В центре внимания
10.02.2011

Инвестиции ждут государственных гарантий

Фонд эффективного партнерства при поддержке министерства энергетики КР провел круглый стол «Вопросы безопасности инвестиций в энергетический сектор КР». Тема круглого стола выбрана не случайно. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвесторов стоит весьма остро: политический и экономический кризис в стране, а также недостаток инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования в виде безвозмездных грантов и долгосрочных кредитов.

По сути, инвестиции, играя важную роль, как на макро, так и на микро уровне, определяют будущее страны в целом и являются локомотивом в развитии экономики. И важность решения этого вопроса трудно переоценить. Спросите любого экономиста, и он вам ответит, насколько важно привлечение иностранных капиталов в республику, и какую пользу, мы - кыргызстанцы, от этого сможем получить. Приведу лишь несколько примеров:

  • инвестиции служат источником капитала для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
  • инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения;
  • прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству;
  • инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров;
  • привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности.

Но, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики, которая своими действиями может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Текущей год начался с активного рассмотрениями ряда экономических вопросов и обсуждения дефицита государственного бюджета страны. Увы, одними обсуждениями здесь не обойтись. Необходимо принять конкретные меры по изменению того самого «инвестиционного климата», про который мы так много говорим. Но при так мало делаем. Для успешного решения этого вопроса в первую очередь необходимо:

  • правовое урегулирование вопросов собственности создаваемых предприятий,
  • защищенность предусматриваемых инвестиций,
  • государственное регулирование условий инвестирования: льготная налоговая и кредитная политика, ценообразование, распределение прибыли и возможностей ее репатриации,
  • использование конечной продукции, включая ее вывоз.

Условия в Кыргызстане, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных капиталовложений напрямую связаны с созданием в стране благоприятной обстановки для инвесторов, , которая основывается, прежде всего, из перспектив экономического развития страны, а также из гарантий защиты и сохранности капитала. А они в свою очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности исполнительной власти. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных средств иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем, и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект. .

К факторам, негативно влияющим на инвестиционный климат, относятся: недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь, банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, снижение или отсутствие покупательной способности населения, отсутствие правовых гарантий, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. А также субъективный подход со стороны руководителей и специалистов госорганов при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

Все эти факторы можно наблюдать в нашей стране. Ко всему прочему революция 2005 года, апрельские и июньские события 2010 года однозначно сильно испортили имидж Кыргызстана в глазах инвесторов. И сколько бы мы не говорили о необходимости перемен в стране, нужно исходить из данности - капитал любит стабильность, возможность делать долгосрочные и краткосрочные прогнозы.

И все-таки изменить ситуацию в лучшую сторону - всегда возможно, для этого от власти нужны консолидированные решения, которые и является гарантом стабильности. Долгое время, иностранные инвесторы, находились в некоем ожидании легитимизации власти в Кыргызстане и начала ее работы. Сегодня в стране такая власть уже есть. Пора приниматься за активную, а главное согласованную работу.

Улан Исаков,
член ассоциации молодых предпринимателей КР

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320