Ой Ордо
26.05.2023

«Китай – Центральная Азия» – актуальный формат нового миропорядка

Перспективы развития регионального сотрудничества в контексте итогов саммита «Китай – Центральная Азия», прошедшего с участием глав государств ЦА и КНР в г. Сиань (Китай), обсудили в Бишкеке.

Круглый стол: «К итогам саммита С5+1 в Сиане: новые перспективы Сообщества единой судьбы Китая и ЦА» был организован Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Как отметил директор Центра – политолог Игорь Шестаков, встреча глав государств ЦА и Китая заложила новый формат международного сотрудничества, направленный на экономическое развитие и укрепление безопасности центральноазиатского региона в период формирования нового мирового порядка.

- Впервые международный формат 5+1, используемый ведущими мировыми державами для диалога с государствами Центральной Азии, собрал не министров иностранных дел, а объединил лидеров государств. Поэтому принятые по итогам саммита в Сиане документы фактически являются дорожной картой по продвижению торгово-экономического, образовательного и культурно-гуманитарного взаимодействия, которое уже в ближайшие годы должно положительно повлиять, прежде всего, на социально-экономическую стабильность и инфраструктурное развитие в регионе. Сианьская декларация на фундаментальном уровне обозначает принципиальные вопросы взаимной поддержки в обеспечении суверенитета, независимости, а также территориальной целостности, - подчеркнул эксперт.

Он напомнил, что в своем программном выступлении председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, сегодня мировое сообщество нуждается в стабильной Центральной Азии.

«Динамичное развитие Центральной Азии отвечает не только интересам народов региона, но и способно придать мощный импульс восстановлению мировой экономики. Межэтнические конфликты, религиозные трения и межкультурные различия в ЦА не являются непреодолимыми проблемами. Народы едины в стремлении укреплять солидарность, инклюзивность и согласие. Никто не имеет права создавать разлад и противоборство в регионе, тем более претендовать на корыстные политические интересы», - процитировал лидера Китая И. Шестаков.

Он обратил внимание, что во время встречи в Сиане главы государств заверили друг друга во взаимном уважении и всесторонней поддержке выбранного пути развития в соответствии с национальными приоритетами. Они однозначно заявили о решительном противостоянии любому силовому вмешательству во внутренние дела стран Центральной Азии под любым предлогом, которое бы несло угрозы общественно-политической стабильности и конституционному строю. Участники саммита выступили категорически против попыток экспортировать в государства региона внешние технологии по провоцированию «цветных революций».

- Попытки под видом продвижением принципов демократии создать на территории ЦА политический хаос могут привести к тому, что к власти в итоге могут прийти различные деструктивные силы, которые имеют международный опыт террористической и экстремистской деятельности. Учитывая эти региональные вызовы и угрозы, в ходе саммита руководство Китай заявило о готовности помочь и поддержать страны Центральной Азии в укреплении их оборонного потенциала. Для достижения устойчивой общественно-политической стабильности и внедрения процессов модернизации национальный политической системы страны региона намерены учитывать, в том числе, эффективный опыт Компартии Китая. Стороны подтвердили в Сианьской декларации и неуклонное соблюдение принципа «одного Китая», - напомнил спикер.

По его словам, в декларации также отражено приоритетное значение дальнейшей реализации инициативы совместного строительства «Одного пояса и одного пути» для развития международного сотрудничества. Лидеры государств выразили готовность усиливать его сопряжение с инициативами и национальными стратегиями развития стран ЦА, включая проект экономической политики Казахстана «Нурлы Жол», Национальную программу развития Кыргызстана до 2026 г., Национальную стратегию развития Таджикистана на период до 2030 г.

Для Кыргызстана, по мнению спикера, одним из важнейших моментов декларации стало закрепление пункта о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан-Узбекистан.

- Эта магистраль должна стать одним из флагманских проектов. Согласно расчетам ведущих региональных экономистов, прямые выгоды от вложения инвестиций в строительство железной дороги заключаются в улучшении доступа к мировым рынкам стран ЦА. В целом для укрепления сотрудничества и развития стран региона Китай предоставит им в общей сложности 26 млрд юаней в качестве грантовой финансовой поддержки. Эти средства будут направлены, в том числе, и на преодоление ключевых социальных проблем региона – борьбы с бедностью и создание рабочих мест. На протяжении всех лет независимости безработица является для Кыргызстана, например, одной из важнейших проблем, которая привела к массовой трудовой миграции и созданию социальной напряженности. Для решения данных вопросов китайская сторона готова наращивать число совместных предприятий и привлекать для работы на них трудовые ресурсы из стран ЦА, - пояснил эксперт.

Он напомнил, что в Сианьской декларации отражены также направления по взаимодействию в информационном поле, в частности по линии СМИ. Спикер назвал эту сферу сотрудничества актуальной, учитывая, что последние несколько лет сотрудничество Китая со странами Центральной Азии находится в эпицентре информационных войн – их активно ведет целая группа западных медийных ресурсов, которые пытаются создать максимально негативный фон китайскому присутствию в регионе, подменяя объективные оценки фейковыми вбросами.

- В этой связи и конструктивные результаты достигнутых договоренностей в Сиане могут быть подвержены очередным информационным атакам. Поэтому проведения экспертных заседаний, круглых столов, в которых участвуют ведущие представители экспертного и медийного сообществ Кыргызстана и других стран региона, дают возможность доносить до общественности ЦА объективные выводы и оценки перспектив многостороннего взаимодействия между странами ЦА и Китаем. При этом важным элементом народной дипломатии является деятельность в странах нашего региона таких китайских средств массовой информации, как например, «Шелковый путь, культурное развитие», - добавил И. Шестаков.

Вопросам гуманитарного сотрудничества между странами ЦА и КНР, прежде всего, в сфере образования посвятила свое выступление эксперт по вопросам образования, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиева. Она подчеркнула, что направления культурно-гуманитарного сотрудничества в таких областях как образование, наука, культура, спорт, туризм прописаны отдельным пунктом в Сианьской декларации.

- Важной составляющей в сфере сотрудничества с КНР является сектор образовательных проектов. Это связано с тем, что в отличие от культурных обменов или взаимодействия в сфере туризме, образовательное сотрудничество дает мультипликативный эффект, охватывая, не только развитие человеческого потенциала, но и создавая условия для прогресса во всех других сферах: от производства до финансов, от инфраструктурных проектов до защиты окружающей среды. В декларации первого Саммита отдельно пунктом внесены такие направления сотрудничества как повышение квалификации и обмен опытом профильных специалистов, увеличение квот правительственных стипендий, студенческих и академических обменов, - отметила спикер.

Она напомнила, что в предыдущие годы образовательная сфера в рамках инициативы «Один пояс – один путь» базировалась в первую очередь на возможности получить среднее, высшее и пост высшее образование в КНР.

Сегодня в списке самых перспективных стран для получения высшего образования для студентов из Кыргызстана Китай занимает вторую позицию после России, каждый год около 2000 абитуриентов едут в эту страну, чтобы стать студентами, около 40% поступивших имеют возможность учиться на грантовой основе. Нормативную основу сотрудничества составляют ряд межправительственных соглашений с 2002 года, в августе прошлого года был утвержден протокол изменений в Соглашении с МОиН от 2015 года. На 2023-24 учебный год со стороны КНР выделено 23 правительственных стипендии для обучения граждан КР в китайских вузах, при этом, желаемый вуз для поступления и обучения кандидаты выбирают самостоятельно.

- Согласно статистическим данным на текущий момент в вузах КНР обучаются около 5000 студентов из Кыргызстана. Среди специальностей лидируют науки гуманитарного цикла, на их долю приходится 48 %, остальная часть включает инженерные специальности, менеджмент, естественные науки, искусство и другое. Кроме того, растет число студентов, которые получают не только диплом бакалавра, но и заканчивают обучение в магистратуре и докторантуре. Это говорит о том, что сейчас в КНР студенты едут уже не столько за китайским языком, сколько за реальным образованием, и Китай в состоянии предложить конкурентоспособную подготовку по точным наукам и естественнонаучному циклу. В этой связи, видимо уже назрела необходимость открытия у нас филиалов престижных вузов Китая со строительством соответствующих кампусов, по аналогии с существующими турецкими вузами, - поделилась мнением эксперт, подчеркнув, что все это, несомненно, является достижением реализации концепции «Один пояс – один путь», однако, есть и много других пока нереализованных перспективных проектов.

При этом она отметила, что на фоне активной политики Турции в образовательным секторе Кыргызстана роль КНР пока выглядит немного вялой.

- В нашей республике на сегодняшний момент осуществляют деятельность десятки турецких лицеев, как со стороны официальных властей Турции, так и со стороны частных инвесторов. Сейчас активизировалась и Россия, запускается проект по строительству 9 школ в Кыргызстане с индивидуальным базисным учебным планом и привлечением российских специалистов. Полагаю, что если КНР возьмет на вооружение такое направление деятельности, оно будет весьма востребованным, власти Кыргызстана вполне могут предоставить землю под строительство образовательных учреждений, либо выделить здания, - уверена У. Тыналиева.

Она обратила внимание, что в этом году завершается 10-летний цикл реализации инициативы «Один пояс – один путь», и по итогам первого Саммита «Китай – Центральная Азия» получает старт качественно новый этап глобального сотрудничества стран ЦА и КНР. По мнению спикера, концепция «пояса и пути» не ориентируется только транспортно-логистические проекты, «скорее это стратегическое определение Китаем своего места и роли в мире».

- В заглавных строках Сианьской декларации было отмечено, что « на фоне беспрецедентных за столетие перемен стороны, исходя из благоприятных перспектив для народов региона, подтверждают стремление в совместном создании тесного сообщества единой судьбы ЦА и Китая». Лидеры стран ЦА и Китая подтвердили, что в максимально короткие сроки при непосредственном участии внешнеполитических ведомств каждого государства будут разработаны механизмы приоритетных сфер сотрудничества на уровне министров, - пояснила эксперт.

В целом, исходя из основных пунктов документа, можно сделать вывод, что у стран региона, в том числе и у Кыргызстана есть высокие ожидания от реализации предстоящего сотрудничества.

- Китай, несомненно, корректный партнер и предпочитает работать с состоятельными рынками ЦА, в том числе и с нашей республикой, и есть надежда, что наши отношения с КНР будут долгосрочными, прагматичными и дружественными и образовательная сфера станет одним из наиболее динамичных направлений взаимного сотрудничества, - добавила У. Тыналиева.

В свою очередь эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что саммит «Китай – Центральная Азия» стал одним из важнейших международных мероприятий в свете выстраивания многополярного мира, который стал обретать новые контуры после конфликта на Украине.

- Китай становится одним из ключевых центров принятия как политических, так и экономических решений в мире. В этой связи, саммит привлекает интерес не только к Китаю, но и к странам Центральной Азии, которые стали играть немаловажную роль на фоне принятия беспрецедентных санкций стран Запада в отношении России. Введенные санкции разрушили все логистические маршруты между ЕС и РФ, а также с другими странами, имевшими транспортные маршруты через Россию, - пояснил спикер.

Он обратил внимание, что в нынешней ситуации взаимодействие стран Центральной Азии с Китаем рассматривается, как с точки зрения обеспечения безопасности, наращивания товарооборота и экспортного потенциала, так и строительства логистических маршрутов для китайских товаров в Европу и страны Западной Азии. КНР давно стал лидером по обеспечению европейского континента товарами народного потребления, а также высокотехнологичным оборудованием. Объем торговли с ЕС за 2022 год составил $1,6 трлн.

- Поэтому встреча в Сиане будет способствовать не только развитию проекта «Один пояс – один путь», но и других проектов, которые на сегодняшний день очень актуальны, такие как «Зеленая экономика» и создание «зеленых» рабочих мест. Важно отметить, что Китай влияет на страны Центральной Азии через механизмы «мягкой силы». Всем известно, что Китай старается взаимодействовать со всеми странами через экономическое сотрудничество, не прибегая к военному или политическому сотрудничеству. Это создает благоприятный образ страны, стабилизирующий долгосрочные взаимоотношения, как с соседями, так и со странами, заинтересованными в своем последовательном развитии в рамках неустойчивой политической и экономической ситуации в мире, - отметил эксперт.

Он обратил внимание, что недавно визиты в страны ЦА нанесли несколько высокопоставленных чиновников США, которые намекали на введение вторичных санкций в отношении стран региона из-за несоблюдения ими санкционного режима, введенного страна ЕС и США в отношении РФ.

- При этом некоторые вторичные санкции были введены немедленно. В частности, в социальных сетях распространяется информация, что гражданам РК стало проблематично перечислять денежные средства в долларах США в ОАЭ на покупку автотранспортных средств, которые доставлялись из Эмиратов в Казахстан через Иран. Также стало известно из средств массовой информации, что несколько компаний и организаций, в том числе и из Кыргызстана, получили запрет на ведение своей деятельности на западе из-за связей с РФ. Политика угроз и шантажа со стороны стран Запада, вынуждает страны Центральной Азии, связанных с Россией экономическими и военными союзами, искать запасные пути поддержки их суверенитета и возможности вести свою независимую экономическую деятельность в рамках сотрудничества с КНР, - подчеркнул спикер.

Он пояснил, что сегодня практически все международные финансовые институты, такие как МВФ, ВБ и т.п. предоставляют кредитные финансовые средства на специальных, фактически кабальных условиях, которые не соответствуют национальным интересам, – это не повышение пенсий, пособий и заработных плат госслужащим, поднятие тарифов на электроэнергию и т.д.

- В этой связи, предоставление Китаем заемных и грантовых средств, которое не предусматривает вмешательство во внутреннюю экономическую политику, представляет повышенный интерес со стороны стран Центральной Азии. Также необходимо отметить, что роль ЦА, как региона с общей численностью населения более 75 млн человек, площадью 3.882.000 кв. км, что составляет 91% территории европейского союза, значительно возросла в современных условиях развития экономических и политических процессов. Реализация достигнутых соглашений с Китаем позволит странам центральноазиатского региона стать важным логистическим мостом между Китаем и Европой и внести свою лепту в стабильность мировой экономики и личного экономического роста и благосостояния, - добавил Б. Курамаев.

Экс-депутат ЖК КР Ыргал Кадыралиева обратила внимание, что город Сиань не случайно был выбран местом проведения первого в истории саммита «Китай – Центральная Азия».

- Сиань – это бывшая столица Великой китайской империи, где начинался Великий Шёлковый путь, проходящий через центральную Азию, который в 21 веке воплотился в интеграционный проект Пекина «Один пояс – один путь», - сказала спикер.

Она напомнила, что по итогам саммита были подписаны меморандумы: о взаимопонимании в индустриально-инвестиционном сотрудничестве и укреплении торгово-экономического сотрудничества; сотрудничества в области цифровой торговли; в области инфраструктуры и инженерного строительства; о создании делового совета «Центральная Азия – Китай» и многие другие документы.

Вместе с тем Ы. Кадыралиева обратила внимание, что в феврале нынешнего года госсекретарь США Энтони Блинкен совершил турне по Центральной Азии, посетив Казахстан и Узбекистан, а также провёл встречи с министрами иностранных дел стран Центральной Азии.

С 14 по 17 июня 2023 года, напомнила она, пройдёт Петербургский международный экономический форум, где примут участие представители из более 80 стран мира. По результатам данного форума, полагает экс-депутат, будут решаться глобальные финансово-экономические вопросы, касающиеся принятия новой валюты и увеличения товарооборота между странами-участницами.

- В условиях нового многополярного миропорядка такие саммиты и форумы будут проходить ежемесячно, потому что все геополитические игроки будут стараться увеличить свое влияние именно в странах Центральной Азии. В таких реалиях основной задачей стран нашего региона является защита своих национальных интересов, интересов соседей и стратегических партнеров, при этом мы должны извлечь максимум пользы для своих экономик, - добавила Ы. Кадыралиева.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320