Ой Ордо
29.12.2024

Итоги уходящего года с «Ой Ордо». Часть 1

Совсем скоро наступит новый 2025 год, который, по прогнозам экспертов, станет «очень непростым, но в то же время переломным с точки зрения развития политической и экономической ситуации в мире». Событийным, по оценкам аналитиков, он будет и для Кыргызстана, как минимум, учитывая  тот факт, что республика будет председательствовать одновременно и в ОДКБ, и в ОТГ. Однако, готовясь к встрече нового года, нелишне подвести итоги уходящего…

Стоит отметить, что 2024 ознаменовался множеством событий международного масштаба, напрямую или косвенно затрагивающих Кыргызстан. При этом нельзя не отметить и те процессы, которые происходили внутри или при активном участии самой республики. Среди них – принятие закона об иностранных представителях (иноагентах), снятие моратория на разработку урановых месторождений, массовые празднования столетия образования Кара-Киргизской автономной области, проведение саммита ОТГ, завершение процесса по демаркации кыргызско-таджикской государственной границы и многие другие.

Вопросы, связанные с актуальной для Кыргызстана тематикой  и ключевыми событиями, происходившими в стране в 2024 году, обсуждались на площадке Центра экспертных инициатив «Ой Ордо». Подводя итоги уходящего года, предлагаем вашему вниманию подборку самых ярких высказываний спикеров, озвученных в рамках прошедших дискуссий.

«Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика»

В начале года чиновники республиканского и муниципального уровней в унисон говорили о том, что ведется самая активная работа над улучшением ситуации, связанной с качеством воздуха в Бишкеке.

К сожалению, к концу года – с началом нового отопительного сезона, датчики вновь зашкаливают, показывая многократное превышение вредных взвесей в воздухе. Т.е.  активность госструктур и столичного муниципалитета в плане решения проблем с загрязнением воздуха оказалась малоэффективной.

Напомним, в рамках круглого стола отмечалось, что основными причинами загрязнения воздуха в Бишкеке является использование низкокалорийного угля и синтетического мусора для отопления в частном секторе, использование столичной теплоцентралью и котельными некачественного угля, а также нарушение городской «розы ветров», вызванное хаотичной застройкой столицы многоквартирными домами и др.

По словам директора ЦЭИ «Ой Ордо», политолога Игоря Шестакова, на данный момент мнения относительно эффективности тех или иных технологий, предлагаемых специалистами для решения проблем с загрязнением воздуха в Бишкеке, заметно разнятся. Одни видят выход в масштабной газификации столицы и регионов, другие – в строительстве АЭС. Третьи ратуют за применение зеленых технологий, которые сейчас активно «рекламируют» по всему миру западные страны – тепловые насосы, ветряные генераторы, солнечные панели и т.д.

«При этом нужно понимать, что даже зарубежные специалисты, отмечающие определенную эффективность использования зеленых технологий, указывают на связанные с ними экологические проблемы, связанные, прежде всего, с трудностями утилизации отработавших свой ресурс деталей и механизмов, которые используются для выработки энергии из возобновляемых источников. Соответственно, страны, сделавшие ставку на ВИЭ, в скором времени ожидает цунами «зеленого мусора», - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что в случае, если Кыргызстан поставит приоритет в пользу зеленой энергетики, то республике понадобится построить специальный полигон для складирования или захоронения не разлагаемых отходов: «Сомневаюсь, что ЕС и другие западные доноры будут выделять нашей республике средства для решения данных проблем. Парадокс ситуации в том, что мы берем кредиты на зеленые технологии в надежде, что за их счет западные доноры спишут нам другие кредиты».

Он также отметил, что, несмотря на беспрецедентные антироссийские санкции, страны ЕС продолжают закупать российский газ для нужд своего населения и решения проблем промышленного производства. США также не отказываются от использования нефти и газа. «Это показывает, что западные страны прибегают к двойным стандартам в вопросах борьбы с изменением климата. Когда их экономика продолжает использовать углеводороды, развивающимся государствам они навязывают форсированный зеленый энергопереход, чтобы закрепить их в орбите своего политического и технологического влияния».

Вице-мэр г. Бишкека (до мая 2024г.) Жыргалбек Шамыралиев проинформировал, что в рамках поставленной правительством задачи и в соответствии с подписанным между мэрией Бишкека и «Газпромом» соглашением, закончена газификация девяти бишкекских жилмассивов, сейчас ведется активное подключение абонентов к данным газовым сетям: «В прошлом году Кабмин КР одобрил документ на выделение специальной субсидии 1 млрд сомов для льготного кредитования и стимулирования подключения населения к газу. В прошлом году к газу подключились 10 тыс. новых абонентов. Это говорит о том, что благодаря принятым мерам, сокращается потребление угля».

Кроме того, по инициативе мэрии в 2023 году переведены на природный газ 22 котельные, которые до этого времени продолжали работать на твердом топливе: «Мероприятия по улучшению качества воздуха и экологии в целом городом будут масштабироваться и увеличиваться. Прежде всего, это касается газификации», - заверил вице-мэр.

Замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Асель Раимкулова дала комментарий относительно кредита Всемирного банка в размере $50 млн, выделенного Кыргызстану на проект по улучшению атмосферного воздуха: «Проект рассчитан на 7 лет и состоит из трех компонентов. Первый – управление качеством воздуха, т.е. мы будем вести работу по улучшению мониторинга. Второй компонент – это озеленение, и третий – отопление».

Подробнее о проекте рассказал Азамат Темиркулов – на тот момент директор Центра климатического финансирования при Кабинете министров КР: «Это инвестиционный проект под ноль процентов с десятилетним льготным периодом, где $32 млн из 50 выделены на переход от угля к чистым технологиям. $18 млн будут потрачены следующим образом: $6 млн – на лабораторию для Министерства природных ресурсов, экологии и технадзора КР. $6 млн пойдет в «Кыргызгидромет», где будут созданы дополнительные пункты мониторинга качества воздуха. И еще около $4 млн будут затрачены на «зеленый» пояс в Бишкеке. 1,5-2 млн – операционные расходы по проекту».

Между тем проект по оснащению домохозяйств тепловыми насосами вызвал много вопросов у участников дискуссии. Например, дороговизна самого оборудования и его установки. В среднем, оснащение частного жилого дома чистыми отопительными технологиями обходится в $5 тысяч, соответственно позволить себе модное ноу-хау смогут не многие. Кроме того не понятно, как отапливаться если отключится электричество, что в Кыргызстане в последнее время случается довольно часто. Тем более, что повсеместное использование тепловых насосов даст серьезную нагрузку на энергосистему республики.

Мысль о том, что Кыргызстан должен отказаться от применения зеленых технологий поддержал председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков: «Зеленая энергетика – это глобальный финансовый проект западных стран, нацеленный на то, чтобы «втюхать аборигенам стеклянные бусы», т.е. реализовать за счет развивающихся стран свои собственные, как экономические, так и геополитические интересы».

Он подчеркнул, что стоимость зеленой электроэнергии достаточно высока, учитывая стоимость самих установок и запасных частей к ним. При этом внедрение таких технологий не решит проблему загрязнения воздуха в Бишкеке, более того усугубит экологическую ситуацию в Кыргызстане за счет складирования зеленых отходов, которые не подлежат утилизации.

«Угрозы и риски 2024 года: кто сможет гарантировать стабильность в ЦА в условиях геополитической турбулентности»

Участниками круглого стола было отмечено, что в 2024 году страны ЦА могут столкнуться с определенными вызовами, угрожающими безопасности и стабильности региона. Среди них – международный терроризм, водные проблемы, усиливающаяся конфронтация между глобальными центрами силы, ведущая к разрушению не только международной системы безопасности, но и к крушению существующего миропорядка в целом.

По словам секретаря Совета безопасности КР Марата Иманкулова, в целом, обстановка в регионе характеризуется как стабильная с наличием традиционных вызовов и угроз, которые исходят, прежде всего, из Афганистана: «Основной риск нашей безопасности представляет перетекание радикальных группировок с Ближнего Востока в Афганистан к границам региона – более 100 тыс. боевиков. И это происходит не случайно, а по замыслу заинтересованных государств, которые финансируют, вооружают, одевают и направляют террористические группировки. Т.е. за всплеском терроризма и экстремизма в мире, стоят конкретные государства и их спецслужбы, т.к. эскалация обстановки в ЦА выгодна глобальным игрокам в качестве создания дополнительного очага напряженности».

Он также подчеркнул, что в нынешних условиях наиболее востребованной для обсуждения является тема создания архитектуры коллективной и совместной безопасности: «Гарантом нашей безопасности от глобальных вызовов и угроз является сам народ Кыргызстана и наши силовые структуры. Но при наличии глобальной угрозы мало усилий одной страны. Для этого и существуют региональные организации, и ключевой из них я считаю ОДКБ».

Стоит отметить, что в последнее время активность в сфере обеспечения региональной безопасности в ЦА проявляют и США и их союзники. Однако, основные усилия Вашингтона направлены скорее на отрыв Бишкека от Москвы и на расширение своего присутствия в военно-технической сфере.

По словам директора ЦЭИ «Ой Ордо» Игоря Шестакова, свою карту политического влияния в регионе будет разыгрывать и Турция. «Однако анализируя усилия турецкой стороны по продвижению в ЦА проекта «Великий Туран», можно сказать, что данная концепция является скорее символической. Анкара не может выступать гарантом безопасности или играть существенную роль в повышении обороноспособности стран региона. Тем более, в условиях нынешней экономической ситуации в самой Турции», - отметил эксперт, подчеркнув, что в данный момент системному подходу ОДКБ  в обеспечении региональной безопасности, а ЕАЭС – в продвижении экономической интеграции, альтернативы нет.

Мысль о том, что главным событием, определяющим перспективы развития обстановки в мире является СВО на Украине, где четко определился технологический военный перевес Вооруженных Сил России над странами коллективного запада и блоком НАТО, поддержал эксперт по вопросам безопасности Нурлан Досалиев: «Наблюдаются процессы, при которых США стремятся «выйти из игры», переложив ответственность за войну на плечи непосредственно НАТО, «подставляя» при этом государства Европы».

По его словам, продолжается попытка глобального переформатирования мира со стороны англосаксонской группы, где уже четко прослеживается начало масштабной операции против КНР.

«Закон об НПО КР: новые принципы общественной деятельности и защита суверенитета»

Напомним, 2 апреля 2024 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Закон «О внесении изменений в Закон КР о некоммерческих организациях», который направлен на обеспечение открытости и публичности деятельности НПО, в том числе филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и финансируемых из иностранных источников.

В рамках круглого стола директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков обратил особое внимание, что оппоненты закона продолжают утверждать, что он принят, якобы, под влиянием Москвы. Однако в России совершенно иная ситуация, как минимум потому, что в РФ вообще не работает ЮСАИД или Фонд Сороса.

«Наш закон – это в большей степени новая модель выстраивания взаимоотношений между государством и НПО, которая исходит из вопросов обеспечения национальной безопасности. Повестка деятельности неправительственных организаций должна определяться, прежде всего, национальными интересами страны, которые лежат в социально-экономической плоскости. Тогда как зарубежные грантодатели, как, например, объявивший накануне о своем закрытии «Фонд Сорос Кыргызстан», акцентировали свое внимание на работе с НПО в политической сфере», - отметил эксперт.

Он напомнил, что на днях ряд медийных ресурсов КР опубликовали послание бывшего сотрудника Фонда Сороса из Казахстана, который в своем письме обнародовал план фонда по подгону социально-экономических программ стран  ЦА под виденье «соросовских» экономистов, которые мало отвечают национальным интересам стран региона.

Речь идет о программе «Эффективное управление для экономического развития» (EGED), которая  рассчитана на 5 лет (1 декабря 2020г – 31 октября 2025г.), ее бюджет составляет 8 млн 750 тыс. фунтов. Инструментами реализации проекта  являются НПО, «лидеры» общественного мнения и СМИ – как традиционные, так и «гражданские», разделяющие взгляды и принципы своих зарубежных спонсоров.

Цель программы – укрепление гражданского общества для привлечения правительств к ответственности. Посыл, вроде, хороший, однако, в проекте говорится о формировании оппозиции и даже протестных масс, что подразумевает не столько диалог, сколько прямое давление на власти.

По словам директора ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназаровой, на ее почту также пришли данные документы. «Я подозреваю, кто их прислал. Я думаю, что знакома с этим человеком. Мы с ним когда-то пересекались, т.к. я сама работала по западным проектам. Я не буду называть его имя, т.к. не хочу его подставлять, он занимал высокую должность. Я не знаю, почему он решил сделать такую рассылку, но знаю, что документы, которые он обнародовал подлинные, т.к. я об этом проекте слышала и раньше. Этот проект нацелен на разрушение независимости стран ЦА, потому что западные госструктуры не занимаются благотворительностью, а вкладывая деньги в другие страны, они решают свои собственные задачи», - рассказала спикер.

В свою очередь замдиректора ЦЭИ «Ой Ордо» Наталья Крек обратила внимание, что проект, о котором идет речь, уже реализуется: «В документе есть такой тезис: «Экономическая политика стран в значительной степени диктуется иностранными субъектами. С одной стороны действующими из благих побуждений – Всемирный банк, МВФ, АБР и другие международные финансовые структуры. С другой стороны – Россией и Китаем, которые открыто преследуют свои интересы». Мне кажется, это ключевая фраза, которая отражает всю суть данной программы – свести к минимуму торгово-экономическое сотрудничество стран ЦА с нашими ключевыми партнерами».

Экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова: «Садыр Жапаров сказал, что никаких преследований НПО не будет, сколько бы они миллионов не получали, и откуда бы они их не получали. Но самое главное знать, от кого и на что идет это финансирование. На мой взгляд, государство должно иметь четкое представление, что делается на чужие деньги у нас в стране. Я думаю, именно этого и опасаются прозападные неправительственные организации – показать, на что они расходуют зарубежные гранты».

Системный аналитик, историк Бактыбек Саипбаев отметил, что мало принять закон, надо, чтобы он был реализован. А это самое сложное: «У нас в стране зарегистрированы больше 22 тыс. НПО, в которых работают больше 300 тыс. человек. Т.е. по сути, это отдельная отрасль экономики, в которую вовлечено огромное количество людей трудоспособного возраста, и другой работы они не знают».

Он подчеркнул, что сейчас идет ожесточенная борьба на идеологическом фронте: «Посмотрите, как западные страны, особенно Великобритания и США, обхаживают бывшую Среднюю Азию, пытаясь полностью оторвать ее от России. Потому что им нужно жизненное пространство, а главное, им нужны ресурсы, которых на Западе становится все меньше».

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320