Такой точки зрения придерживается казахстанский экономист Канат Берентаев.
Для продвижения интеграционных идей необходимо активное участие гражданского общества. Такую точку зрения в ходе Круглого стола «Интеграционные процессы в Центральной Азии: проблемы и перспективы», озвучил известный казахстанский экономист, заместитель директора Центра Анализа общественных проблем Канат Берентаев
- Обсуждение идей интеграции в обществе, порой превращается в борьбу за мелкие торговые интересы и создается впечатление, что речь идет о неком торговом клубе. К тому же, решения об интеграции, основные концептуальные моменты создания межгосударственных союзов, рассматриваются и принимаются правительством келейно, без широкого обсуждения. Практика показывает, что правительство занимается при этом чисто технической стороной переговоров, политическое решений принимается непосредственно узким кругом лиц. В этой связи общественность отрезана от главного – от широкого и публичного обсуждения интеграционных решений. В этой связи следует резко повысить роль институтов гражданского общества.
Приоритетной задачей НПО в ускорении реальной интеграции наших стран является, с нашей точки зрения, эффективное использование всего комплекса перечисленных выше благоприятных условий. Для ее решения необходимо:
Установить сотрудничество НПО наших стран, для формирования «межрегионального гражданского общества», которое могло бы оказывать давление как на правительства наших стран для принятия нужных решений, так и на хозяйствующие субъекты.
Институционализация межрегиональных НПО, придания им статуса для непосредственного участия в процессе выработки и принятия решений, что повысит легитимность данных процедур в глазах общества.
Организация диалога между местными властями и гражданским обществом в каждой стране, а также между местными властями и общественностью приграничных районов разных стран.
Развертывание деятельности НПО в решении вопросов региональной интеграции позволит сформировать своеобразный «международный режим» без суверенных центров принятия решений. Этот режим предполагает формулировку явных или неявных принципов, норм, правил и процедур принятия решений по вопросам, которые предполагают согласие всех стран-участников регионального образования.
Объективная необходимость быстрой региональной интеграции, как уже отмечалось выше, это естественный ответ на вызовы доминирующей модели глобализации мирохозяйственной системы под эгидой США, необходимое условие максимального сохранения национального суверенитета малых и средних стран. Естественно, что процесс региональной интеграции не может быть спонтанный, исходить только из сиюминутной выгоды, а должен быть сознательным и управляемый процессом, направленным на достижение долговременных социально-экономических целей и реализацию геополитических интересов, которые являются общими для стран-участников региональных образований.
В значительной степени политическая дискуссия вокруг вопроса интеграции Казахстана с Россией и Беларусью обострилась из-за недооценки правительством страны возможной реакции со стороны общества. В частности, все переговорные процессы практически являются закрытыми, к этой процедуре не привлекаются широкие круги общественности научной, бизнес-сообщества и политических партий и движений. Закрытость переговорного процесса вызывает естественные опасения, что Казахстан сдает свои позиции перед более сильными странами, что правительство не может отстоять национальные интересы.
В этом отношении оппоненты в некоторой степени правы, так как правительство основной упор в переговорных процессах делает на технические стороны процесса интеграции, значительно меньше уделяет внимание главным, концептуальным аспектам региональной интеграции.
Опыт работы правительства по проведению переговоров по присоединению Казахстана к ВТО и созданию ТС показывает, что оно не совсем справляется с поставленными задачами. Это связано с тем, что правительство основное внимание и, совершенно правильно, уделяет техническим вопросам переговорного процесса – согласованию отдельных регламентов, норм и нормативов, совместному принятию решений по тем или иным вопросам. Это, безусловно, наиболее трудоемкая и кропотливая работа, направленная на максимальную защиту интересов страны.
Перспективы региональной интеграции на постсоветском пространстве определяются не столько принятием политических решений, сколько реальной заинтересованностью общества и бизнес-структур в интеграционном сотрудничестве. В этой связи модель ЕЭП должна рационально сочетать черты корпоративной интеграции на уровне предпринимательских структур, и модели государственной, которая базируется на межгосударственных соглашениях, определяющих принципы и механизмы интеграционного сотрудничества.
Государственная модель ориентируется на достижение консенсуса по всем основным вопросам, разработки и принятия политических решений по общим проблемам, выработки и принятия нормативно-правового обеспечения механизма экономического взаимодействия, гармонизации национальных законодательств.
Корпоративная модель ориентируется на конкретные экономические результаты, является прагматичной, пользуется поддержкой экономических агентов при реализации межгосударственных проектов.
Эти модели не противопоставляются, а взаимосвязаны. Из необходимости реализации корпоративной модели интеграции формируются условия и ограничения государственной модели. В свою очередь, результаты реализации государственной модели определяют «правила игры» для корпоративной модели.
Взаимодействие этих моделей необходимо при реализации совместных инвестиционных проектов, рассчитанных на объединение научно-технологического и производственно-ресурсного потенциалов стран ЕЭП.
Рациональное сочетание этих двух типов моделей позволит создать основу для выполнения главного условия создания ЕЭП – обеспечение режима свободы перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала в рамках интеграционного объединения.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320