Политика
08.10.2012

К какому берегу плывет региональная политика?

Тема водно-энергетических ресурсов Центральной Азии продолжает оставаться главной политической темой региона.

Зона особого внимания

Несмотря на достаточно скромный объем информации в СМИ об итогах состоявшегося на нынешней неделе визита в Ашхабад лидера Узбекистана Ислама Каримова, вопросы водно-энергетического сотрудничества оставались в центре внимания переговоров с президентом Туркменистана. Как отмечает туркменская пресса, стороны выразили удовлетворенность совпадением взглядов по региональному использованию и распределению водных ресурсов.

Эксперты расценивают это как попытку Ташкента позиционировать себя, прежде всего, на международной арене, как государство, которое готово взять на себя миссию по выстраиванию водно-энергетической политики региона. В этой связи, не случайно, программное для республики видение по водно-энергетическим проектам Кыргызстана и Таджикистана, было недавно озвучено Каримовым не в Узбекистане, а в ходе официального визита в Астану.

Впрочем, официальные заявления звучат не только в регионе, но и с трибуны ООН. Неделю назад глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил в Нью-Йорке, что узбекская сторона будет продолжать проведение международной экспертизы строительства гидроэнергетических объектов в центральноазиатском регионе.

«Мы выступаем за то, чтобы все проекты по строительству гидротехнических сооружений в верховьях бассейнов Сырдарьи и Амударьи были подвергнуты международной авторитетной экспертизе под эгидой ООН и в обязательном порядке согласованы со странами низовья», - особо подчеркнул глава МИД.

По словам министра, в соответствии с международными требованиями, необходимо четкое выделение приоритетов в использовании воды, отметив, что ограниченные водные ресурсы региона должны, в первую очередь, использоваться для удовлетворения питьевых и санитарных нужд, и только затем для обеспечения продовольственной безопасности, экологических нужд и нужд промышленности и энергетики.

Однако еще в первой декаде сентября, Алмазбек Атамбаев заявлял, что Кыргызстан готов к диалогу по решению водных и энергетических проблем при реализации проектов с участием России. «В свое время бывший президент Курманбек Бакиев подписал соглашение, где обязался строить Камбар-Атинскую ГЭС-1 только с Россией. По этой причине растут недовольства со стороны Узбекистана. В связи с этим, мы предлагаем российской стороне поделиться с Узбекистаном и Казахстаном процентной долей строительства Камбар-Атинской ГЭС-1, для того, чтобы в мире и согласии завершить проект. Ведь строим 50 на 50 с Россией. По данному вопросу с Исламом Каримовым я лично веду переговоры», - заявил в Жогорку Кенеше глава государства.

Но аналитики убеждены, что влияние на эту проблему внешнего фактора пока не ведет решение этих стратегических вопросов к достижению консенсуса.

Цена безопасности

По мнению известного российского эксперта Александра Собянина, позиция Ташкента по воде и энергетике подкреплена американской политикой в Центральной Азии. «Только за последнее время выяснилось, что США готовы вложить в экономику Узбекистана 3,8 миллиардов долларов. Это очень важно учитывать», – сказал он в интервью «Независимой газете».

Но особое внимание в отношениях между Вашингтоном и Ташкентом уделяется военному сотрудничеству. Так, заместитель Госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, заявил, что США рассматривают Узбекистан как «критически важный элемент» в обеспечении стратегических интересов в регионе, особенно с учетом предстоящего вывода из Афганистана основной группировки вооруженных сил коалиции.

По информации американских СМИ, администрация президента США запросила у конгрессменов на 2013 год дополнительные средства на реализацию планов по двустороннему военному взаимодействию. Так, только в рамках программы военного финансирования, Ташкентом будет освоено 1,5 миллиона долларов, а еще 300 тысяч долларов будут выделены на осуществление программы обучения местных военных специалистов.

В Госдепартаменте полагают, что эти меры повысят способность Узбекистана противостоять внешним военным угрозам. Лично для президента Узбекистана Ислама Каримова это может означать не только военно-стратегическую поддержку столь серьезного партнера, как Вашингтон, но и как ясный и однозначный сигнал о «дружбе», как своего рода легитимацию, поддержку его внутриполитического курса и дистанцирования от партнеров по СНГ. Как отмечают эксперты, руководство Узбекистана рассматривает необычайно теплое «расположение» к нему американцев как сигнал к прекращению с их стороны всякой критики и изобличений его в «диктатуре», в «репрессиях и гонениях» на оппозицию. Так, госсекретарь США Хиллари Клинтон проинформировала недавно международную общественность о том, что Узбекистан "демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека и расширения политических свобод".

Как известно, законы США требуют, чтобы при предоставлении военной помощи той или иной стране, госсекретарь обязан специальным докладом подтверждать позитивное положение в этой стране дел с правами человека и в целом с демократическими свободами или наличием кардинальных подвижек на пути к этим целям. Но с 2004-го года ни один из госсекретарей США не поставил своей подписи под подобным документом, относящимся к «демократическому досье» Узбекистана. Нет такого официального подтверждения и теперь, кроме благостных эмоций госсекретаря США.

Стоит напомнить, что шесть лет назад Вашингтон ввел жесткие ограничения на военные поставки Узбекистану, и отношения сторон были заморожены по очень многим пунктам. В отместку Ташкент решил закрыть американскую военную базу в Ханабаде. Причиной конфликта стало жесткое подавление властями Ташкента беспорядков в Андижане и нескольких других узбекских городах. В США фактически объявили узбекского лидера Ислама Каримова «диктатором и узурпатором» и постарались максимально дистанцироваться от него.

Теперь, когда регион Центральной Азии становится для Вашингтона зоной «жизненно важных стратегических и экономических интересов», проблемы с правами человека в том же Узбекистане, царящими здесь «демократическими свободами» для американцев, отходят на второй план, главное - решение собственных задач по влиянию на региональную политику. Поэтому, вот уже три года Узбекистан является ключевым звеном в схеме так называемого Северного маршрута - сети автомобильных, железнодорожных и воздушных путей сообщения, по которым осуществляются поставки из Европы для американских войск в Афганистане, а также для их союзников. Через территорию этой страны проходит более 90 процентов направляемых в Афганистан грузов. Полноценной замены Ташкенту Вашингтон пока не подобрал, тем более режим Каримова готов и в дальнейшем пользоваться привилегированными правами единственного надежного транзитера. Ведь еще в прошлом, 2011- ом году, по инициативе администрации президента США Конгресс принял решение о снятии ограничений на военные поставки в Узбекистан. Многие политологи, в том числе и американские, задаются вопросом: кому выгоднее такое явное сближение: Ташкенту или Вашингтону?

Как полагает эксперт по внешней политике Марс Сариев, Узбекистан идет на сближение с Западом, опасаясь повторений Арабской весны.

- События на Ближнем Востоке показали, что наличие сильных вооруженных сил не может защитить власть от революционных катаклизмов, - отмечает Сариев в интервью «Региону. kg». – Мы видим, что против технологий этой сетевой войны контрмер пока нет, и ситуации в Тунисе, Египте и, особенно, в Ливии это ярко продемонстрировали. Поэтому Ташкент, где тоже ожидаемы процессы смены элит, стремится получить гарантии от США, что в стране не будут поддерживаться Западом протестные действия. Надо учитывать и угрозы безопасности этой республики, исходящие от Афганистана, где дислоцируется базы боевиков ИДУ, которые являются прямой угрозой безопасности республики. Видимо, в Ташкенте полагают, что договоренности с Западом прикрывают Узбекистан от этих возможных угроз. Но если узбекская сторона не найдет консенсуса с Москвой по внешнеполитическим вопросам, то Москва будет выстраивать рубежи безопасности в рамках ОДКБ в Центральной Азии с Афганистаном уже по границам Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

По мнению Сариева, все аргументы России в сотрудничестве со странами Центральной Азии в водно-энергетических вопросах и в плане безопасности – аргументированы и рациональны.

- Москва также дает понять, что в первую очередь Узбекистану сегодня важен диалог с Таджикистаном и Кыргызстаном по решению водно-энергетических проблем. Конфронтация этих вопросов может осложнить обстановку в Центральной Азии, которую и так сложно назвать стабильной.

Юрий Гаспарянц

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320