Политика
28.12.2012

Итоги года: Утомленные парламентаризмом

Аналитики «Регион.kg» о знаковых общественно-политических темах Кыргызстана в уходящем году.

Атамбаеву срочно требуется кыргызский Шойгу

По оценкам экспертов «Регион.kg», для Алмазбека Атамбаева текущий год сложился достаточно продуктивно. Главе государства удалось придать вес и значимость президентского поста в довольно расплывчатых конституционных определениях.

Президент стал политическим арбитром между ветвями власти. Он сумел через своих сторонников в парламенте закрепить право определять и выстраивать внешнюю политику государства. Этот аспект стал одним из ключевых в деятельности Атамбаева в 2012 году. Глава государства предпринял попытки проводить внешнеполитическую линию, исходя из национальных интересов Кыргызстана. Это связано с внушительной суммой списания Москвой российского внешнего долга, договоренностей с Владимиром Путиным по строительству энергетических объектов. Президенту удалось, несмотря на жесткое сопротивление среди определенных политических и бизнес-кругов республики, убедить общественность в необходимости вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.

В качестве нового этапа развития Кыргызстана президент предложил стратегию социально-экономического и политического развития государства. Однако сразу возникает вопрос, какие кадровые ресурсы есть для ее реализации?

Прежде всего, речь идет о позиции премьер-министра. Партийная система формирования кабинета министров продемонстрировала, что в партиях креативных и профессиональных управленцев нет.

В отличие от Путина, который направляет на сложные участки госдеятельности Сергея Шойгу, в кадровом резерве Атамбаева, такой фигуры пока не видно. В этом плане, президенту стоит обратить внимание на перспективных кандидатов на пост главы кабмина среди представителей бизнес-сообщества.

Эксперты также отмечают, что президент должен сегодня делать ставку не на политические силы, которые выражают ему поддержку, но сами фактически не пользуются поддержкой в обществе, что продемонстрировала низкая явка в Бишкекский горкенеш, а на гражданский сектор.

Прогульщики года

Главный законодательный орган страны запомнился лишь бурными политическими межфракционными разборками, которые привели, то к сносу правительства Бабанова, то к обвинению ряда депутатов в мародерстве имущества Бакиева.

Действующая сейчас коалиция была изначально обречена на общественное подозрение и недоверие со стороны электората. Парламентские фракции продемонстрировали, что они не в состоянии сформировать эффективное правительство, которое будет выражать не партийные интересы, а работать во благо страны.

Впрочем, и самим парламентариям их законодательная работа в тягость. По словам одного из самых популярных депутатов текущего года Дастана Бекешева, из 120 народных избранников, только 20 процентов работают, а остальные 80 - создают видимость.

Данная ситуация свидетельствует о том, что рычаги власти попали не в руки государственников, а к обладателям партийных билетов, которые приобрели их в виде акций и теперь пытаются компенсировать свои затраты. Поэтому, возникшие в 2012 году общественные инициативы по досрочному роспуску Жогорку Кенеша, вполне логичны.

Также известно, что в 2012 в обществе все чаще стали звучать предложения по возврату к парламентско-президентской форме правления. Но институт президентской власти должен стать инструментом не для возрождения семейно-клановых традиций, а национальным проектом с целью решения стратегических задач страны и стабильного функционирования полноценной вертикали власти.

Вместо реформ - отключение света

Действующий кабинет министров изначально не позиционировал себя, как правительство реформ. «Нам бы день простоять и ночь продержаться», - пожалуй, именно так можно охарактеризовать стратегическое видение своей деятельности самих членов кабмина. Однако, и в техническом плане, оптимистические заявления о том, что Министерство энергетики готово к отопительному сезону, обернулись фактическим провалом. И пока сложно сказать, как Кыргызстан переживет оставшиеся два зимних месяца в случае резкого похолодания. Как точно заметил депутат от оппозиционной фракции «Ата-Журт» Мыктыбек Абдылдаев, «правительство не решает проблемы населения, правительство само - как проблема для населения».

Наделенный достаточно широкими полномочиями в плане экономических преобразований премьер-министр реально не в состоянии проводить самостоятельную кадровую политику, которая полностью зависит от интересов и прихотей фракций коалиции парламентского большинства.

В этой связи, 2012 год продемонстрировал, что исполнительная власть должна формироваться не по политическому, а по профессиональному принципу.

Реальным ответом на экономические показатели работы кабмина в текущем году, являются, как обычно, показатели трудовой миграции, которая все больше напоминает эвакуацию трудоспособного населения.

Именно доходы от трудовой миграции, которые ежегодно пересылаются в страну из России и других стран, и постоянно превышают один миллиард долларов, являются социальной подушкой безопасности для многих кыргызстанских семей.

Партии пошли по регионам

Партийное строительство в 2012 году из республиканского стало носить четкий региональный характер. Сначала это продемонстрировали выборы в Горкенеш Оша, а затем выборы в Джалал-Абаде, где большинство мандатов досталась не парламентским, а местным политобъединениям.

Наличие у мэра южной столицы страны Мелиса Мырзакматова собственной политорганизации «Улуттар биримдиги» свидетельствует о том, что партии стали для региональных лидеров эффективным инструментом борьбы за власть. Представители областных политэлит уже не стремятся быть членами политических организаций республиканского значения, где их роль и значимость носит уже заведомо второстепенный характер.

Процессы регионального партийного строительства указывают на отсутствие в стране единого политического центра, на который многие хотят претендовать, но не могут получить соответствующих полномочий от большинства кыргызстанцев. При таком сценарии ведущие политические партии могут рассчитывать лишь на поддержку своих региональных сторонников, преимущественно состоящих из родственников или земляков. Либо пополнять ряды единомышленников исключительно за деньги. Но подобный путь партийной борьбы опасен для Кыргызстана, поскольку он однозначно станет детонатором регионального противостояния, и, следовательно, может привести к расколу единого государства.

Это еще один серьезный недостаток действующей парламентской системы, при которой количество партий становится поводом не для отчетов по демократическим достижениям страны, а скорее для анекдотов.

Осталось только создавать партии по принципу района или села, таким образом, страна вплотную приблизится к модели Сомали, где властвует «демократия» полевых командиров.

По мнению аналитиков «Регион.kg» , ситуацию могли бы изменить независимые от партийных структур выборы мэров городов и Горкенешей. Но парламент пока на законодательном уровне не собирается отказываться от партийных органов местного самоуправления.

Инвестиционный климат определяют митинги и комиссии

Зарубежные инвесторы, особенно в горнодобывающей отрасли, в 2012 году находились под жестким прессингом акций протеста в регионах. Законы в отношении инвесторов нарушаются сплошь и рядом.

Борьба с компаниями уже перешла в стадию политического противостояния, о чем свидетельствовали беспорядки в Бишкеке 3 октября, когда митинг против разработчиков «Кумтора» мгновенно перерос в призывы захвата власти.

Исполнительная власть в лице правительства, как свидетельствуют многочисленные исследования ситуации в местных сообществах, не может выступать посредником между инвесторами и населением в регионах по урегулированию конфликтов. Во-первых, у чиновников низкий уровень доверия среди населения, и они сами обвиняются жителями в лоббировании коррупционных интересов. Во-вторых, за предыдущие 20 лет, именно из-за действий коррумпированных представителей власти, жители регионов не получали от разработки месторождений особой выгоды.

Подобную ситуацию министр экономики Темир Сариев охарактеризовал, как «синдром Кумтора». Разборки вокруг крупнейшего месторождения стали знаковой экономической темой уходящего года. Главный инвестиционный проект Кыргызстана «горячие» депутатские головы стремились национализировать. Затем, когда разборки вокруг «Кумтора» перешли на уровень Госкомиссии, ответственность за все просчеты и проблемы была возложена на зарубежных инвесторов. И теперь из кабмина им грозят либо крупными штрафными санкциями, либо судебными исками.

Эксперты «Регион. kg» оценивают рекомендации и выводы Госкомиссии, как политические решения, чтобы в очередной раз всю ответственность переложить на бизнес, под привычным лозунгом: «Вернем золото народу». Однако политика в Кыргызстане всегда мешала цивилизованному, правовому и полноценному развитию экономических процессов.

Аналитическая группа «Регион.kg»

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320