Несмотря на все заверения правительства, что для инвесторов в республике будут, наконец, созданы благоприятные условия, крупный зарубежный бизнес продолжает обходить республику стороной.
«100» дней без инвестиций
Новый кабинет министров с самого первого дня своей работы громко заявил о том, что для инвесторов будут созданы максимально благоприятные условия работы. Все эти вопросы должны были решиться в рамках программы кабмина - «100» дней. Как заявлял вице-премьер Джоомарт Оторбаев, «под разумные экономические программы, честное управление и политическую волю нашего государства, мы можем получить очень большие внешние инвестиции». Но слова вице-премьера на деле оказались не более чем благое пожелание. Крупных инвестиционных проектов кыргызстанцы пока так до сих пор и не увидели. Более того, представители парламента и правительства не создают должных условий работы для тех компаний, которые, несмотря на все политические и экономические катаклизмы, продолжают работать в республике. Только за последние полтора года было создано три парламентских комиссии в отношении разработчиков «Кумтора», сейчас к парламентским добавилась и государственная, которая уже начала угрожать крупнейшему инвестору новыми карательными санкциями. Официальные директивы не дают возможности инвесторам начать разработку месторождений в Таласской области. Все это свидетельствует о том, что реальная политическая воля чиновников и депутатов была направлена не на защиту инвесторов, а на борьбу с ним.
По мнению члена Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве Михаила Халитова, в отношении инвесторов депутаты и чиновники используют старые и хорошо проверенные методы выкручивания рук. Но, при этом, речь об интересах государства здесь абсолютно не идет.
- Сначала борьбу с инвесторами повели депутаты, которые начали соревнование, кто придумает круче закон об увеличении налоговых сборов, прикрыв их термином «неналоговые платежи», - заявил в интервью «Региону.kg» эксперт. - Все эти инициативы, прежде всего, коснулись в начале горнорудной отрасли, где инвесторов обязали отчислять дополнительные 2 процента в местные бюджеты. Затем антиинвестиционные веяния подхватило правительство, которое начало прессовать крупный бизнес очередными инициативами по налогообложению. Апогеем «политики выкручивания рук» явилась деятельность парламентской комиссии по «Кумтору», когда фактически Жогорку Кенеш взял на себя роль проверяющего органа бизнес-структуры с правом вынесения вердикта и приговора. Мы видим, что вся эта деятельность разворачивается уже в рамках госкомиссии по руднику. Обещания руководителей кабмина улучшить инвестиционный климат оказались пустым звуком, и в результате, показатели привлечения в экономику страны инвестиций равны нулю.
Непосредственно работающий с зарубежными инвесторами бизнес-аналитик Искендер Шаршеев считает, что представители и отечественного и зарубежного бизнес-сообщества постоянно вынуждены находится в роли просителей.
- Подобную порочную тактику наши чиновники используют на протяжении последних 20 лет. Но вопрос инвестиций, это, прежде всего, вопрос доверия к государственным органам. И мы видим, что конкретно к программе «100» дней у иностранных компаний абсолютно никакого доверия нет. Я проводил переговоры о реализации бизнес-проектов с различными зарубежными компаниями, которые проанализировав ситуацию, не увидели для себя реальных перспектив работы в Кыргызстане. Поэтому сюда готовы привлекать тот капитал, который бизнесменам терять не жалко. Речь о серьезных вложениях в экономику страны не идет, - резюмирует аналитик.
Он также связывает недоверие инвесторов с теми проблемами, которые испытывают на себе тот же «Кумтор оперейтинг компании» и «Талас купер голд», которым в большей степени приходится выяснять отношения с чиновниками и парламентариями, заниматься разработкой месторождений и развивать стратегическую отрасль страны.
В экспертном сообществе полагают, что с такой инвестиционной политикой правительство может рассчитывать на сомнительных бизнесменов, либо на привлечение средств только на основе займов.
- От правительства только и слышны гордые заявления о том, что в очередной раз удалось привлечь кредит. Но ничего хорошего в том, что страна все больше залазит во внешнюю долговую яму, нет. В любом случае, крайними в расчетах за кредиты окажутся рядовые кыргызстанцы, которые будут расплачиваться за них. Естественно, что инвестиции более выгодны для нашей страны, - комментирует ситуацию экономист Самат Алиев.
По его словам, сейчас во внешнеэкономической деятельности в Кыргызстане происходит явный дисбаланс.
- Получается, что президент Алмазбек Атамбаев договаривается о выгодных для страны проектах с руководством России и Китая, а на уровне правительства отдельные чиновники начинают спускать эти проекты либо на бюрократические рельсы, либо на коррупционные тормоза, - подчеркивает эксперт.
По мнению экономистов, правительству логичней было называть свою программу «100» проблем для инвесторов.
«Народный» фактор инвестклимата
Активным игроком на инвестиционном поле в последние годы стали местные сообщества, которые все активнее предъявляют бизнес-структурам свои счета, которые часто сопровождаются массовыми акциями протеста.
Как полагает Искендер Шаршеев, в случае с «Кумтор оперейтинг компании» или «Талас купер голд» за так называемым «народным гневом» стоят определенные региональные игроки, которые стремятся получить от инвесторов личные выгоды.
- Понятно, что о национальных интересах здесь речь вообще не идет. Придумываются различные поводы, чтобы раскрутить инвесторов на финансовые ресурсы, под видом борьбы за экологию или невыполнением соцобязательств компании перед местной властью. Отсюда погромы офисов компаний в Таласе и перекрытие автодорог на «Кумтор». Далее отзвуки протестных настроений уходят на этажи власти в виде комиссий по проверке инвесторов, где депутаты и чиновники борются или за политические очки или за личные преференции. Этот процесс будет наверняка бесконечным, поскольку раз и навсегда договорится с инвестором о соблюдении национальных интересов, нашим чиновником невыгодно, - отмечает экономист.
В то же время, эксперты разделяют недовольство рядовых граждан тем, что они действительно не видят для себя реальной пользы в том, что к ним в регион приходят крупные компании.
- Примеры конфликтов местного населения и инвесторов свидетельствуют о том, что в нашей стране сегодня взаимоотношения между населением, инвесторами и государством, требуют пересмотра и установления новых процедур и правил. Местные сообщества не должны быть для инвестора дестабилизирующем фактором, - говорит Михаил Халитов. - В этом плане нам не нужно придумывать велосипед. Есть прекрасный пример – Швейцария, где напрямую с бизнес-компаниями взаимодействуют местные органы самоуправления. Тот же знаменитый французский курорт Куршевель изначально возник как народная инициатива.
Однако для установления конструктивного диалога между населением и инвесторам нужны усилия госструктур, которые пока в этих вопросах занимают явно страусиную позицию. Так что в решении своих ключевых проблем инвесторам, прежде всего, приходится рассчитывать только на самих себя.
Ананлитическая группа "Region.kg"
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320