Поднебесная не привыкла бросать слова на ветер. Многие инициативы страны давно воплощены в жизнь, а те, что пока не реализовались, имеют все перспективы.
Без сомнений, для Китая Центральная Азия является важнейшим звеном в глобальном инфраструктурном проекте «Один пояс, один путь» - это своеобразный аналог Великому Шёлковому пути.
Международный академический форум «Десятилетие инициативы «Один пояс, один путь»: достижения и перспективы» прошёл в Пекине под девизом – процветание и стабильность для новой эры. Организаторами мероприятия выступил Институт исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук (CASS), Институт национального развития Ренминского университета. Участниками форума стали руководители министерств и комиссий Китая, представители экспертных групп и научных кругов России, Беларуси, Армении, Азербайджана, Пакистана, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Молдовы.
Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков представил на форуме Кыргызстан и в своём докладе «Значение международного экспертного сотрудничества в продвижении проектов Великого Шёлкового пути в условиях геополитических вызовов и информационных войн» обозначил важность инициативы «Один пояс, один путь» как одного из крупнейших региональных инфраструктурных проектов Китая и его ближайших соседей. По его словам, подводя итоги за прошедшее 10 – летие, необходимо сделать акцент на процессах институциализации и консолидации экспертного сообщества государств Центральной Азии и Китая, с целью дать объективные оценки, обозначить проблемы, риски и перспективы проекты на региональном уровне.
- Символично, что идея реализации этого проекта была озвучена ровно 10 лет назад именно в Центральной Азии, тогда глава Компартии Китая Си Цзиньпин находясь с визитом в Астане, объявил об инициативе Экономического пояса Шелкового Пути (ЭПШП), а позже китайская сторона объявила и об инициативе «Морского пути 21-го века». Два проекта в итоге образовали «Один пояс - Один путь». Выделенная китайской стороной сумма на реализацию экономических проектов уже исчисляется в триллионах долларов. За годы его реализации особое внимание было уделено реализации экономических проектов в приграничных государствах, благодаря проекту осуществляется модернизация транспортной и энергетической инфраструктур, происходит стимулирование торговли и взаимных инвестиций, финансовая интеграция и развитие культурно-гуманитарных связей, - отмечает в своём докладе политолог.
В отношении стран Центральной Азии показатели товарооборота с Китаем в 2022 году продемонстрировали не просто рекордные суммы, которые достигли $70 млрд, эта практически вдвое больше по сравнению с 2021 годом. Исторического рекорда в прошлом году составил и товарооборот между Кыргызстаном и Китаем, который превысил $3,5 млрд. Новым этапом развития инициативы «Один пояс, один путь», стал впервые состоявшийся в мае 2023 года в городе Сиань межгосударственный формат на уровне глав Центральной Азии и Китая «5 плюс 1», итоги этой встречи также имеют принципиальное значение для взаимодействия аналитических региональных структур. В числе ключевых для регионального сотрудничества итогов Сианьского саммита стоит выделить заявление китайской стороны о разработке дорожной карты по сокращению бедности в Центральной Азии.
Рекордным по показателю выделения безвозмездной помощи странам региона стал объявленный грант в размере $3,72 млрд. Причем Китай готов создавать не просто совместные предприятия в ЦА, но принципиально важно, что преференции в получении рабочих мест будут иметь граждане Центральной Азии. В этой связи данную инициативу руководства Китая нужно расценивать во многом с политических и геополитических аспектов. Ранее в зарубежных экспертных кругах озвучивались точки зрения, что экономические действия Пекина рассчитаны в Центральной Азии на представителей властных и бизнес элит, а простые жители региона не ощущают существенных выгод от китайского экономического присутствия, что в определенной степени служило поводом для активизации антикитайских настроений.
Планы по занятости населения региона ЦА в случае успешной реализации этих проектов, можно будет расценивать в качестве инструмента мягкой силы Китая, поскольку только официальное число безработных в Центральной Азии превышает 2 миллиона человек. Решение проблем безработицы положительно повлияют на сокращение миграционных потоков в регионе, а самое главное на стабилизацию общественно-политических процессов, в первую очередь в приграничных с Китаем районах стран Центральной Азии. Не случайно на фоне глобальных экономических планов сотрудничества в Сианьской декларации появился пункт о противодействии распространению «цветных революций». Речь в декларации шла и вопросах территориальной целостности и суверенитета государств Центральной Азии, без этих аспектов не возможно эффективно развивать успешное экономическое взаимодействие.
- На примере конфликтных ситуаций в пограничных спорах между Кыргызстаном и Таджикистаном речь идет не только о трагических человеческих потерях, но и существенных торгово -экономических, - считает Игорь Шестаков. - Сейчас между нашими странами идет в этом направлении постоянный диалог, который, надеюсь, позволит снять напряженность и урегулировать спорные пограничные вопросы исключительно мирным путем, что положительно скажется и на развитие инфраструктуры, создания благоприятных условий для осуществления приграничной торговли. Возможно и с использованием того консенсуса в создании условий для дружественного трансграничного сотрудничества, который был достигнут на саммите в Сиане. Ведь основные стратегические партнеры Кыргызстана, включая Пекин и Москву, активно выступали исключительно за дипломатический формат решения приграничных споров. Однако на примере нашей республики я хочу сказать, что большинству кыргызстанцев смысл этого проекта пока широко неизвестен. Он фактически не интегрирован в общественную повестку страны, оставаясь исключительной официальной частью. Наш Центр проводил несколько аналитических мероприятий, с участием китайской стороны, но это скорее исключение, чем правило. Крайне редко в Кыргызстан приезжают эксперты из Китая. В рамках проекта «Один пояс – Один путь» необходимо развивать аналитические консорциумы, нужно более активней использовать социальные сети, и сайты тех аналитических центрах которые транслируют повестку проекта. Ведь у такого глобального проекта есть не только сторонники, но и политические оппоненты, которые будет заполнять существующий в отношении информационно-аналитический вакуум, возможно, с помощью фейков может быть искажена цель и смысл проекта, учитывая, что развитие социальных сетей позволяет без проблем вести информационные войны.
По словам политолога, на пекинском форуме одним из ярких было выступление депутата парламента Молдовы Богдана Цырдя, который раскритиковал руководство своей страны за то, что оно не использует те возможности, которые дает инициатива «Один пояс – один путь» для улучшения социально-экономического положений страны, для реализации инфраструктурных проектов. А экспертный аналитик из Индии отметил, что проект можно использовать не только в качестве рычага экономического развития, но и урегулирования пограничных проблем между странами, присоединившимися к данной инициативе, в частности, между Индией и Пакистаном. Интересными были доклады и китайских коллег, которые проанализировали успех юаня, как национальной валюты, ставшей достаточно популярной в странах проекта «Один пояс – один путь».
Примечательно, что ключевыми точками сухопутного экономического пояса «Шелкового пути» становятся Сиань, Алма-Ата, Бишкек, Самарканд, Тегеран, Стамбул, Москва и Дуйсбург. Главными портами морского «Шелкового пути» XXI века стали Ханой, Джакарта, Куала-Лумпур, Калькутта, Найроби, Афины и Венеция. Все эксперты сошлись во мнении, что те страны, по которые вошли в проект-инициативу получат большие возможности для развития, как в социально-экономическом, так и во внешнеполитическом статусе.
«Слово Кыргызстана»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320