В Бишкеке проанализировали политическую ситуацию в Афганистане и её возможное влияние на безопасность в центральноазиатском регионе
Круглый стол на тему: «Талибан как новая политическая реальность: к чему готовиться странам Центральной Азии?» организовал Фонд «Евразийцы – новая волна». В дискуссии приняли участие политологи, эксперты в вопросах национальной и региональной безопасности, представители общественных организаций и вузов Кыргызстана.
Мурат Бейшенов, экс-заместитель министра обороны КР:
«Складывается уникальная ситуация, которая ввела в состояние растерянности даже крупных геополитических игроков. Страны молчат, у всех выжидательная позиция. Что же касается США, то это ход, а не поражение. Американцы вывели войска не просто так. Они все проблемы оставили на других. Возможен сценарий, при котором поток беженцев может хлынуть в соседние страны, и это создаст много проблем. Мы, согласно резолюции ООН, должны их принимать. Непонятно, что у нас готово для этого: в пунктах для беженцев ничего нет. Учитывая все наши внутренние проблемы, этот вопрос нужно детально рассмотреть в Совете безопасности.
Думаю, что талибы обустройством государства не будут заниматься, у них нет такого опыта. Они всю жизнь воевали и другой жизни для себя не представляют. Им нужна война. К тому же, талибы сегодня совсем другие: их предводители учились в лучших вузах мира, а от военных США им остались АСУ и высококлассные специалисты – те же компьютерщики. Не надо думать, что они примитивные.
Странам Центральной Азии нужно быть готовыми. Учения – это, конечно, хорошо, но они не помогут. Нужна мозговая работа».
Эксперт добавил, что особого внимания сейчас требует охрана государственной границы.
Александр Зеличенко, директор общественного фонда «Центрально-Азиатский центр наркополитики»:
«Один из самых важных вопросов при изучении Афганистана – наркотрафик. За время существования этой проблемы предпринимались различные варианты по отмене производства героина: строили школы, больницы, предлагали выращивать «дорогие» сельскохозяйственные культуры. Но ничего не сработало, ведь опий даёт больше прибыли. И талибы сразу же заявили, что сделают страну свободной от наркотиков. Но интересно то, что когда они начали уничтожать посевы опиумного мака, то против них начали выступать люди – сам афганский народ. Думаю, нынешняя власть в ИРА пересмотрит свое решение.
К тому же, талибы уже пробовали бороться с наркотрафиком в 1990-годы. Тогда они три года думали признавать ли наркотики «харамом» - по сути, запрещать или нет. За это время произвели такое количество героина (сотни тысяч тонн), что всему миру хватило на десятки лет».
По словам ветерана МВД, история афганского наркотрафика охватывает не одно десятилетие. И за все время поставки наркотиков из Афганистана практически не прекращались.
«С развалом СССР независимые государства почти перестали охранять границы, пограничники не получали заработную плату, были деморализованы. Опием занялось все население приграничья. Увеличение объемов и рост цен привели к тому, что из наркопроизводства вытеснили население, пришла организованная преступность. Сегодня прослеживается картелизация.
С недавнего времени вновь начали говорить о «Северном маршруте», на котором в последние несколько лет выявляли несколько крупных партий героина, направлявшихся в Европу. В 2019 году было первое задержание – изъято 670 кг героина на границе с Германией. И было доказано, что героин шел из Кыргызстана. Из последних задержаний – это Баткен, где были изъяты 440 килограммов наркотиков.
Последняя тенденция – Афганистан сбывает теперь и синтетические наркотики. Героин тоже не уйдет, его будут производить, потребность в нем останется большой».
«Для производства героина необходимы прекурсоры (химический реагент, участвующий на любой стадии производства наркотических средств). Возникает вопрос – откуда они там берутся, если в Афганистане нет своего производства. Но он остается никому неинтересным»
Эксперт также отметил, что его настораживает просьба талибов о предоставления им международной помощи.
«Чем именно им помочь? Они ставят условие, говоря «окажите нам помощь, мы будем бороться и уничтожать опиумные поля». Я считаю, что возможно несколько вариантов решения вопроса наркотиков. Первое – талибы начнут бороться с наркотиками и уничтожат все, чтобы показать свою волю к сотрудничеству с международным сообществом. Второй вариант – они будут по-прежнему брать свой процент (десятину) с наркодельцов, как они это и делали все это время. Или третье – талибы подомнут все под себя.
Решение будет зависеть от того, какая им будет оказана помощь и насколько они в действительности изменились».
Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам безопасности:
«Нам не стоит опасаться «Талибана». На сегодняшний день угрозу №1 для национальной безопасности Кыргызстана представляют нерешенные внутренние проблемы.
У талибов нет интереса во вторжении в страны ЦА. Они могут получить достойный ответ, поскольку есть такие организации, как ОДКБ. Есть высокоточное оружие, при помощи которого врага можно уничтожить на подступах.
Но тем не менее расслабляться нам нельзя. Странам региона необходимо активизироваться на по двум направлениям. Это разведка – для добычи информации о планах и намерениях талибов. Второе – выявление спящих ячеек экстремистских и террористических организаций внутри страны. Для этого у нас есть соответствующие службы».
Джумадылов заявил, что в КР неоднократно пытались внедрить идеи радикального ислама.
«Если вы помните, то в Кыргызстане в конце прошлого года проходили публичные мероприятия при участии муфтия, директора Госагенства по делам религии, где предлагалось убрать из Конституции принцип светскости. Один из кандидатов в президенты на дебатах агитировал за введение принципов шариата. Тогда государство никаким образом не отреагировало.
Представители экстремистских религиозных организаций у нас внедряются в различные государственные органы. Я не против ислама, но отрицательно отношусь, когда прикрываются религией для реализации своих деструктивных намерений. Терроризм не бывает ни исламским, ни христианским».
Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (Россия):
«После вывода войск США и НАТО больше не будут восприниматься в качестве силы в Центральной Азии. Это очень сильно меняет архитектуру региона. «Талибан» контролирует границу. Есть угроза присоединения к талибам боевиков «Аль-Каиды» и ИГИЛ. Совокупная численность армии Узбекистана и Таджикистана составляет около 100 тысяч человек, а армия «Талибана» насчитывает более 150 тысячи бойцов. Кроме того, теперь у них есть еще и большое количество оружия и техники, брошенной американцами».
Эксперт также добавил, что Таджикистан уже провел учения по линии ОДКБ для демонстрации своей готовности дать отпор. По мнению Мендковича, у России есть опыт борьбы с террористами, а также вооруженное превосходство, но РФ не заинтересована в боевых действиях.
«В России, в первую очередь, будет подниматься вопрос о решении конфликтов дипломатическим путем».
Алмаз Насыров, эксперт по вопросам госуправления:
«Последние события в Афганистане могут стать отправной точкой для новых взрывов и потрясений. Опасения вызывает Ферганская долина. Это один из самых густонаселенных и уязвимых регионов в мире. И смена власти в Афганистане вполне может стать триггером.
Принимая во внимание текущую действительность, необходимо пересмотреть параметры развития нашей страны. Отсутствие идеологии и понимания путей, подходов к решению проблем – это большой минус для нас. Кыргызстану нужно понять, в каком направлении двигаться».
Участниками круглого стола «Талибан как новая политическая реальность: к чему готовиться странам Центральной Азии?» стали более 30 человек. Большинство экспертов заявило, что афганский фактор может повлиять на дальнейшую деятельность Организации Договора о коллективной безопасности, повысив ее жизнеспособность и мобильность в принятии решений.
http://enw-fond.ru/proekty/14202-v-bishkeke-proanalizirovali-politicheskuyu-situaciyu-v-afganistane-i-ee-vozmozhnoe-vliyanie-na-bezopasnost-v-centralnoaziatskom-regione.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320