Политика
14.09.2012

Китайская железка: больше вопросов, чем ответов

Проекту строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан власти республики придают стратегическое значение, однако в экспертном сообществе по этому поводу по-прежнему звучат неоднозначные оценки.

Не разделять, а объединять

Тема строительства железной дороги активно обсуждалась в ходе недавнего визита в Бишкеке вице-премьер-министра ГосСовета Китая Хуэй Лянъюя. Новый глава кабинета министров Жанторо Сатыбалдиев высказался о необходимости скорейшего начала реализации проекта, поскольку, по его мнению, он может сыграть стратегическую роль в развитии экономической инфраструктуры Кыргызстана. Впрочем, эти утверждения звучат уже со стороны представителей власти не один десяток лет. Первые переговоры по возможности реализации данного проекта начали вестись между Бишкеком и Пекином еще в середине 90-х годов. Однако, не смотря на столь продолжительный период межгосударственных дискуссий, вопросы строительства пока сводятся только к разработке ТЭО, которого до сих пор в окончательном варианте нет. Это наводит на размышления, что власти Кыргызстана и Китая не имеют общего видения условий строительства магистрали. Хотя уже понятно, что спонсором проекта должен выступить Пекин. К тому же, общественность страны располагает минимальной информацией о том, в каком направлении в республике могут быть проложены рельсы.

Эксперт по вопросам региональной политики Мурат Суюнбаев считает, что подобная таинственность проекта отнюдь не случайна. «Процедура согласования этого вопроса на уровне наших властей демонстрирует, что он обсуждается на безальтернативном уровне. Поэтому создается впечатление, что есть личные интересы в строительстве этой железной дороги среди отдельных политиков, или присутствует коррупционная составляющая», - полагает политолог. С данной точкой зрения, наверняка, согласятся многие кыргызстанцы, поскольку наличием коррупционной составляющей в крупных экономических проектах в республике сложно кого-то удивить, достаточно вспомнить многочисленные скандалы, связанные с поставками авиатоплива на военную авиабазу «Манас».

В свою очередь, эксперт Гани Абдрасилов, который в прошлом работал в правительственных структурах, заявляет о том, что сейчас имеются два варианта строительства железной дороги.

- В 2002 году китайские специалисты готовили проект ТЭО по северному маршруту, который бы связывал Нарынскую и Иссык-Кульские области, - сообщил в интервью «Региону. kg» эксперт. – Эта схема была выгодна для нашей страны, поскольку предусматривалось строительство железнодорожной ветки на юг республики, через Торугарт. Таким образом, железная дорога охватывала бы всю страну, и мы могли бы обеспечить транспортной инфраструктурой разработку сырьевых месторождений. Но предыдущее правительство уже обсуждало вариант возведения магистрали только на юге страны, на этом настаивал и Узбекистан. Для Пекина не имеет особого значения вопрос - будет на Севере Кыргызстана построена дорога или нет, поскольку железнодорожный выход на Казахстан и Россию у них уже есть. В первую очередь Китаю необходима магистраль, которая бы выводила их товаропотоки к странам Персидского залива, поэтому им тоже нужен юг нашей страны. Но для Кыргызстана такой региональный подход неприемлем.

Точку зрения о наличии южного вектора магистрали разделяет и эксперт по внешнеполитическим вопросам Марс Сариев.

- Такие планы регионального аспекта строительства имеются, но если магистраль пройдет только по югу страны, то по маршрутам следования этой дороги будет развиваться мощная коммерческая инфраструктура, которая в финансовом плане укрепит позиции южной элиты, - отмечает в интервью «Региону.kg» политолог. - Резкое увеличение доходов южных кланов от функционирования магистрали может привести к диспропорциям в раскладе политической элиты в стране. Это станет реальным источником сепаратизма. Поэтому железная дорога должна обязательно объединять юг и север страны и быть сквозной для нашей страны.

Также эксперты едины в плане того, что раз магистраль в первую очередь необходима Пекину, то значит, все расходы по ее строительству китайская сторона должна взять на себя, причем на самых выгодных для Кыргызстана условиях.

- Наш парламент не имеет геополитического видения по данному вопросу, - убежден Мурат Суюнбаев, - Там, в большей степени присутствуют не специалисты по внешнеполитической проблематике, а преимущественно, эксперты по шпалам, которые изучают только наименее дешевый вариант реализации этого проекта.

Между тем, по словам Марса Сариева, для того, чтобы снять все возможные межгосударственные противоречия, необходимо подключить к его реализации Россию и Казахстан.

Кто даст команду строить?

Проект строительства уже давно вышел за официальные рамки, и на протяжении долгого времени достаточно бурно обсуждается в обществе. Так обнародованная год назад в СМИ информация о том, что, якобы, за участие в проекте Кыргызстан должен передать китайской стороне крупные месторождения вызвала протестную реакцию населения Нарынской области. Жаркие баталии по этому поводу происходят и в медийном пространстве республики. Автомобили с баннерами о негативном отношении к стройке века в течение несколько месяцев курсировали по бишкекским дорогам. Организатором акции выступил бывший кандидат в президенты, автор знаменитого «Зима не будет» Арстанбек Абдылдаев

По мнению политолога Игоря Шестакова, самостоятельно власти Кыргызстана вряд ли смогут решить вопрос по строительству международной железнодорожной магистрали.

- Чтобы прийти к элементарному консенсусу, правительство должно обратиться к общественности страны с инициативой провести всенародное обсуждение по этому вопросу, чтобы поставить окончательную точку в железнодорожной истории. В Кыргызстане может быть впервые создан прецедент, когда гражданское общество примет решение по важному для страны, как экономическому, так и политическому проекту. Дав полномочия власти на его реализацию путем проведения того же референдума, - полагает эксперт.

Схожая позиция высказывается уже и в социальных сетях. По мнению Гани Абдрасилова, это происходит по тому, что проект имеет огромную государственную значимость и касается всего народа страны.

- Эта идея должна сегодня на максимальном уровне активно обсуждаться не только в коридорах власти, но и в совместном режиме с общественностью, - считает эксперт. - Сейчас мы видим, что конкретная и детальная информация по проекту отсутствует. Население постоянно видит и слышит только общие слова от чиновников. Власть не должна ставить кыргызстанцев перед фактом, типа, а мы вас уже все решили, вот вам железная дорога. Нужны общественные слушания по реализации проекта, как в Бишкеке, так и в тех регионах, где планируют строить магистраль.

Отношение к реализации китайских проектов в Кыргызстане в последнее время, мягко говоря, сложно назвать позитивным. Митинги протеста с требованием вынести за черту города китайский НПЗ прошли в городе Кара-Балта. Там представители ряда общественных организаций митинговали по поводу экологических угроз, которые для горожан представляет разместившееся почти в центре Кара-Балты предприятие. Предложение общественников заключалось в том, чтобы вынести НПЗ на 40 километров от городской черты. Прежнее правительство было вынужденно создать комиссию, чтобы погасить протестные настроения.

Вопросы по наращиванию китайского присутствия звучат и в парламенте. Так, депутат от фракции СДПК Алла Измалкова, считает, что правительству пора обсудить темы, связанные с тем, как население относится к тому, что на строительных объектах, которые ведет китайская сторона, в основном работают не кыргызстанцы, а граждане Поднебесной.

Сегодня политическим центром окончательного решения вопроса строительства является президент, а не премьер-министр, хотя согласно Основному закону, именно кабмин отвечает за реализацию межгосударственных договоренностей. Это связано и с высокой степенью доверия населения из всех действующих в парламентском Кыргызстане ветвей власти именно к главе государства и наибольшей политической устойчивости института президента. Алмазбеку Атамбаеву необходимо будет доказать кыргызстанцам, что этот проект не нарушает, как национальных интересов страны, так и геополитического баланса с основными стратегическими партнерами.

Союзбек Аскаров

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320