВВП, не привлечение инвестиций, часто мифических, и не укрепление нашего имиджа на мировой арене. Все это нужно, но оно вторично.

Главная задача сегодняшнего дня – построение некоррумпированной, эффективно действующей системы государственного управления. Все остальное – производное от этого. Повышение ВВП, привлечение инвестиций, реформы в здравоохранении и образовании можно осуществлять только, если чиновники не воруют, а стараются компетентно работать.

Честность перед обществом - мощный залог успеха. От того, верят ли граждане словам членов правительства, зависит многое. Особенно это важно в такой стране, как Кыргызстан, поскольку недоверие к власти очень быстро приводит к нестабильности и откату вообще от каких-либо реформ.

Порой поражает наглость политиков, которые считают, что никто ничего не видит и не понимает, кто и чем занимается. Политикам пора уже понять, что нужно быть честнее и скромнее, иначе это плохо скажется на их карьере.

Хорошим инструментом противостояния лицемерию могло бы стать декларирование доходов, но не такое, как у нас, формальное, а из-за этого бесполезное. Доходы чиновников должны быть известны и тщательно проверяемы, с неизбежным жестким наказанием в случае нарушения закона. Нужно начинать с контроля доходов и расходов чиновников, а потом уже через несколько лет переходить и к простым гражданам, а не наоборот, как у нас пытаются делать некоторые политики.

Креативное потому, что проводить реформы в Кыргызстане крайне тяжело, и чтобы их осуществить, нужно быть по-настоящему творческим, равно как и последовательным в своих действиях. Например, как решить вопрос неподчинения местных элит и необходимости дачи гарантий инвесторам, разрабатывающим горные проекты? Как решить проблему иждивенческого мышления, уходящего корнями в советское прошлое и поддерживаемое квази-социалистической риторикой, которой полна наша общественная жизнь?

Мало кому хватает смелости сказать, что государство обманывает своих граждан, обещая поддержку, не подкрепленную финансами. При этом мало кому приходит в голову, что европейский социализм отличается от нашего. Там условия были другие. Прежде чем переходить к более социально справедливому распределению материальных благ, нужно их сначала заработать. А с этим у нас большие проблемы. Многие требуют распределять и перераспределять то, чего в стране просто нет.

Бесконечно переворачивая пустую бутылку, каждое очередное правительство пытается выжать еще несколько капель живой воды. Но бутылка давно уже пуста. Ее нужно наполнять водой, а не трясти, перевернув вверх дном…

Что касается персонального состава нового правительства, то важно, чтобы он был работоспособным. Пожалуй, я соглашусь, что нам сейчас нужно техническое правительство по той простой причине, что харизматическое правительство сейчас сформировать просто нет возможности.

Я пока не вижу фигуры, которая могла бы стать политическим лидером, лидером реформ и сплотить вокруг себя общество и элиты. Пока явным лидером является президент, но круг его полномочий не позволяет проводить действенные реформы. Гораздо больше полномочий, прежде всего в правоохранительной и экономической сферах, у премьера.

Но мандат премьера опирается на парламентскую коалицию, в то время как мандат президента исходит от народа. Если бы премьер мог опереться на народ, то поле его возможностей существенно бы расширилось. Но для этого нужно быть честным перед обществом и гибким настолько, чтобы не поссориться со множеством элитных групп, которые все одновременно явно или скрыто претендуют на свое право отщипнуть от государственного пирога.

Нужно быть чрезвычайно последовательным, чтобы сохранить лицо и не поддаться соблазну коррупции, с одной стороны, и не позволять это делать политической элите, с другой.

Лучшей стратегией для правительства было бы начало бескомпромиссной борьбы с коррупцией, что повысило бы его популярность среди граждан, но одновременно дало бы возможность иметь рычаги влияния на элиты. Сегодня, к сожалению, большая часть политической элиты коррумпирована, и хороший способ - начать обучать ее тому, что такое ответственность перед обществом.

Кстати говоря, наши элиты хорошо знают, где предел их притязаний, и они хорошо чувствуют, когда им нужно остановиться перед угрозой уголовного преследования.

Необходимо сосредоточиться не на всех реформах одновременно, а расставить приоритеты. И главным приоритетом я бы выделил реформу правоохранительных органов. Закон и порядок на улицах и управленческая дисциплина – с этих вещей надо начинать.

Добившись успехов в этой области, можно вплотную заниматься привлечением инвестиций и экономикой в целом.

Какой смысл уговаривать зарубежных политиков и бизнесменов вкладывать в Кыргызстан, когда все прекрасно видят, что с сохранностью собственности и соблюдением законности у нас, мягко говоря, не все в порядке. Особенно глупыми выглядят призывы к иностранному капиталу на фоне плохо завуалированного рейдерства высокопоставленных чиновников, носящего название «национализация», а также самоуправства местных сообществ, которые рассматривают бизнес-проекты на их территории только как объект для мелкого шантажа.

В заключение следует сказать, что новому правительству не позавидуешь. Накопившихся проблем много, но успеха в реформах, хотя бы в некоторых, все же можно достичь, если работать честно, рационально, продуманно и креативно. Удастся ли это новому правительству, мы узнаем уже очень скоро.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320