Сегодня Афганистан – это угроза, которой нужно противодействовать мирными методами, оказывая поддержку и гуманитарную помощь. При этом нужно держать наготове инструменты военного сдерживания потенциальной агрессии, учитывая, что определенные силы вполне могут воспользоваться афганским фактором для решения своих геополитических задач в Центральной Азии. К такому выводу пришли участники круглого стола: «Роль ЦА в процессах урегулирования ситуации в Афганистане», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Эксперт НИСИ КР Марат Абдылдаев отметил, что ситуация в Афганистане имеет большое значение для безопасности Кыргызстана и всей Центральной Азии.
- Афганистан стал ареной геополитического и регионального соперничества, и это привело к тому, что там обрел силу радикальный исламский взгляд на политику, на общественную жизнь. И это та объективность, которой нам приходится считаться. И в этом смысле, наверное, уж, наверное, афганскому народу надо дать возможность самоопределиться, так сказать, со своим развитием, со своими ориентирами и перспективами, но не замалчивая тех проблем, которые существуют с их стороны, например, вопросы дислокации на их территории большого количества террористических группировок, водные проблемы, в решении и обсуждений которых нынешнее афганское правительство пока отказывается участвовать. Через определенное воздействие с афганскими партнерами необходимо добиваться, создания в стране инклюзивного правительства, решения гендерных проблем. На эти аспекты необходимо оказывать какое-то позитивное влияние, но для этого, мне кажется, надо взаимодействовать с афганскими коллегами, - отметил спикер.
Ситуация в Афганистане напоминает ему ситуацию в Советском Союзе в начале его становления, когда возникали различные неформальные партии и движения. В настоящее время в Афганистане, по словам эксперта, можно выделить ультра-радикалов, которые хотят закрутить все гайки и, может быть, даже распространить ислам в их понимании на остальные государства. Но есть, очевидно, и силы, которые выступают за национальный проект. Они хотят обустроить свое государство.
- Плохо это или хорошо – не нам решать. Например, в Саудовской Аравии ортодоксально строгий ислам регулирует все стороны жизни. Может быть, Афганистан пойдет по этому пути, если он разорвет связи с различными террористическими организациями. Или пойдет по пути Ирана, и будет какая-то демократизация их жизни. В любом случае мы должны, мне кажется, взаимодействовать с афганцами более плотно, а не отталкивать их и говорить, что мы что-то сделаем… Я даже не знаю, что мы можем сделать, что могут сделать остальные государства, если ни Советский Союз, ни Великобритания с США ничего не смогли сделать с Афганистаном. Для того, чтобы иметь возможность выявлять проблемы и находить пути их решения, странам ЦА необходимо консолидировать усилия и иметь единую позицию по афганскому направлению. Пока же ее нет. Например, Таджикистан занимает остро негативную позицию по отношению к талибам, хотя и готов оказывать гуманитарную помощь и предоставить гуманитарные коридоры, - добавил М. Абдылдаев.
Несколько альтернативную точку зрения, относительно ситуации в Афганистане, высказал эксперт по вопросам безопасности, подполковник МВД в запасе Алмаз Бекбалаев. Он уверен, что англосаксонские страны рассматривают Среднюю Азию и Афганистан, как регион, который занимается наркотиками, чем он и интересен Великобритании, США и некоторым другим европейским странам.
- У них есть большой интерес к наркотрафику, потому что, например, одна из статей американского бюджета – это вброс наркотиков в криминальной среде. Таким они выходят из кризиса. Сейчас экономика США трещит по швам, и им очень важен наркотрафик. На нем сидит и Британия, которая в свое время пыталась захватить Китай, завалив его наркотиками. Поэтому они не перестанут пытаться влиять на Среднюю Азию, и развязывать войны не перестанут, т.к. не заинтересованы в том, чтобы здесь были мир и стабильность. Поэтому и в Афганистан они поддерживают напряженность, провоцируя угрозы для всего региона. Сейчас практически каждый афганец имеет оружие, они с автоматом Калашникова спят. И владеют этим оружием лучше, чем кто-либо. Поэтому если Афганистан вклинится в Среднюю Азию, то не устоит ни одна страна – ни большая, ни маленькая. Поэтому мы сами должны думать о своей безопасности и предпринять меры для наращивания потенциала, способного противостоять этой силе, - отметил спикер.
Своим видением по вопросу, что может в данной ситуации предпринять Кыргызстан, поделился экс-заместитель руководителя ГКНБ КР, эксперт в вопросах безопасности Асылбек Кожобеков.
- Во-первых, Кыргызстан должен сам себя урегулировать. Потому что с тех пор, как 30 лет назад мы отрывались от большой страны, мы не смогли выработать свою идеологию. У нас нет ничего. Но в данных условиях, когда, можно сказать, мир с ума сходит, разделившись на два лагеря, которые дошли уже до того, что осталось буквально несколько сантиметров до применения ядерного оружия, Кыргызстан имеет мощнейший потенциал как одна из передовых стран в плане так называемой демократии на территории СНГ. У нас действительно народ очень продвинутый, и мы можем построить образцовое государство. Что нам нужно делать в Афганистане. Там ничего не надо делать, надо их в покое оставить. И главное, нам не нужно во всякие авантюры ввязываться, в какие-то масонские проекты, в глобальные какие-то различные проекты. Нам нужно выработать свою идеологию и навести порядок в образовании, в культуре, в медицине, в политике, в экономике. Вот советские философы, они говорили так, 80% населения это инертная масса, 10% – разрушители, а 10% созидателей создают государство. Но сегодня у нас мы имеем на лицо разрушителей, и за этими разрушителями инертная масса идет. Задача нам 10% созидателей нащупать. При этом нам нельзя попасть под арабское влияние, чтобы мы завтра не имели население, которые ходит в хиджабах и смотрит на Кабул, - отметил спикер.
По его словам нужно растить свои кадры, иметь свою идеологию, иметь свои приоритеты и конкретные цели.
- Едут наши в Россию, сами не знают, что туда едут, что просить. Едут в Китай, то же самое, не знают, что просить. Мир к нам хорошо относится, мы маленькая страна. Но мы сами себя пока не можем узнать, кто мы такие. Мы и тюрки, мы и арабы, мы и американцы, мы и русские, мы все. А мы сами себя до сих пор не узнали. Вот нам надо узнать, ответить на вопрос, что мы такие, куда мы идем, что нам нужно. И когда на основные вопросы мы ответим, мы построим здесь прекрасную экономику, прекрасные отношения, хорошие программы для будущего заложим и покажем всему миру, как надо жить. Пусть с нас берут пример, - добавил А. Кожобеков.
Эксперт по международным отношениям, экс-завотделом внешней политики администрации президента КР Данияр Сыдыков напомнил, что мировое сообщество прекрасно понимает, что нельзя оставлять Афганистан в изоляции.
- Главы государств всего мира говорят о том, что надо продолжать оказывать гуманитарную помощь, поддерживать всесторонне проекты по восстановлению экономики Афганистана, объединять усилия в борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью, в борьбе с законом оборота наркотиков, укреплять механизмы взаимодействия. Потому что это будет обеспечивать безопасность в регионе. Говоря о Центральной Азии, нужно отметить, что нынешний формат взаимодействия сформировался с приходом президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. В 17-м году это была его инициатива, и в марте 2018 года в Астане состоялась первая консультативная встреча глав государств, - напомнил спикер.
Говоря про Афганистан, он напомнил, что в марте прошла Ташкентская конференция по Афганистану, которая стала новым этапом взаимодействия друг с другом стран Центральной Азии.
- Задачей было совместными усилиями принять какие-то меры со своей стороны по стабилизации ситуации в Афганистане. И что мы на сегодня знаем, что Узбекистан уже какие-то конкретные действия предпринимает, например, построение линии электропередачи, построение железной дороги до Мазари-Шарифа и портов Индийского океана. Мы знаем, что недавно президент РУз также инициировал предложение создать рабочую группу по каналу Куштепа. Если говорить о каких-то последних инициативах с казахстанской стороны, то президент РК обозначил такую идею, как создать региональный центр по устойчивому развитию для Центральной Азии и Афганистана в городе Алматы. Президент Таджикистана также отмечает, что в рамках борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, Душанбе готов предоставить все логистические возможности для переправы гуманитарной помощи народу Афганистана. Наш президент объявил такую инициативу, как создание центров по противодействию международной организованной преступности в городе Бишкеке, при этом отмечая невмешательство в дела Афганистана, - напомнил Д. Сыдыков.
В этой связи он обратил внимание на важный нюанс – в Афганистане нет ЧПП Кыргызстана: «В Кабуле у нас присутствует посольство, но до сих пор еще не назначили посла. Это очень важный вопрос. Наличие главы дипломатической миссии это очень важный фактор, поэтому очень важно, чтобы наша дипломатическая миссия в Кабуле работала на свой полный потенциал».
Он также отметил, что сегодня становится очень активной площадкой формат «С5 +1», в рамках которого страны региона взаимодействовали с Китаем, с Индией, с недавних пор и с США, и с Германией, с Российской Федерацией.
- В рамках этих площадок очень важно продвигать те инициативы, которые имели бы место быть зафиксированными и реализованными. Особо хотел бы отметить заявление глав государства СНГ по итогам прошедшего саммита в Бишкеке о важности продвижения многополярного мира. Это заявление очень важно тем, что имеет дальний прицел на фоне тех событий, которые сегодня происходят. Важен и юбилейный саммит «Один пояс, один путь». В это связи хотел бы отметить, что географическое расположение Кыргызстана, определяющее наличие общей границы с Китаем, это преимущество для нашей республики, которое мы должны максимально использовать. Например, для реализации проектов, особенно таких крупных инфраструктурных проектов, как железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», который уже приобретает какие-то контуры в своей практической реализации, - добавил Д. Сыдыков.
В свою очередь системный аналитик Мурат Мусабаев, напомнил, что Средняя Азия и Казахстан в постсоветский период создала конфигурацию, ориентированную на Российскую Федерацию в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС и в Евразийского экономического союза.
- Такая конфигурация закономерна и логична. Сейчас возникает еще одна конфигурация «С5 + Китай», сформированная в контексте китайской концепции «Один пояс – один путь». Все эти концепции сильно не противоречат друг другу, потому что их можно адаптировать, в отличие от третьей конфигурации «С5+1». Сначала эмиссары Европы приезжают и как бы тихонечко убеждают, мол, мы же все – 27 стран – вне зависимости от своих экономических выгод, слушаемся, и вы слушайтесь. Потом приходят американцы и ведут риторику по принципу «избушка-избушка повернись к нам лицом, а к Китаю и к России задом». И это как ультиматум звучит. Поэтому, честно говоря, главы центральноазиатских государств немножко опешили. У них такая дилемма возникла: здравый смысл говорит повернуться к РФ и КНР, страх говорит обратное. И мы находимся в таком подвешенном положении. Но, я считаю, надо быть один раз сильными, т.е. принять единственное правильное решение, - отметил спикер.
Говоря о Кыргызстане, он отметил, что в республике есть «три незаметные язвочки, потихоньку растут». Первая из них национализм.
- Вначале пришли «хорошие» люди, взяли наши интеллектуальные круги и начали учить их осознанию национальной идентичности. В принципе, нормально, оправданный национализм. Потом потихонечку в десятые годы его стали переводить в сторону болезненного национализма с целью в дальнейшем перевести в патологический национализм. Как это на Украине произошло, а сейчас и в Казахстане происходит, где провоцируется патологический национализм. Вторя язва – это религиозный радикализм. У нас уже появились силы, у которых «обком партии» находится именно в Афганистане, и это не Талибан, а совсем другие силы. И третья проблема – это криминальный бизнес или организованное преступное сообщество. Сейчас убрали их лидеров, и многие сразу раскрестились, мол, я не я и хата не моя. Но это люди, обладающие определенной внутренней энергией, пойдут сразу после этого в театр оперы и балета и балетом займутся? Нет. Я думаю, они пойдут к радикальным экстремистам. Они пополнят эти ряды. У них итак было много претензий к государству, а теперь их стало еще больше. И этот фактор надо учитывать, - добавил М. Мусабаев.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320