Медиа школа
11.03.2019

Как трудовая миграция в Россию влияет на жителей ЦА?

Влияние трудовой миграции на жителей Центральной Азии имеет, как положительные, так и негативные аспекты. Так, миграция не просто действует на семьи мигрантов, она способствует возникновению гендерного дисбаланса в регионе.

После развала Советского Союза экономическая ситуация уже бывших советских стран была не стабильной. Почти во всех странах начался процесс самоидентификации, а в некоторых странах еще и этнические конфликты. С того момента начался процесс миграции в Российскую Федерацию.

Сейчас тема трудовой миграции обсуждается на разных общественных и политических площадках. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в 2014 году в России проживало 4,6 миллиона человек из бивших советских республик Центральной Азии. Это составляет 40 процентов от общего числа иностранных граждан, проживающих в России.

Де-факто число тех, кто живет и работает в России, высчитать сложно из-за высокого уровня нелегальной миграции, которая, по некоторым оценкам, составляет до 3,7 миллиона человек, и низкого уровня регистрации трудовых мигрантов. Эти цифры звучат даже более впечатляюще в сравнении с населением стран, получающих денежные переводы. Так, например, в Таджикистане более 15 процентов населения работает в других странах, в основном в России.

Было бы логично предположить, что для многих стран бывшего советского союза трудовая миграция является ключевым механизмом борьбы с нищетой. Ежемесячные переводы денежных средств мигрантами, благоприятно влияют на эти страны. Согласно данным Всемирного банка, в Центральной Азии десятки миллионов людей живут за чертой бедности. В Таджикистане этот показатель составляет 35,6 процента, в Узбекистане - 17 процентов, в то время как в России - 11 процентов по состоянию на 2013 год.

Кроме того, ВВП на душу населения в Таджикистане составляет 1 037 долларов США, в Кыргызстане – 1 263 доллара, в Узбекистане – 1 878 долларов США по сравнению с 14 612 долларами США в России в 2013 году. Самая низкая средняя заработная плата в регионе СНГ в 2013 году была зарегистрирована в Таджикистане: 164 доллара США, это в шесть раз ниже, чем в Российской Федерации. Таджикистан (1-е место в 2013 году) и Кыргызстан (3-е место) являются двумя самыми зависимыми от денежных переводов стран в мире, и это отражается на их политических отношениях с Россией.

В 2013 году денежные переводы из России в Узбекистан составили 6,689 млрд. долларов США, что соответствует 11 процентам ВВП страны по текущим ставкам, Кыргызстан получил 2,106 миллиарда долларов США (30 процентов ВВП соответственно), тогда как Таджикистан стал лидером в этой области, получив денежных переводов на 4,173 миллиарда долларов США, или более половины своего ВВП. Вышеуказанные цифры учитывают только те средства, которые были отправлены банковским путем. Кроме этого были денежные переводы из рук в руки или виде товаров, поэтому, как и определение количество мигрантов, определение реальных переводов невозможно отследить.

Безусловно, благоприятное влияние этих денежных переводов были видны на семьях мигрантов. В первую очередь, это помогает получить качественное образование их детям, появляются средства для путешествий и что не мало важно доступ к качественной медицине.

По данным Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, 85 процентов таджиков, прибывающих в Россию, получили какие-то профессиональные навыки, которые они смогут использовать по возвращении домой. Возможность работать в России приводит к снижению уровня безработицы, особенно в густонаселенной области Ферганской долины, которая ассоциируется с периодической нестабильностью в трех разделяющих ее странах Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан). В данном случае миграция выступает как «социальный амортизатор».

Одним из важных социальных последствий миграции в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане является так называемый феномен «исчезнувших мужчин». Учитывая, что большинство мигрантов составляют мужчины, массовая миграция оказала огромное влияние, на роль женщин в центрально-азиатских семьях. С одной стороны, это создает острые проблемы гендерного дисбаланса с последствиями для семей, а с другой, это повышает статус и роль женщин в семье.

В случае Таджикистана гендерный дисбаланс существовал еще до начала массовой миграции в конце 90-х из-за гражданской войны, которая длилась с 1992 по 1997 год и унесла от 40 000 до 80 000 жизней, где большинство из погибших были мужчинами. Статистика текущей миграции свидетельствует о том, что 83 процента мигрантов из Таджикистана - это мужчины. Из-за возникшего гендерного дисбаланса в Таджикистане родители, обеспокоены шансами своих дочерей на замужество и, таким образом, соглашаются выдать их замуж в более молодом возрасте. В некоторых случаях минимальный возраст снизился до 15-16 лет. Многие девушки вступают в брак, не окончив среднюю школу, несмотря на то, что вступление в брак с лицами моложе 18 лет запрещено национальным законодательством. Хотя в порядке исключения суд может дать разрешение на брак, лицам, которые младше этого возраста.

В экономике сельского хозяйства отсутствие мужчин означает, что женщины должны выполнять тяжелую работу на полях в дополнение к бремени заботы о семье и доме. Такое размывание границ между тем, что считается мужской и женской работой в традиционных обществах, является одним из нескольких плохо задокументированных и изученных, но существенных последствий миграции для семей и домашних хозяйств.

В то время как домашние хозяйства мигрантов получают больший доход за счет денежных переводов, что оказывает положительное влияние на доступ детей к медицинским услугам, образованию и более качественному питанию, отсутствие родителей и, в частности, отцов,

вынуждает детей выполнять тяжелую работу. Это лишает их свободного и даже школьного времени, способствуя увеличению студенческих и школьных пропусков.

По данным ЮНФПА, в Кыргызстане 95 процентов детей, официально зарегистрированных в начальной школе, снижаются до 79 процентов к началу среднего образования, в Таджикистане эти цифры снижаются с 99 до 90 процентов для мальчиков и соответственно от 96 до 80 процентов для девочек. В докладе ЮНИСЕФ подчеркивается негативное влияние миграции на результаты работы школ из-за сокращения родительского контроля и ухода, распада семей и потери мотивации или ухудшения поведения детей.

Увеличивается число беспризорных и бездомных детей, поскольку оба родителя зарабатывают деньги за границей, а также наблюдается рост детского труда и преступности. Данный феномен оказал также и психологическое влияние на многих детей, проявляющих симптомы изоляции и депрессии, а также повышенную агрессию и недисциплинированность. Детей мигрантов могут насмешливо назвать «забытыми» или подвергать преследованиям из-за отсутствия родительской «защиты».

Домохозяйства, лишенные отцов, как правило, приводят к тому, что мальчики берут на себя роль добытчика в семье. В большинстве случаев матери, которые мигрируют за границу, не вывозят своих детей в Россию по экономическим причинам, а именно, из-за отсутствия надлежащих условий проживания и возможностей для обучения, языковых барьеров и доступного ухода за детьми.

Таким образом, трудовая миграция с одной стороны – это один из немногих способов заработка для жителей Центральной Азии, с другой же стороны – это явление, влекущее за собой множество социальных последствий.

Отабек Нигматов
Студент 3 курса, факультета: Международные отношения
МУЦА

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320