Политика
06.12.2012

Китай готов щедро платить за присутствие в Кыргызстане

Пекин намерен наращивать финансирование ключевых экономических проектов своего присутствия в Кыргызстане.

«Кредитные дожди» для глобальных проектов

Итоги официального визита в Бишкек главы Госсовета Китая Вэнь Цзябао подтвердили, что у Пекина имеются в наличии конкретные инвестиционные планы и проекты, которые могут быть реализованы практически во всех ключевых сферах экономики республики.

Прежде всего, речь идет о наращивании китайского присутствия в энергетическом секторе и развитии транспортных инфраструктур. В этих стратегических направлениях китайская сторона, судя по всему, не намерена экономить на предоставлении Кыргызстану льготных займов. Помимо уже идущего полным ходом строительства линии электропередач "Датка-Кемин", которое обошлось правительству КНР почти в 400 миллионов долларов, китайские компании готовы строить десятки энергетических объектов в Иссык-Кульской, Нарынской и Джалал-Абадской областях. Точные размеры инвестиций пока неизвестны, но они должны быть внушительными.

В ходе визита была достигнута договоренность о строительстве необходимого стране машинотракторного завода. И по сложившейся уже официальной традиции, стороны на межправительственном уровне обсудили проект строительства международной железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Речь сейчас идет об окончании разработки ТЭО, которое должно быть завершено до окончания текущего года. Хотя сам проект обсуждается уже с 1996 года.

- Реальная бизнес-составляющая проекта прежде не учитывалась при обсуждении этого вопроса на различных международных уровнях», - пояснил «Региону.kg» первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев. - Для того чтобы зарубежные инвесторы предоставили средства в объеме не менее 2 миллиардов долларов на кредитной основе, должны быть конкретные расчеты по рентабельности данной магистрали. Необходимо досконально изучить, какую прибыль может приносить транзитный трафик движения поездов через территорию нашей страны. Будет ли движение товарных и пассажирских поездов таковым, что эта железная дорога сможет оправдать вложенные инвестиции? Нужно получить точные расчеты, какой объем продукции и по каким реальным тарифам может быть перевезен по этой магистрали.

Как полагает Джоомарт Оторбаев, согласно предварительным подсчетам, магистраль станет выгодным проектом, а китайская сторона давно выражает готовность его профинансировать. В качестве приоритетных проектов китайская сторона рассматривает и инвестиции в горнодобывающую отрасль, где уже работает внушительное количество компаний.

Подписанные в ходе визита Вэнь Цзябао соглашения, хоть и носят несколько рамочный характер, однако они свидетельствуют о далеко идущих планах Поднебесной.

«Призраки экспансии»

Последние 6-7 лет многие представители регионального и российского экспертного сообщества упорно твердят о китайской экономической экспансии в регионе. Так, по мнению руководителя аналитического центра "Перспектива" Валентина Богатырева, в ближайшие годы именно китайская экономика будет определять тренды экономического развития стран Центральной Азии.

- Китайские товары и торговля ими - сегодня наиболее крупный и основной ресурс потребления и экономической деятельности населения стран региона, - констатирует эксперт. – Причем здесь Центральная Азия играла три роли. С одной стороны – источник ресурсов, с другой - рынок для китайских товаров, и с третьей – западные ворота из Китая в Россию, Европу и так далее. Вся кыргызская экономика, если это можно, конечно, назвать экономикой, выжила за счет китайских товаров. Так что нам надо говорить, конечно, по-кыргызски, но всерьез учить китайский язык

Товарно-ресурсная китаизация Центральной Азии расценивается аналитиками, как своеобразный «пряник» для местных элит, которые выполняя чисто посреднические функции реализации китайской продукции, смогли сколотить огромный капитал. По оценкам зарубежных экономистов, только в Кыргызстане теневой оборот китайской продукции может составлять в год до 5 миллиардов долларов. Поэтому вряд ли элиты откажутся от подобных баснословных доходов.

- Китай сейчас нацелен на политику глобализации, что может быть опасным для жителей Кыргызстана, - полагает политолог Токтогул Какчекеев. - Китайцы сейчас везде. А мы уже показали свою плохую политику, свою бездарность во время растраты советских богатств. Теперь мы попадаем в китайский «капкан», нас могут попросту выкупить, как когда-то Англия выкупила индейцев.

Схожие заявление от политиков и экспертов уже не раз звучали в соседнем Казахстане, где в прошлом году были отмечены акции протеста против активного участия китайских компаний в сырьевых отраслях.

- В Казахстане китайская угроза раньше ощущалась как достаточно опосредованная, отдаленная вещь, а сейчас Китай стоит уже у порога. Даже в абсолютно провластных газетах, не говоря уже об оппозиционных СМИ, иногда панические нотки проскальзывают. То есть, тревога, что вот-вот Дракон всех скушает, - отмечает российский эксперт Андрей Грозин.

Для смены подобного негативного внешнеполитического имиджа, Китай может задействовать механизмы ШОС. Не случайно Вэнь Цзябао, выступая в Бишкеке на заседании совета глав правительств организации, сказал, что намерения Китая касаются не только расширения локального экономического сотрудничества между странами, но и регионального сотрудничества в рамках ШОС. В этой связи, китайская сторона особое внимание намерена уделить банковскому сектору через Банк развития ШОС.

- Китай не случайно сконцентрировался на деятельности ШОС именно в экономических сферах, - считает политолог Марс Сариев.- Поэтому китайская сторона успешно избегала предложения России, сосредоточить деятельности этой организации на военно-политическом сотрудничестве и, прежде всего, на вопросах обеспечения региональной безопасности. Именно в этой связи работа ШОС в плане решения проблем безопасности региона была нерезультативной. Более того, Китай предложил выделить 10 миллиардов долларов на региональные экономические проекты. Никто из внешних игроков в Центральной Азии такие суммы, конечно, предложить не сможет.

Между Китаем, Россией и общественностью

Марс Сариев убежден, что, несмотря на партнерские отношения между Россией и Китаем, в плане экономического присутствия страны выступают конкурентами.

- Россия уже давно застолбила свои стратегические позиции в реализации крупных проектов в энергетической сфере Кыргызстана. Российские компании также готовы реализовывать крупные проекты в сырьевых сферах. Причем речь идет не только о золоте, российских инвесторов, безусловно, привлекают месторождения железа, хрома, никеля, ртути и т.д. Однако схожие намерения есть и у Пекина, который готов хоть завтра вложить любые средства, для того чтобы закрепиться на стратегическо-сырьевых разработках в Кыргызстане. Отсюда и упор на приток огромных банковских капиталов на льготных для нашей республики условиях. Естественно, что такие планы Пекина не могут оставлять Москву только в виде зрителя, - резюмирует эксперт.

С этой точкой зрения солидарен и Токтогул Какчекеев, который также полагает, что ШОС стал для Китая важным инструментом утверждения своего присутствия и влияния в регионе.

- Выделения 10 миллиардов в Инвестбанк ШОС. Это удар! Удар для России. Также Китай навязывает свои технологические стандарты, в том числе и по строительству железной дороге. Появление узкой колеи в Кыргызстане вызывает озабоченность Москвы, ведь согласно российской военной доктрине, Центральная Азия является зоной интересов России, - подчеркивает эксперт.

Властям Кыргызстана и, прежде всего, Алмазбеку Атамбаеву, который отвечает за внешнюю политику, придется выстраивать курс, как исходя из внешнеполитических интересов, так и общественного мнения, которое внимательно следит за экономическими проектами Поднебесной.

- Действия Атамбаева на внешней арене демонстрируют, что глава государства действует исходя из национальных интересов, - считает политолог Игорь Шестаков. – Это видно по сотрудничеству не только с Китаем, но и с Россией. При Акаеве и Бакиеве во главу угла ставились исключительно личные интересы первых лиц государства и их приближенных. Сейчас Атамбаев меняет эти ущербные для государства механизмы внешнеполитических отношений.

Игорь Шестаков также считает, что ключевые для Кыргызстана экономические проекты с тем же Китаем в обязательном порядке должны проходить общественную экспертизу.

- Все крупные проекты и соглашения с инвесторами должны быть открытыми и прозрачными для общества. Плюс общественная экспертиза, особенно если будут привлечены представители бизнес-ассоциаций, дает отличную возможность исключить коррупционные схемы и вовремя исправить все недоработки. Как известно, проект строительства железной дороги с Китаем обсуждается еще с 1996 года, но общественность Кыргызстана о нем фактически не информирована. Отсюда и поводы для жесткой критики в адрес правительства со стороны оппозиционно настроенных политиков, что за этим проектом могут стоять чьи-то личные интересы, раз он является таким закрытым от народа, - отмечает эксперт.

По его словам, общественный фактор, особенно на региональном уровне, будет все более определяющим в реализации инвестиционных проектов и программ.

И к этому развитию событий должны быть готовы, как в официальном Бишкеке, так и в  Пекине. Ведь поддержку общества, нельзя купить ни за какие кредиты.

Аналитическая группа «Регион.kg»

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320