Каковы перспективы евразийской интеграции для Киргизии в условиях вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который наконец-то ратифицирован всеми пятью странами союза? В чем основные преимущества документа, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность стран Евразийского союза, особенно если говорить о цифровой экономике? Готова ли Киргизия к нововведениям в виде цифровой трансформации, есть ли у нее для этого ресурсы как материальные, так и людские?
На эти вопросы «Ритма Евразии» ответили киргизские эксперты и специалисты – участники прошедшей на днях в Бишкеке конференции, организованной Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» при поддержке правительства республики и обсудившей реализацию проекта цифровой повестки ЕАЭС, а также национального проекта «Таза коом».
Игорь Шестаков, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир»:
– По сути, новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – это стратегически важный документ, который нацелен на то, чтобы способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала стран ЕАЭС. По прогнозам, документ должен существенно облегчить жизнь бизнесу всех пяти государств Союза. Правила прохождения таможни теперь полностью совпадают. Участие специалистов в таможенной процедуре новый Кодекс сводит к минимуму. Декларировать товар теперь можно электронным способом, сам пропуск через таможенную границу в большинстве случаев – автоматический. Всю процедуру должны успеть выполнить за четыре часа. Раньше лимит был сутки. И лишние документы не нужны – действует принцип одного окна.
Главная задача нового Кодекса, а прежний вариант был введен еще в то время, когда в ЕАЭС состояли только Россия, Казахстан и Беларусь, – привести к единому знаменателю национальные законодательства теперь уже пяти стран в сфере таможенного регулирования. Вторая задача вытекает из потребностей развития цифровых технологий и заключается в необходимости законодательно закрепить внедрение этих новых технологий. Дополнения и изменения вроде бы незначительны, но они – на пользу бизнесу.
Марат Аманкулов, депутат парламента, председатель комитета по архитектуре, строительству, транспорту и коммуникациям:
– В Кыргызстане реализуется программа «Таза коом» («Прозрачное общество»), это программа цифровой трансформации, задача которой с помощью технологий и инноваций трансформировать и правительство, и общество в целом. Перевести принципы взаимодействия бизнеса с государством на цифровой, онлайн-формат.
Это очень важный проект для Кыргызстана. Конечно, он во многом будет зависеть от финансирования. Сейчас есть некоторые затруднения и с технической оснащенностью, и со специалистами. Но не все сразу. Реализация проекта будет происходить поэтапно. Приняты нужные законы, в их числе о переходе на цифровое телевидение, об электронной подписи, об электронном правительстве и другие. Не скажу, что законодательная база полностью подготовлена, но возможности открыты и первые шаги сделаны.
Сегодня уже трансформация частично началась, за один день переход на цифру, конечно, не произойдет. Все поэтапно. И само общество должно привыкнуть и адаптироваться. Всемирной паутиной в республике охвачено чуть более 30 процентов населения. Так что на цифру мы будем переходить не революционно, а эволюционно. Сегодня уже часть сферы услуг переведена, например, в плане предоставления госуслуг. Избегая многочасовых очередей, граждане могут получать какие-то услуги. Подать заявление в ЗАГС, получить какую-то справку или информацию можно в режиме онлайн. Это конечно, немного, но лиха беда начало.
Задача проекта - прежде всего в разы уменьшить коррупционные риски, исключить человеческий фактор, особенно это касается сферы предоставления услуг государственных и муниципальных органов. Конечно, проблемы есть, в том числе и с финансированием, и со специалистами, но правительство над этим работает.
Сегодня и сам потребитель, на кого эти услуги будут направлены, еще не во всем чувствует себя комфортно в этом цифровом поле. Работы много, но поэтапно шаг за шагом мы к этому придем. Я не могу сказать, что в этом отношении мы сильно отстали от остальных участников союза. В применении каких-то технологий, возможно, наши партнеры ушли вперед, но где-то и мы достигли высоких показателей.
Кайрат Осмоналиев, профессор, доктор юридических наук, руководитель лаборатории политико-правовых исследований КР, член ЦИК:
– В целом стартовые позиции Кыргызстана для реализации курса на цифровую страну, на цифровую экономику в рамках проекта «Таза коом», на мой взгляд, вполне хорошие. И реализация этого проекта вполне достижима.
Страна у нас небольшая как по численности населения, так и по объемам экономики, в том числе и по банковским операциям, которые несложно отследить, проанализировать. Это один из факторов успеха.
Я бы не сказал, что у нас высокий уровень компьютерной грамотности, но тем не менее это та планка, которая вполне достижима. Главное – обучить людей. Потенциал есть. У нас достаточно вузов по подготовке IT-специалистов, которые имеют в той или иной степени отношение к реализации цифрового проекта, для того чтобы люди этими технологиями овладели.
Плюсом цифровой трансформации станет минимизация коррупции, то, к чему мы стремимся. Но есть те, кто саботируют этот проект, кто хочет, чтобы мы продолжали жить в условиях полукриминальной экономики. Это те, кто замешан в коррупционных схемах. И раз они тормозят процесс, значит государством избрано верное направление. Для меня цифровая экономика – это то же самое, что транспарентная экономика, благодаря которой в значительной степени уменьшаются коррупционные риски.
На проект «Таза коом» нужны средства. Но речь не идет о том, что мы уже завтра должны перейти в цифровой формат. Все постепенно. На данном этапе уже есть определенные наработки, например проект «Безопасный город». Я думаю, что в рамках международных финансовых институтов, в которых состоит Кыргызстан, как то: Всемирный банк, ЕБР, Азиатский банк развития, эти доноры могут выделить кредиты под минимальные проценты. Я в этом уверен, исходя из общения с экспертами этих структур. И благодаря этим выгодным кредитам можно фрагментарно создавать кластеры цифровой экономики. Не нужно думать, что завтра на 100 процентов все заработает. Этого не будет, надо быть реалистами. Эффект будет виден через пару лет, максимум через пять, если серьезно работать и на полпути не останавливаться.
Идеи молодых технократов мне импонируют. Давно назрела та же организация цифровой маркировки товаров, которая позволила бы обеспечить прослеживаемость их движения, отделить контрафакт от «фирменных» изделий, ударить по «серым» схемам. Цифровая трансформация – это единственный механизм противодействия серым схемам в экономике и снижения уровня контрафакта. Другого более действенного механизма пока не придумал никто во всем мире. Поэтому для нашей страны – это практически единственный шанс решить проблему.
По разным подсчетам, уровень теневой экономики в Киргизии превышает 70 процентов, значит, легальная экономика составляет всего около четверти. При всем при этом страна не находится на грани бедности и экономического краха, государство худо-бедно существует. Если проект цифровой экономики хотя бы на 50 процентов начнет функционировать, уровень теневой экономики у нас автоматически сократится в обратной пропорции, т.е. легально работать будут уже 75 процентов предпринимателей. И хотя, как показывает пример даже экономически развитых стран, совсем искоренить теневую экономику не получится, это уже будет тот уровень, при котором возможно нормальное поступательное развитие.
Эгамберды КАБУЛОВ, Наталья КОНОПЛЯНКИНА
https://www.ritmeurasia.org/news--2018-03-06--kirgizija-perehodit-na-cifru-35275
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320