Вопросы, связанные с актуальной для Кыргызстана тематикой и ключевыми событиями, происходившими в стране в 2024 году, обсуждались на площадке Центра экспертных инициатив «Ой Ордо». Подводя итоги уходящего года, предлагаем вашему вниманию подборку самых ярких высказываний спикеров, озвученных в рамках прошедших дискуссий.
«Юбилей ЕАЭС: итоги и перспективы для Кыргызстана»
Как известно, в мае нынешнего года ЕАЭС отметил свой 10-летний юбилей. К этой дате страны-участницы подошли с определенными достижениями: объем взаимной торговли вырос почти в два раза, при этом более 90% расчетов производятся уже в национальных валютах. Товарооборот с третьими странами увеличился на 60%. Вдвое увеличился и совокупный ВВП союза. Только за 2023 год он вырос на 3,8%, что выше мирового валового внутреннего продукта, который по данным МВФ, по итогам прошлого года составил 3,2%.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, поздравляя граждан государств — членов Евразийского экономического союза, отметил, что за 10 лет ЕАЭС стал символом стабильности, образцом взаимовыгодного сотрудничества не только для стран-участниц, но и для других партнеров в мире.
Несмотря на усилия Вашингтона и его союзников внести раскол в отношения стран-участниц ЕАЭС путем введения санкций против России и Беларуси, а также угроз и политического давления на остальных участников евразийского объединения, происходит динамичное углубление интеграции и развитие экономик стран союза.
Как отметил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, развитие экономического объединения было поставлено под сомнение после начала военного конфликта между Россией и Украиной. Однако вопреки скептическим прогнозам Запада антироссийские и антибелорусские санкции существенным образом не отразились на динамике развития ЕАЭС. По итогам 2022г. снижение ВВП объединения было минимальным и пришлось преимущественно на направление Беларусь-Россия, республики же ЦА наоборот добились его прироста. В случае КР этот показатель составил 7,2%.
«Данная динамика на фоне устойчивости и быстрой адаптации российской экономики к новым реалиям подтверждает не только перспективность развития союза, но и открывает новые перспективы участникам в контексте расширения линейки потенциальных партнеров ЕАЭС за счет стран АСЕАН и Африки.
Единое пространство ЕАЭС представляет интерес как рынок сбыта и транзитный маршрут для транспортировки товаров из государств ЮВА и Китая в страны СНГ и Европу. Активизация участия стран ЦА в этом проекте, в первую очередь, в рамках совершенствования его инфраструктурной составляющей, позволит существенно нарастить прибыль в условиях санкционного давления Запада. Товарооборот за 2023 г. составил 7,4 триллиона рублей, что говорит о существенном движении товаров внутри объединения, тогда как на начальном этапе он составлял всего 3,5 триллиона рублей.
Взаимная торговля между государствами-членами продолжает активно развиваться. За годы участия Кыргызской Республики в объединении взаимная торговля с государствами – членами выросла на 76%.
Экспорт Кыргызстана в страны ЕАЭС увеличился в 3 раза. Без учета золота 80% нашего экспорта направляется в страны ЕАЭС. При этом в структуре экспорта КР растет объем товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как текстиль, одежда, обувь и др. Объем импорта вырос более чем на 50% – с $2 млрд до $3 млрд. Эти данные отражают поступательное развитие сотрудничества и углубления интеграционных связей между нашими странами», - подчеркнул Б. Курамаев.
В рамках дискуссии также было отмечено, что на Западе ЦА рассматривается как зона с высоким уровнем риска обострения внутриполитической обстановки (с учетом афганского фактора). При этом, членство в ЕАЭС является дополнительным аргументом в пользу стабильности и надежности каждого из участников Евразийского союза.
Ключевым фактором в рамках ЕАЭС является приверженность идеям многополярности, равноправного взаимовыгодного сотрудничества, открытой и свободной торговли, отказу от протекционизма. Это создает основу для налаживания продуктивного сотрудничества как внутри ЕАЭС. Так и по линии «союз – зарубежные государства». Более того, участие в союзе позволяет странам эффективно противостоять экономической диктатуре Запада и проводить независимую линию в международной политике – без оглядки на одобрение европейских столиц и Вашингтона.
Однако действия американцев и европейцев ставят под угрозу процесс формирования под эгидой ЕАЭС и ШОС новых транспортных коридоров, открывающих новые перспективы для развития экономик стран евразийской интеграции.
«На мой взгляд, попытки третьих стран вставить палки в колеса ЕАЭС бессмысленны. Может быть, им удастся добиться того, что возникнут какие-то технические трудности, но сама жизнь показала, что ЕАЭС нужен нашим странам. Особенно в период, когда усиливается геополитическая борьба, т.к. между крупными державами идет борьба за влияние. Когда строится многополярный мир, для небольших стран, таких как Кыргызстан, важно находиться в составе экономических объединений, как и организаций обеспечивающих их безопасность», подчеркнул профессор, доктор политических наук, ЧПП КР Аликбек Джекшенкулов.
По его словам, о перспективах ЕАЭС говорят цифры, показывающие, как за последние пять лет вырос товарооборот между участниками союза, как увеличился товарооборот с приграничными странами, как развивается структура экономик стран объединения: «У ЕАЭС однозначно большой потенциал. Я думаю, что с ростом экономической мощи и влияния стран ЕАЭС будет увеличиваться и число желающих вступить в него стран. Евразийское объединение – это реальный проект, плоды которого ощущает в повседневной жизни и население, и бизнес, участие в нем отвечает нашим национальным интересам. Очевидно, что состояние евразийского пространства будет иметь серьезное влияние на все мировые процессы».
«Некоторые заокеанские политологи и идеологи пытаются навязать различные мнения по поводу участия Кыргызстана и других стран ЦА в ЕАЭС. Но я думаю, что сегодня в сложившейся политической и экономической ситуации не только в нашем регионе, но и на всем евразийском континенте альтернативы ЕАЭС пока нет. Более того, я хочу подчеркнуть, что именно участие в Евразийском экономическом союзе позволяет Кыргызстану пережить серьезные экономические вызовы, которые исходят из мировых процессов, ввиду усложнения мировой обстановки, торговых войн, санкций и т.д. Эти вызовы исходят извне, а не из ЕАЭС, поэтому ответ однозначный – альтернативы нашему союзу на сегодняшний день нет», - добавил А. Джекшенкулов.
В свою очередь главный специалист управления по подготовке решений по вопросам МТСОМ КР Эркинбек Каримов напомнил, что после трагических событий в «Крокус Сити» во многих российских регионах принято решение не допускать иностранных трудовых мигрантов в некоторые сферы экономической деятельности – торговля, транспортная сфера и т.д. Однако, кыргызстанцев эти ограничения не коснутся: «Меры затронут тех работников, которые работают по патенту, т.е. они не касаются трудящихся стран ЕАЭС. Т.е. граждан Кыргызстана вводимые ограничения не затрагивают. Напомню, Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. обеспечивает единый рынок труда».
«Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности»
Круглый стол был посвящен обсуждению ключевых вопросов обеспечения биологической безопасности Кыргызстана, в том числе, принятию соответствующего закона.
Как рассказал Нурболот Усенбаев – на тот момент заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций, история законопроекта насчитывает уже более 18 лет. Первый вариант закона был разработан в 2006 году, но его даже не вынесли на рассмотрение. Т.к. «в нем были рассмотрены не все стороны, цели и задачи, проект был однобоким и касался только ГМО», его вернули на доработку.
В итоге к нему вернулись только через 13 лет: «В 2019 году назрел вопрос обеспечения биобезопасности, тем более, что соседние страны – Казахстан и Таджикистан – приняли соответствующие законы. Т.е. работа в этом направлении активизировалась, была создана большая межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли специалисты всех заинтересованных в этой области министерств и ведомств, но пандемия Covid-19 отодвинула этот вопрос еще практически на 2 года. На сегодняшний день законопроект прошел уже первое чтение в парламенте. К сожалению, до каникул Жогорку Кенеша мы не успели продвинуть его дальше, но я надеюсь, что в сентябре депутаты рассмотрят проект в числе первых, и осенью он уже будет принят».
В законопроекте определены основные задачи и принципы обеспечения биобезопасности, определены и четко представлены виды биологических угроз, а также меры по международному правовому регулированию. В зависимости от степени потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды установлены группы опасности биоагентов и запрещающие меры по обеспечению биологической безопасности.
Чиновник напомнил, что в октябре 2023 года на высшем уровне между Кыргызстаном и Россией был подписан Меморандум по обеспечению биобезопасности. В рамках документа кыргызской стороной было внесено предложение о строительстве в Кыргызстане биолаборатории с высоким уровнем безопасности: «Нам это нужно, чтобы мы могли работать с возбудителями особо опасных инфекций в безопасных условиях и решать определенные задачи. На данный момент между правительствами ККР и РФ подписано соглашение о создании на территории нашей республики совместного научного центра с лабораторией высокого уровня защиты. Это нужно, чтобы мы могли обнаруживать экзотические штаммы и нетипичные для нашей территории формы тех или иных заболеваний. Лаборатория будет предназначена, в первую очередь, для того, чтобы паспортизовать свои возбудители. Например, если появятся какие-то новые возбудители, мы сможем понять, наши они или занесенные».
При этом он отметил: «Мы возлагаем большие надежды на этот Центр. Это авангард, который будет предупреждать биологическую угрозу, т.е. обеспечит защиту, в том числе, от потенциальных террористических атак с использованием биологического оружия. Наш Центр будет относиться к стратегическим объектам, соответственно там будут приняты меры по обеспечению не только биобезопасности, но и безопасности в целом. У нас есть антитеррористический паспорт, где четко определены все точки в согласовании с ГКНБ и МВД».
В свою очередь военный эксперт Нурлан Досалиев выразил благодарность всем тем, кто работает над принятием законопроекта по биобезопасности, но отметил, что принять его нужно было еще вчера.
«Пандемия Covid-19 была в 2020 году, и этот закон должен был быть уже тогда, чтобы наши государственные структуры принимали какие-то решения. Т.е. мы явно опаздываем. Тем более если взять во внимание ту ситуацию с угрозами биологического характера, которая складывается сегодня в мире и в нашем регионе. В последнее время в публичном информационном пространстве присутствуют признания высокопоставленных менеджеров фармацевтических компаний Pfizer, Astrazeneca и других, которые работали над созданием вакцин, и сейчас они делаютт шокирующие признания в том, что их вакцины не просто малоэффективны против коронавируса, более того представляют собой оружие массового поражения», - рассказал эксперт.
Он привел выдержки из национальной стратегии США по биобезопасности, принятой в октябре 2022г. Основная ее цель – разворачивание биотехнологической инфраструктуры по наблюдению и изучению потенциально опасных вирусов, которые могут нанести ущерб глобальным интересам США: «Я не буду зачитывать все пункты, скажу лишь, что концептуально вся их система похожа на разворачивание глобальной системы противоракетной обороны. Какие цели преследуют США и их союзники? Я хочу, чтобы эти моменты понимало гражданское общество. Когда мы говорим о ядерной опасности, то мы понимаем, что ядерный удар фиксируется сотней различных датчиков в разных точках мира и в космосе. Но когда применяется биологическое оружие, никто об этом не знает, потому что характер и природа такого оружия практически невидимы. Его могут распространять, в том числе, террористическими методами».
По его словам, в плане обеспечения своей биобезопасности Кыргызстану необходимо тесно взаимодействовать, в первую очередь, с Россией, чей уровень позволяет успешно купировать эти угрозы: «Кроме того, было бы разумным шагом для стран нашего региона разместить дополнительные подразделения РХБЗ ОДКБ на своей территории. Тесное взаимодействие по выстраиванию системы защиты – это и есть первый шаг по обеспечению безопасности в сфере биологических угроз».
Он напомнил, что специальная военная операция ВС РФ выявила, что на территории Украины было расположено более 30 американских военных биолабораторий, которые работали именно в области разработки биологического оружия в обход КБТО и всех других конвенций ООН.
«Недавно США объявили санкции в отношении войск РХБЗ России. С одной стороны, это идиотизм – выдвигать санкции против отдельного рода войск армии другого государства. Но с другой стороны это говорит об уровне мировой опасности, т.е. они ввели санкции против той структуры, которая борется с этими вещами. Это говорит о серьезности намерений спецслужб США, которые занимаются разработкой биологического оружия. Командующий войсками РХБЗ российских вооруженных сил генерал-лейтенант Кириллов в своих периодических выступлениях рассказывает вещи, которые имеют место быть и которые очень и очень «неудобно» слышать западной общественности».
Напомним, утром 17 декабря в результате взрыва в Москве погибли начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-майор Игорь Кириллов и его помощник. Взрывное устройство было заложено в самокат, стоящий рядом с подъездом жилого дома на Рязанском проспекте. Многие эксперты в Кыргызстане связывают убийство И. Кириллова именно с его заявлениями по ситуации с разработкой биологического оружия на Украине.
Также в рамках круглого стола была озвучена инициатива обратиться к Кабинету министров с предложением выйти из межправительственного соглашения с канадской стороной о строительстве биолаборатории в Бишкеке, подписанного в 2006 году.
«Мы должны добиться того, чтобы этот документ был признан недействительным, как нарушающий Конституцию КР и препятствующий исполнению нашей республикой многосторонних международных обязательств. Как минимум, потому что в нем есть пункт, согласно которому в нашу страну могут завозиться различные опасные штаммы, якобы, для их исследований в мирных целях. Но мы прекрасно видим, какая сейчас ситуация в мире, и что эти патогены могут использоваться для решения совсем иных задач, например, для изготовления биологического оружия, которое будет направлено против нас самих», - подчеркнула руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева.
Отметим, в сентябре гражданские активисты, представители общественных объединений и экспертного сообщества Кыргызстана выступили с инициативой денонсировать соглашение с Канадой по строительству биолаборатории от 2008 года. Инициатива, изложенная в обращении к главе государства Садыру Жапарову и председателю Кабинета министров Акылбеку Жапарову, направлена в администрацию президента.
Позднее в рамках круглого стола: «Глобальные биологические угрозы: возможности Кыргызстана по обеспечению национальной и региональной биобезопасности» секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов ответил на данное обращение: «Этот вопрос обсуждается профильными госструктурами. Я думаю, что здесь не должно быть проблем. В документе обозначено, что в случае, если одна из сторон хочет выйти из соглашения, то она должна направить второй стороне соответствующее уведомление, которое автоматически вступает в силу через 90 дней».
Что касается Закона КР «О биологической безопасности», то в середине декабря Жогорку Кенеш принял его в третьем чтении. На днях документ был передан в администрацию президента. Согласно регламенту, глава государства должен рассмотреть его течение 30 дней.
Возможно, 2025 год начнется именно с подписания президентом Закона КР «О биологической безопасности»…
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320