Январь же 2011 года демонстрирует попытки того же самого правительства взять религию под жесткий контроль. В республике закрывают незарегистрированные мечети, отзывают студентов из зарубежных медресе, девушкам запрещают носить хиджабы, вводят цензуру на религиозную литературу, все чаще проводят задержания подозреваемых в религиозном экстремизме.
Душанбинец Шухрат Шодиев несколько часов провел в отделении милиции. Его задержали по банальной причине – из-за бороды. В этот день, по его свидетельству, пострадал не он один – в ОВД были доставлены более 20 человек, у которых милиционеры взяли адресные данные и сняли отпечатки с пальцев. "Отныне мы все теперь под подозрением",- говорит Шухрат. Бороду он носит из религиозных убеждений уже 14 лет. Но в последнее время все чаще видит на себе косые взгляды милиционеров. "Этот абсурд, когда подходят незнакомые люди и спрашивают, почему ты носишь бороду".
В МВД страны поспешили опровергнуть появившиеся слухи о наличии специального распоряжения останавливать бородатых. "Есть поручение проверять документы у подозрительных людей. Но часто у тех, кто носит бороду, фотография в паспорте не совпадает с реальной внешностью. Таких людей везут в отделение для установления личности", - пояснил руководитель пресс-службы МВД Таджикистана Махмадулло Асадуллоев.
Задержание "бородачей" связано с тем, что в них сотрудники органов видят потенциальных активистов запрещенных религиозных организаций, склонны считать эксперты в Душанбе. В 2010 году, согласно официальной статистике, за религиозный экстремизм в Таджикистане были осуждены 150 человек. "Как говорится, укушенный змеей даже веревки боится. Сейчас не паспортный режим, но мы многого не знаем. Может, у спецслужб есть информация какая-то", - успокаивает представитель организации "Академия диалога" Фаридун Ходизода.
"Вы представьте, если сейчас к дверям нашего вуза подошел бы академик Курчатов. Его бы не пустили, а может, и милицию бы вызвали. Это некая безысходность. Такие акции каких-то симпатий вызвать не могут к тем, кто их задумывает и проводит. Наоборот, они дают обратный эффект", - убежден политолог и преподаватель одного из душанбинских вузов Рашид Гани Абдулло.
С 1 января в Таджикистане под контролем оказалась вся религиозная пропаганда. В стране вступили в силу поправки в Кодекс "Об административных правонарушениях", которые предусматривают штраф за незаконное распространение религиозной литературы. "Научные книги и учебники в институтах, например, проходят через ученый совет. Но ведь религиозные книги, по сути, тоже может отнести к учебной литературе. Представьте, если здесь издадут книгу Гульбеддина Хекматияра. Потом ведь мы все будем спрашивать, почему у нас растет экстремизм", - считает Ходизода.
Другое январское решение властей определяет перечень обязательных вопросов, по которым имам-хатибы мечетей должны готовить свои проповеди перед пятничными молитвами. В список входят 52 темы, которые собраны в специальном сборнике рекомендуемых проповедей. "К примеру, есть такие имамы, которые не могут самостоятельно провести проповедь. Они будут руководствоваться этими темами", - говорит 1-й заместитель председателя Комитета по делам религий при правительстве Таджикистана Джумахон Гиесов.
В партии исламского возрождения Таджикистана считают предложение ввести строгую тематику проповедей в мечетях нелогичным. "Жизнь трактует каждый день новые проблемы. Должен же имам отвечать на вопросы своих прихожан. А как же теперь быть? Это решение заведет всех в тупик", - убежден аналитик ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода.
Следует отметить, что усиление религиозных настроений – это устойчивая тенденция в Таджикистане, где 99 процентов населения считают себя мусульманами. Госдепартамент США, анализируя ситуацию в стране, назвал ее исламизацией общества.
Галим Фасхутдинов,
Немецкая волна
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320