Политика
18.01.2022

Какой урок странам СНГ преподнесли протесты в Казахстане

Власти постсоветских государств должны сделать правильные выводы из трагических событий, охвативших Казахстан в январе 2022 года, –необходимы кардинально новые подходы к протестным настроениям. Об этом на своей странице в Facebook написал независимый исследователь, политолог и востоковед Парвиз Муллоджанов (Таджикистан).

По словам эксперта, ситуация в Казахстане создала прецедент ввода коллективных войск ОДКБ на территорию одной из стран-участниц Организации, что для нее стало абсолютно новым явлением.

«До этого, ОДКБ в целом воспринималась как организация, чья миссия направлена в основном на отражение внешней агрессии. Положение о совместных миротворческих акциях по запросу одного из государств-членов ОДКБ в документах этой организации уже существовало, но не применялось на практике. Теперь, на основании созданного прецедента, странам участницам будет гораздо легче принимать подобного рода решения. Соответственно, в будущем те же Токаев, Лукашенко или другие их коллеги по СНГ, могут воспользоваться данным прецедентом для разрешения не только внешних, но и внутриполитических вызовов. Достаточно будет связать выступающие против них оппозиционные группы с какими-либо внешними факторами или угрозами – например, со стороны радикальных исламистов», - пишет Парвиз Муллоджанов.

Не отрицая существования угрозы со стороны как внутреннего джихадистского подполья, так и стороны радикальных вооруженных группировок, базирующихся сегодня в северном Афганистане, он, между тем, убежден, что для эффективного предотвращения угроз необходимо применять не только и не столько меры силового характера. Не менее важно поднимать уровень жизни населения через проведение масштабных реформ, в том числе, в сфере национального строительства, образования, языковой политики и т.д. Этот тезис политолог раскрывает на примере Таджикистана.

«С этой точки зрения и следует рассматривать протестное движение в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) – как сугубо внутренне явление, имеющее социально-экономический характер. Это все еще не политическое движение, которое старается дистанцироваться от политической оппозиции и различных групп влияния – как внутренних, так и внешних. Однако, если проблемы региона не будут решаться, и запросы населения будут оставаться не исполненными, в будущем избежать радикализации и политизации протеста будет очень трудно», - уверен исследователь.

По его мнению, нынешняя политика таджикского правительства в регионах объясняется его стремлением контролировать ситуацию в стране и обществе. «Власти явно поставили перед собой задачу устранить все очаги потенциальной общественной мобилизации в стране, которые могли бы послужить в будущем основной для дестабилизации и антиправительственных выступлений. То есть, дело тут не столько в ГБАО, сколько в недоверии властей к гражданскому обществу и намерении контролировать все проявления его активности.

Таджикские власти сумели относительно успешно решить эту задачу во всех регионах республики еще 10 лет назад. И если бы не военно-полицейская операция 2012 года, то ГБАО до сих пор оставалась бы одним из самых спокойных регионов страны. Сама эта операция, а также политика, проводимая в регионе в последующие годы, привели к формированию протестных настроений среди населения области. Другими словами, таджикские власти своими руками превратили и продолжают превращать до сих пор лояльный регион в базу для критических и оппозиционных настроений. И чем дальше они продолжают проводить чисто силовую политику, тем шире будет расти протестное движение. Получается замкнутый круг, который ведет не только регион, но и всю страну, и нацию в никуда», - анализирует ситуацию эксперт.

Одной из особенностей правительственного похода к данным явлениям он называет приверженность власти к старым методам разрешения конфликтов, которые берут начало еще в 90-ых годах, когда задача по урегулированию конфликтов с различными оппозиционными группами возлагалась в основном на силовиков.

«В то время такой подход вполне оправдывал себя, потому что приходилось договариваться и иметь дело в основном с полевыми командирами, в отношении которых большая часть населения придерживалась нейтралитета или не поддерживала их совсем. Однако, начиная с 2012 года, база социального протеста в ГБАО расширилась, а многие так называемые неформальные лидеры уже не пользуются прежним авторитетом. Теперь в Горном Бадахшане властям приходится иметь дело не с пятью-шестью неформальными лидерами и несколькими десятками их сторонников, а с достаточно широким движением протеста, где трудно выявить новых однозначных лидеров. Поэтому старый подход уже не работает. Соответственно, никакие попытки «точечных зачисток» так же не принесут успеха, а масштабные силовые акции только усилят кризис», - подчеркивает Парвиз Муллоджанов.

Он уверен, что в этой ситуации, было бы более правильным и эффективным поменять подход и передать полномочия по проведению переговоров с протестующими от силовиков в руки политиков – гражданской администрации, специально назначенных представителей АП Президента РТ, влиятельных представителей бадахшанского джамаата и так далее.

«Еще в 2012 году, эксперты советовали усиление политического контроля над инициативами и акциями силовых ведомств и гражданской администрации в регионах, ключевых секторах экономики и общественной жизни. Международный опыт показывает, что в сложных условиях социально-экономического кризиса, существует необходимость в установлении более строгого контроля над деятельностью и проектами отдельных чиновников, бизнес-групп и силовых структур. Каждая их акция или инициатива должна проходить экспертизу и анализ «наверху» на предмет соответствия политическим реалиям, целесообразности и степени воздействия на ход событий», - пишет аналитик.

По его мнению, хорошим уроком, в этой связи, должны послужить недавние события в Казахстане, где ценовой сговор между несколькими крупными компаниями привел к социальному взрыву, едва не подорвавшему основы государства.

«В отношении ГБАО, как и других регионов, это означает, что именно политики и их аппарат должны взвешивать все «за» и «против» прежде, чем ставить задачи чиновникам и силовым структурам. Но самое главное, для полного и окончательного урегулирования ситуации, необходимо проведение реальных социально-экономических преобразований в области и в стране в целом, решение проблем с безработицей и нехваткой рабочих мест, наполнением местных бюджетов инвестициями, реализацией общественно значимых проектов и так далее», - заключил Парвиз Муллоджанов.

Аида Мамбетова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320