Экономика Кыргызстана сильно пострадала от последствий пандемии коронавируса, в значительной мере усугубил ситуацию политический кризис, охвативший страну после парламентских выборов. Возможные пути стабилизации социально-экономической ситуации и перспективы развития инвестиционного рынка обсудили эксперты.
Ситуация, как она есть
Политолог Игорь Шестаков напомнил, что за первые шесть месяцев пандемии потери национального бизнеса составили примерно один миллиард долларов, подчеркнув, что недавние события, произошедшие в общественно-политической жизни республики после парламентских выборов, усугубили социально-экономическую ситуацию в стране – только в горнодобывающей отрасли, по разным оценкам, потери составили порядка 100 миллионов долларов. Эксперт уверен, что в лучшем случае до подведения итогов внеочередных президентских выборов и парламентских выборов активности не будет даже со стороны доноров, не говоря уже про инвесторов.
- Как показала недавняя встреча исполняющего обязанности президента премьер-министра Кыргызстана Садыра Жапарова с представителями национальной бизнес среды и международным деловым советом, деловая общественность и инвесторы крайне озабочены безопасностью и экономической стабильностью в стране, - констатировал эксперт.
Продолжая тему, экс-директор института центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков подчеркнул, что в Кыргызстане нет сильной власти и порядка – главных условий, которые ищут добросовестные инвесторы.
- У нас, в принципе, хорошая законодательная база, и теоретически правильно сформированная система отношений с инвесторами, но проблема в том, что на практике ни то, ни другое не работает. Нет единого правового подхода, если ты вхож в коридоры власти, то можешь использовать эти законы в свою пользу. Немаловажным фактором здесь является коррупция в судебной системе. Законы не работают, если сама судебная система не работает так, как это предусмотрено законодательством. У нас в республике действует «телефонное» право, когда многие вопросы решаются по звонку. Многих иностранных инвесторов это не устраивает, они хотят работать в условиях правового общества и диктатуры закона, - подчеркнул эксперт.
По его словам, не в пользу инвестиционного имиджа говорят наличие большого внешнего долга, макроэкономическая нестабильность, огромный дефицит бюджета и внутриполитические передряги, при которых ставится вопрос об очередной конституционной реформе.
- Немаловажной проблемой, которая вредит инвестиционной привлекательности нашей страны, является то, что наши политики говорят красивые и правильные слова, но действуют исключительно с учётом своих собственных интересов, т.е. у нас в стране практически нет настоящей политической элиты, которая имеет государственный подход к будущему страны и народа. А без наличия таковой не будет и сильного правового государства, а значит, не будет и инвестиций, - подчеркнул Кубат Умурзаков.
По его словам, когда весь мир стоит на пороге серьёзного экономического и геополитического кризиса, Кыргызстан рискует «потерять» не только 2020 год, но и большую часть 2021 года, если не сумеет стабилизировать общественно-политическую ситуацию внутри страны.
О том, что в ближайшей перспективе эконмическая ситуация в Кыргызстане будет только усугубляться, говорят и прогнозы ученых.
- К сожалению, в настоящее время экономика нашей страны испытывает очень негативное воздействие, что ведет к масштабному оттоку капитала, структурной безработице, а следовательно, и к увеличению макроэкономических рисков – к сокращению внешнего спроса на наши товары и ресурсы, что в свою очередь негативно скажется на взаимодействии с основными торговыми партнёрами Кыргызстана – Россией и Китаем. Произойдет снижение и внутреннего спроса из-за снижения экономической активности, ввиду сокращения притока инвестиций и денежных переводов мигрантов. Т.е. следует ожидать замедления развития экономики, снижения деловой активности и доходов населения, - поделилась прогнозами кандидат экономических наук, проректор по науке КЭУ Гульназ Супаева.
По ее словам, ожидалось, что дополнительные возможности для фискальных манёвров с целью поддержки экономики даст международная финансовая помощь, но пока этого не происходит, в том числе, благодаря политическим процессам, происходящим в КР.
На «хронические» проблемы в инвестиционном имидже Кыргызстана обратила внимание д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований РАН Аза Мигранян.
- Республика могла бы стать наиболее привлекательной страной для инвесторов, если бы ни существующие базовые проблемы. Во-первых, это проблема, связанная с необеспеченностью правовой защиты института собственности. Все мы знаем, что незыблемость прав собственности, независимых от политического строя, от проводимых реформ, от изменений Конституции и т.д. – это «священная корова» рыночной экономики. В любой стране инвестор в первую очередь рассматривает именно этот фактор, как определяющий для долгосрочных инвестиций. Поэтому начиная с двухтысячных годов мы наблюдаем, что в Кыргызстане преобладают краткосрочные инвестиции, но даже их объемы очень малы, - подчеркнула эксперт.
Второй проблемой она назвала существующую систему противоречий в национальном законодательстве КР. На государственном уровне прописаны либеральные и привлекательные для инвестора условия, а вот непосредственная реализация инвест-проектов на местах формирует мощные институциональные и правовые барьеры, потому что регулирование проектов отдано в руки местным органами власти.
Третьим фактором, сдерживающим инвестиционное развитие, экономист назвала политическую нестабильность системы управления государством, и как следствие отсутствие преемственности власти и обязательств по отношению к инвесторам.
- Я имею в виду нашумевшие попытки пересмотра соглашения по Кумтору, сложные условия реализации проектов с Россией и с тем же Китаем. Здесь, как минимум вспоминается попытка китайской стороны построить логистический центр в КР, который в результате был перемещён в Казахстан. Такие ситуации вызывают достаточно противоречивое отношение инвесторов к Кыргызстану. С одной стороны, это привлекательная страна с точки зрения либеральности условий ведения бизнеса, с другой стороны, в республике ощущается довольно мощное бюрократическое давление. Кроме того, отмечается высокий уровень коррупции, но я бы не называла этот фактор уникальным поскольку, это явление присутствует практически во всех странах мира, - отметила эксперт.
Она обратила внимание, что кризис на мировом рынке ведет к дефициту инвестиций, при котором за капиталовложения борются как развивающиеся, так и развитые страны.
- Сейчас не инвесторы ищут, куда им войти со своими капиталами, а государства ищут инвесторов, и тут большую роль будет играть конкурентоспособность, а это значит – чёткая стратегия, конкретные проекты, понимание развития на долгосрочный период, предоставление со стороны государства гарантий сохранности вложенных средств. К сожалению, Кыргызстан проигрывает практически по всем этим позициям даже своим ближайшим соседям, - уверена Аза Мигранян.
Продолжил тему заместитель директора Центра макроэкономических исследований и прогнозирования Казахстана Серик Ернар Талгатулы, который отметил, что в 2020-2021 годах инвестиционные потоки во всём мире сократятся на 40 процентов. По его мнению, ключевым препятствием для привлечения инвестиций в Кыргызстане является политическая нестабильность.
- На мой взгляд, все остальные проблемы, которые, как принято считать негативно влияют на инвестиционный имидж Кыргызстана, присущи и другим странам Центральной Азии. Это и контроль государствами основных секторов экономики, при котором создаются не равные условия для бизнес игроков, это и неустойчивость развития экономик ввиду того, что стабильность зависит от цен на сырьевые товары, либо, как в Кыргызстане, поддерживается денежными переводами. Во всех странах региона имеют место слабое управление и коррупция, непредсказуемая и непрозрачная регуляторная система, проблемы с верховенством закона, - констатировал казахстанский эксперт.
Ситуация сложная, но выход есть
Советник министра экономики КР, экономист Нургуль Акимова сделала акцент на внешних воздействиях, связанных с пандемией коронавируса и субъективными глобальными тенденциями, которые повлияли на экономику республики.
- Прежде всего, речь идет об оттоке капитала. В этот период большинство развивающихся стран потеряли инвестиции, что является закономерным явлением. Когда появляются серьезные предпосылки к кризису, инвесторы предпочитают развитые рынки, где больше гарантий сохранности их капиталов. С января по июнь этого года Нацстатком КР зафиксировал, что отток капитала в 3,5 раза превысил приток, что стало одной из основных причин девальвации сома, - пояснила эксперт.
Вторым фактором она назвала карантинные ограничения со стороны торговых партнеров, в частности Казахстана и Китая.
- Для кыргызской экономики характерна импортозависимость, поэтому приток товаров в значительной мере влияет на темпы роста экономики. Поскольку у Китая были основания ограничивать трафик кыргызско-китайской границы, кыргызские торговцы потеряли свою выручку или упустили выгоду, что сказалось и на экономике, и на курсе национальной валюты. Тем не менее мы считаем, что государственные органы и предприниматели не должны терять надежду, потому что у нас помимо монетарного источника, стимулирующего экономику, есть другие аспекты, которые следует применять, - отметила Нургуль Акимова, заверив, что Минэконом КР приступил к разработке государственной программы комплексной поддержки малого и среднего бизнеса.
Новый документ призван решить задачи, связанные не только с финансированием, но и с техническими регламентами и стандартизацией.
- На рынке существует не только ценовая, но и качественная конкуренция. И если производители начнут активно работать над качеством, над стандартизацией и аккредитацией своей продукции в соответствии с регламентами ЕАЭС, Евросоюза и Китая, то их экспортные возможности будут существенно повышены, а там, где высок потенциал экспорта, возрастает и инвестиционная привлекательность. Мы считаем, что именно малый и средний бизнес сегодня нуждается в содействии в привлечении иностранных инвестиций. Министерство экономики готово стать арбитром и переговорщиком, чтобы увеличить шансы привлечения средств, - добавила советник.
По мнению председателя московского отделения Общероссийского Кыргызского Конгресса Марселя Салахунова, Кыргызстан может и должен использовать кризис в своих интересах.
- В условиях мирового экономического кризиса, Кыргызстан должен, засучив рукава, использовать все возможности для того, чтобы как можно больше зарабатывать. Если говорить в контексте кыргызко-российских отношений, то необходимо наращивать экспорт, прежде всего, текстильной продукции. Мы пытались продвигать на российском рынке продукты питания, а также сельскохозяйственные товары кыргызских производителей, но у нас это не получилось, по причине того, что в Кыргызстане эта отрасль недостаточно развита. Нашим производителям проще продавать свою продукцию, как сырьё на местах таджикским, узбекским, турецким предпринимателям, которые реализуют ее на территории России уже в качестве готовых упакованных продуктов. Мы, к сожалению, этот момент упустили, а вот швейная отрасль имеет хороший потенциал, - отметил представитель диаспоры.
Он подчеркнул, что за пять лет членства в Евразийском экономическом союзе, Кыргызстан не достиг серьезного прогресса в экспорте своих товаров на рынок ЕАЭС по причине отсутствия заинтересованности со стороны властей КР.
- Сейчас Кыргызстану крайне необходимо налаживать экспорт своих товаров в Россию, поэтому необходимо вернуть в структуру Посольства КР в РФ позицию торгового представительства, которое каждый день должно заниматься тем, чтобы создавать благоприятные условия для сбыта кыргызских товаров. К сожалению, пока эта инициатива, которую мы готовы реализовывать даже на общественных началах, не нашла поддержки у руководства КР. В итоге производители экспортируют свои изделия из Кыргызстана, но их миллиардные обороты находятся в тени, т.е. проходят мимо государственной казны. Получается, что зарабатывают производители и экспортёры, но не государство. А это не совсем правильно, поэтому необходимо оптимизировать работу, чтобы бюджет КР тоже получал доходы от экспорта, - поделился мнением Марсель Салахунов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320