Безопасность
01.11.2018

Какие исламские течения омывают «островок демократии»?

Опыт Кыргызстана и России в сфере государственной политики по противодействию религиозному экстремизму и радикализму обсудили участники телемоста

Формирование национальной системы религиоведческого образования, нацеленной на обучение отечественных экспертов в сфере религии – это один из важнейших элементов правительственной программы по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы.

Об этом в рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово, организованном Клубом региональных экспертов КР «Пикир», рассказал эксперт по вопросам религиозной безопасности Икболжон Мирсайитов.

По его словам, в советское время у Кыргызстана не было своей школы ислама – духовно-религиозных деятелей, имамов и теологов для республики готовил Ташкент. Формирование собственной исламской школы началось в начале 90-х годов, после обретения независимости.

- Отсутствие опыта в данной сфере привело к тому, что нами было допущено много ошибок, одна из которых заключалась в том, что мы позволили на своей территории реализовывать несколько религиозно-политических проектов, которые и привели к проникновению в страну чуждых нам идеологий, в том числе и религиозного экстремизма, - уверен Икболжон Мирсайитов.

Эксперт подчеркнул, что у любого религиозного течения, принесенного в республику извне, есть две цели – официальная, которая, как правило, аргументируется гуманитарными аспектами, и реальная – нацеленная на решение внешнеполитических задач отдельных государств.

– Одной из первых в изучении ислама нам стала помогать Саудовская Аравия, которая выделила немалые средства на строительство мечетей, формирование системы религиозного образования, благотворительные фонды и т.д. Это то, что они делают на официальном уровне, однако, подспудно они распространяют на территории республики салафизм – более радикальное и нетрадиционное для нас течение ислама. Еще один проект – это пакистанская школа «Таблиги Джаамат», которая в Кыргызстане до сих пор вызывает дискуссии, учитывая, что часть общества – это их сторонники, а другая часть выступает за запрет данного движения на территории республики, - отметил эксперт.

По его словам, в числе стран, которые реализуют свои исламские проекты на территории КР, находится и Турция, которая не только выделила средства на строительство самой большой в КР мечети, но и оказывает активное содействие в обучении исламских религиозных деятелей и ученых. Определенную лепту в исламизацию кыргызстанцев вносят и Кувейт, и Иран и другие исламские государства.

- Насколько глубоко идеи этих школ проникли в наше общество – этот вопрос еще пока не до конца изучен. Но в любом случае мы пытаемся бесконфликтно скорректировать данный вопрос, чтобы выйти из этой ситуации с пользой для государства и общества. Наша главная задача – чтобы не было столкновения этих групп, и мы работаем именно с неформальным сектором, который вносит деструктивную струю и элементы в нашу жизнь, - поделился информацией с участниками телемоста Икболжон Мирсайитов.

Он также рассказал о том, что с 2012-го года при президенте КР работает совет по межконфессиональным и межэтническим вопросам. Одним из направлений деятельности Совета является мониторинг ситуации в сфере радикализации общества, в том числе через мониторинг социальных сетей. По словам эксперта, данные исследования позволили выяснить, что 75 процентов молодых людей, попавших в экстремистские террористические организации, были завербованы через соцсети.

- Сейчас мы изучаем методику вербовки, психологическую и нейролингвистическую стороны процесса. На основании полученных данных мы формирует контр нарративы, для их распространения в соцсетях мы привлекаем молодых людей, которые являются ровесниками тех, на кого нацелены вербовщики. При этом мы не вступаем в дискуссии с теми, кто публикует, продвигает или потребляет экстремистский контент, мы не используем их терминологию, потому что это часть их стратегии. Мы говорим на другом языке, противопоставляя радикальным идеям четкие и ясные аргументы, благодаря этой работе, за последний год динамика выезда наших граждан в зоны боевых действий заметно снизилась, - добавил эксперт.

Докладчик уверен, что одной из причин, по которой молодые люди становятся адептами радикальных идеологий, является так называемая, социальная депрессия, феномен которой еще мало изучен.

- Мы сейчас работаем над тем, как вывести молодого человека из этого состояния, потому что вербуется не просто маргинал, зачастую, последователями экстремистских идей становятся образованные, богатые люди, - отметил он.

Учитывая, что телемост проходил с участием экспертов и ученых России, докладчик предложил создать академическую платформу для совместной разработки методики по предотвращению вербовки.

Кроме того, он обратил внимание российских коллег на вопрос вербовки трудовых мигрантов. По словам, Икболжона Мирсайитова, нередко вербовке граждане Кыргызстана подвергаются именно за пределами своей страны. В этой связи, он сделал акцент на необходимости совместных усилий в преодолении данной проблемы.

Телемост между Бишкеком и Кемерово (Россия) был посвящен обсуждению опыта двух стран в сфере государственной политики по противодействию религиозному экстремизму и радикализму. Кроме того стороны попытались определить причины и основные факторы, влияющие на формирование экстремистской мотивации у населения.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320