В центре внимания
17.01.2011

Казахстан 2010. Экспансия или смерть

Один казахстанский политик написал: «Известно, что центральноазиатские народы многие годы вследствие своей разобщенности находились под влиянием окружающих имперских государств... Возможны ли такие ситуации в будущем? Отрицать такую возможность нет оснований».

И сейчас Казахстан стоит перед выбором – куда двинуться после празднования 19-го Дня независимости. На мой взгляд, у страны есть два варианта – продолжить нынешний modus vivendi et operandi, образ жизни и действия, или добавить немного экспансии и движения в свое развитие. Если продолжение первого варианта приведет нас к роли склада полезных ископаемых для крупных держав, то умеренно экспансивная политика может реализовать истинный потенциал страны.

В чем потенциал Казахстана в моем понимании? Чтобы принять на себя роль стабилизирующей, направляющей и развивающей силы в большой Центральной Азии. Если руководство страны задумывается о нашем будущем хотя бы на 3-5 лет вперед, то мы просто обязаны принять на себя эту роль.

Ведь большинство аналитиков вторят друг другу, что Казахстан находится на перекрестке интересов России, Китая, США, Европы и Ближнего Востока. Такая концепция низводит РК до роли самки бабуина, которую заберет самый коварный и сильный самец. Данное мнение аналитиков отказывает нам в наличии собственных внешнеполитических интересов и подрывает амбиции не только чиновников, но и бизнес кругов. Может, прозвучит излишне оптимистично, но мы реально можем регулировать интересы крупных стран в нашем регионе.

Ведь казахстанцы и Казахстан – уникальны. Мы не только равноудалены от всех, но и в равной степени близки всем, благодаря нашей территории, национальному составу и ментальности номадизма, которая пропитала все этнические группы нашей Родины. Мы – в идеальной позиции чтобы внедряться в любую страну. Однако мы почему-то предлагаем республику как базу, не рассматривая самих себя как движущую силу в регионе.

Что имеем?

За эти 19 лет республика достигла положительных результатов. Главным образом за счет сырьевых прибылей и инвестиций (других нам не давали) мы подняли благосостояние народа по сравнению с предыдущим кризисным периодом развала СССР и первых лет независимости.

Что-то мы, разумеется, развалили, но немало и построили. Мы добываем много нефти и металлов, которые, правда, извлекают главным образом иностранные компании и основная прибыль оседает в их карманах. Это был осознанный выбор периода кризиса инвестиций в начале 90-ых.

Здравоохранение и образование сильно отстают по темпам от добычи и продажи сырья, но есть надежда, что это придет в норму хотя бы за 2-3 поколения. Слабый профессионализм, может быть, отсеется, а люди научатся не надеяться на государство вообще. Другими словами, человек человеку волк, а государство им – тайга с другими серьезными животными.

Можно критиковать экономическую, финансовую, социальную и другие составляющие государственной политики, но – как показывает практика – критика в СМИ для госорганов и чиновников – как слону дробина. Тем более из частных бесед с чиновниками больших и малых кабинетов можно сделать вывод: эти люди работают, как умеют, большего от них требовать – негуманно. Да и можно ли критиковать? Уровень жизни людей изменился разнонаправлено, и будет безнравственно выводить средние показатели между казахстанским миллиардером в Швейцарии и алматинским пенсионером, который копается в мусорном баке.

С самого начала самостоятельного развития, Казахстан вошел почти во все международные организации и признал примат прав человека и демократии в государстве - чтобы иметь призрачные гарантии, что нас не признают изгоем со всеми вытекающими отсюда последствиями: вторжение, оккупация и насильственная демократизация как в Ираке и Афганистане. Соседство РФ и КНР вряд ли бы нам помогло от вторжения в 90-ые: наши соседи сами – легкие мишени.

Мы создали Таможенный союз с РФ и Беларусью и скоро создадим Единое экономическое пространство. От ЕЭП – прямой мост к единому государству для трех стран. ЕЭП, в котором нам будет принадлежать далеко не главная роль. Напомню: равноправие невозможно даже в дружбе или браке, не говоря уже о международных альянсах.

Ты чей холоп будешь?

Как и во всех капиталистических странах, в Казахстане образовалось несколько десятков крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), владеющих большей частью средств производств и ресурсов. Можно сказать, что раздел экономики практически состоялся и все прибыльное сырье находится в крепких, недружелюбных и частных руках.

Вместе с этим, в стране слишком много крупных ФПГ для сырьевой экономики с населением 16 млн граждан и малой емкостью рынка. Результатом данной диспропорции стал активный вывоз капитала из страны. Миллиарды вывозят могущественные и богатые люди, которые не верят в будущее страны и не собираются здесь жить. Больше денег – меньше веры.

Как следствие дефицита активов, ФПГ не перестают бороться друг с другом за материальные ценности и административный ресурс. Захватывают чужие хлебные места, сажают друг друга в тюрьмы. Нешуточные битвы за активы, за деньги и за расположение Ак орды реально ухудшают политический климат в стране и резко снижают доверие граждан к государству.

Интересно, знают ли наши высшие фигуры, администрация и Совбез РК, о конфликтах между чиновниками, бизнесменами и силовыми структурами и что они делают по этому поводу? Хотя. Любая из конфликтующих групп – сильнее, чем любой госорган. Только глава государства пока еще может призывать их к порядку. Думаю понятно, что общественное мнение же неинтересно для наших ФПГ.

Сопутствующая проблема в том, что наши финансово-промышленные группы сильны только внутри Казахстана. Даже в региональном масштабе они не умеют доминировать. Вывод один – если нашим тесно в рамках одной страны, надо убедить их, чтобы они за сырьевые суперприбыли не строили особняки и яхты, а выстраивали региональный рынок. Бизнес инфраструктуру в Узбекистане, Монголии, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане и Кыргызстане. Инфраструктуру, которая обеспечит стабильность региона и Казахстана.

Время выбрало нас

Бессилие международных организаций (включая ООН, ОБСЕ, ОДКБ и ШОС), из-за которого ежегодно погибают сотни тысяч людей по всему миру в сырьевых войнах (Ирак) и спровоцированных межнациональных конфликтах (Кыргызстан) - очень четко показывает, что у Казахстана нет гаранта безопасности, кроме внутренних ресурсов, которые мы сейчас бездумно скидываем в иностранные банки, западные ценные бумажки и акции непонятных компаний.

Забыли, как арестовали $80 млн в швейцарском банке? Завтра арестуют больше и выставят страну в глупом свете. Любой иностранный банк мира отдаст всю информацию по зарубежным счетам любых чиновников и заморозит счета по первому требованию супердержав. Неужели пример миллиардов ливийских нефтедолларов на много лет замороженных в США не показателен? Единственное надежное место, чтобы хранить деньги и вкладывать их – это свое государство и свой регион.

Поэтому у нашего государства нет другого выбора, кроме как начать строить региональную инфраструктуру вокруг себя. Помочь соседям на те деньги, которые все равно ушли бы в оффшорный туман. Казахстан – самое богатое государство в Центральной Азии, следовательно, только мы можем помочь соседям начать необходимые позитивные преобразования. С умом, а не для того, чтобы увести деньги в оффшор по пути из Казахстана в тот же Таджикистан, например.

С учетом фактора борьбы между казахстанскими олигархами – такого рода конструктивная экспансия в соседние страны жизненно необходима Казахстану, пока мы сами себя не съели, сами себя не разворовали, сами себя не дестабилизировали.

Да, есть информация, что казахстанские бизнесмены производят цемент в Кыргызстане и Узбекистане, добывают металлы в Таджикистане и Китае, владеют курортами на Иссык-Куле. Но это осуществляется не на основе плана, а скорее как мелкие частные операции, прибыль от которых чаще уходит опять же в оффшор.

Многие могут сказать, что разумнее не лелеять мечты о «мировом господстве», а сконцентрироваться на борьбе с коррупцией, внедрении инноваций и местного самоуправления.

Но проблема в том, что нам никто не даст спокойно развиваться. Слишком много сильных держав, международных блоков и транснациональных корпораций проявляют интерес к контролю над регионом. Пример Кыргызстана показал, что мы давно не владеем ситуацией. В первые дни анти-бакиевской революции или межэтнических столкновений в Кыргызстане – государственные органы Казахстана в панике искали любую информацию о развитии событий там. В интернет-форумах копались даже те госорганы, которые по долгу службы должны были предсказать данную ситуацию хотя бы за неделю до событий. Мы проморгали ряд крупномасштабных провокаций, от которых пострадал и казахстанский бизнес. Взять ту же историю с кандидатом в президенты одной из соседних стран. Всего одна публикация в иностранных СМИ похоронила нашу мечту первым же шагом контролировать небогатого соседа.

Другими словами нет смысла концентрироваться на выращивании капусты, если сначала не огородить грядки от козлов.

Мы, наконец, добились глобализации и интеграции. И теперь, после изучения примеров множества стран, надо распрощаться с мечтой о спокойной бухте нейтралитета и совмещения интересов великих держав в рамках одного Казахстана. Это недостижимо, ни практически ни теоретически.

Если мы не начнем сегодня строить регион, скоро нам придется быть подмастерьем на чужой стройке в своем же регионе.

Расул Рысмамбетов ,
КазТАГ

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320