Общество
25.10.2016

Игорь Шестаков: в Кыргызстане русский язык востребован, проблема – отсутствие адекватных условий для его изучения

Русский язык. Его статус четко определен нашей Конституцией – это официальный язык Кыргызстана.

Это значит, что на нем не просто говорят, его используют в качестве коммуникации наравне с государственным – кыргызским языком. По сути это означает, что в нашей стране билингвистическая среда, в которой граждане вольны выбирать, на каком из этих двух языков они хотят общаться друг с другом и с госструктурами, а также получать образование. Как показывает практика, русский язык в нашей стране остается очень популярным не только среди русскоязычного населения, но в еще большей степени среди представителей титульной нации, носителей, так сказать нашего госязыка. Школы Бишкека с русским языком преподавания переполнены. Известны случаи, когда родители детей, которые в дошкольном возрасте находились в кыргызскоговорящей среде, категорически требовали принять их чад в классы, где большинство учащихся являются носителями русского языка. «Мы хотим, чтобы наши дети говорили по-русски». Практически так же обстоят дела и в других регионах Кыргызстана. На днях клуб региональных экспертов «Пикир» провел в Оше ряд мероприятий, посвященных проблемам русского языка в регионе. В итоге были выявлены весьма любопытные тенденции – «великий и могучий» на юге пользуется большим спросом, но условия для его изучения безнадежно ухудшаются. И почему-то никому до этого дела нет – ни нашей власти, ни той же России, которая по логике вещей должна быть заинтересована в пропаганде русского языка больше остальных. Об итогах мероприятия рассказывает сопредседатель клуба «Пикир», Игорь Шестаков.

Как обстоят дела с русским языком в южных областях Кыргызстана? Насколько большой интерес имеется у жителей региона к его изучению?

Дела обстоят не просто. В Оше я убедился, что Бишкек, наверное, самый многоязычный и самый русскоязычный город, ну и Чуйская область, соответственно. А на юге доминирует все же моноязычие. Это касается и Оша, и Джала-Абада, в этих областях схожая ситуация, как нам рассказывали участники круглого стола. Что касается Баткена, там ситуация еще сложней, он вообще очень моноязычный. Но, наше мероприятие показало, что есть очень много желающих изучать русский язык, что собственно подтверждается количеством учащихся в классах в школах с русским языком обучения. В среднем это порядка 60-70 человек в одном классе в Оше! Это, прежде всего, демонстрирует желание родителей вообще отдавать детей в школу, и второе, о чем это говорит, что они связывают будущее своих детей с изучением именно русского языка. Если брать дискуссии, которые имели место на круглом столе, преподаватели отмечали, что сегодня есть ребята, и в школах и в ВУЗах, которым русский язык практически не знаком. Они очень плохо усваивают тот учебный материал, который дается на русском языке. Понятно, что помимо самого предмета «русский язык», на русском преподается математика, физика и другие предметы. Эта проблема тоже есть. Но в принципе, можно сказать, что русский язык востребован и даже очень.

И чем в большей степени продиктована востребованность русского языка?

В большей степени, миграционными процессами, я думаю. Когда родственники живут в России, это накладывает определенный отпечаток на межличностное общение, и это сильно влияет на жизнеспособность русского языка. Наш клуб, «Пикир» проводил не только круглый стол. Мы также провели встречу со студентами ОШГУ, факультет международных отношений и бизнес менеджмента, где я им в частности рассказывал про евразийскую интеграцию, про евразийский союз. И очень много вопросов было связано именно с трудовой миграцией.

Понятно, что южные регионы Кыргызстана, они являются основными, скажем так, поставщиками трудовой силы в Россию. Поэтому русский язык здесь играет очень важную роль.

Гражданин Кыргызстана, который владеет русским языком в совершенстве, он может, во-первых, находясь в России, не только найти себе работу, но и продолжить обучение в одном из российских ВУЗов, и такие факты есть. Не надо воспринимать мигрантов, только как людей, которые что-то делают руками, они еще и учатся в российских ВУЗах, это первое. А во-вторых, есть проблема «черных списков» очень серьезная. Зачастую наши граждане оказываются в этих списках, потому что они не понимают, что им там надо подписать, не обращают на это внимания или элементарно не могут прочитать текст, который они подписывают. В результате, даже за самые незначительные правонарушения, они оказываются лишены возможности повторного въезда в Россию. И, конечно, все эти факторы, они влияют на популярность русского языка. И это хорошо, что русский язык по-прежнему востребован.

Как правило, такие мероприятия, как то, что провел «Пикир», вскрывают актуальные и насущные проблемы. О каких проблемах шла речь на этот раз?

Большая проблема, которую наш форум показал – это отсутствие учебников по русскому языку и на русском языке, начиная с первого и заканчивая старшими классами. То, что еще есть, это литература с советских времен, и она буквально рассыпается в руках, что нам и демонстрировали. Так что получается, в среднем на класс из сорока пяти человек, имеется примерно десять учебников. Многократно преподаватели поднимали вопрос о том, чтобы каким-то образом в этом вопросе учебным заведениям была помощь оказана. В правительство обращались, в министерство образования, к местным властям, письма писали, но пока их голос не был услышан, и ситуация с учебниками остается патовой. И это одна из важнейших проблем, которая препятствует изучению русского языка в регионах. У министерства образования нет денег на это. Еще при Бакиеве российская сторона предлагала издавать учебники в Кыргызстане, но экс - президент от этого проекта отказался почему-то.

Безвыходная ситуация, получается?

Пока решения этой проблемы не видно. Меня это очень задело. По возвращении в Бишкек, я на своей странице в соцсетях, на Facebook, в частности опубликовал фотографии этих учебников. Практически сразу отреагировали представители наших диаспор в Москве, которые пообещали помочь, многие из них выходцы с юга, пообещали собрать учебную литературу, художественную литературу на русском языке. Изучение русской литературы, классической литературы – это тоже отдельная тема. В общем, представители диаспор пообещали, что необходимая учебная литература, начиная с азбуки, будет собрана и направлена в южные регионы. Можно сказать, что это был первый конкретный отклик.

Может быть, Российское посольство сможет помочь в этой ситуации…

О российской помощи никто вообще не говорил. Как известно, Российское посольство оказывает такого рода содействие учебным заведениям, но оно работает точечно, только с определенными школами. Представитель министерства образования КР говорит, что учебников от России они не получают. Раньше в принципе Россия поставляла учебники, но они каким-то странным образом оказывались на базарах. После чего посольство, начиная с 2005-го года, стало точечно распространять учебную литературу по школам.

Удивительно! По идее Российская Федерация должна быть заинтересована в сохранении русского языка на территории нашей страны? Есть же у нас различные российские фонды, целью которых является пропаганда русского мира и языка, прежде всего …

Мне кажется, если соответствующие структуры Российской Федерации заинтересованы, чтобы русский язык развивался в Кыргызстане, они должны оказывать содействие. Будучи в Оше, на круглом столе я узнал, что «Россотрудничество» свой филиал открывает в южной столице. Практически, уже решен вопрос по помещению, об этом говорили представители генконсульства. Ну «Россотрудничеству» можно только пожелать, чтобы они не ограничивали свою деятельность каким-то концертами и торжественными чаепитиями, потому что, в общем-то, необходимо сразу включаться в работу. Есть еще на юге фонд «Русский мир», но мы тоже не слышали какой-то конкретной информации, чем этот российский фонд помогает тем же учебным заведениям.

Как пример можно рассказать. В Оше я видел прекрасную школу, которую построило правительство Казахстана по распоряжению Назарбаева, таких школ я от России не видел. Новая современная школа была построена, как безвозмездный дар Казахстана. Сейчас школа является очень престижной в Оше.

Стоит отметить, что тот же Китай очень заинтересован в развитии китайского языка в регионе, и на базе ОШГУ есть институт Конфуция. Ректор ВУЗа рассказал, что примерно миллион долларов был вложен в то, чтобы этот институт функционировал. Естественно, русский язык будет находится в конкурентной среде, потому что как мы знаем Китай – это достаточно сильный инвестор, и мне кажется если ситуация будет развиваться в том направлении, которое сейчас есть, скорее юг наш заговорит на китайском, чем на русском. В следующем году, насколько я понимаю, у нас обучение будет вестись в том числе еще и на английском языке. Не английский язык будут преподавать, а именно обучение с первого класса будет на английском. Я думаю, что если США тоже подключится к этим процессам, продвижению английского языка, то тогда уже, ему составить конкуренцию сможет разве что китайский язык, и то только на уровне высшего образования. Я думаю, что школы будут определенная поддержку получать от посольства США… И сейчас, пока еще есть время, Россия не должна эти процессы упускать из виду.

У нас в Бишкек остро стоит проблема кадров, педагогов не хватает во многих учебных заведениях столицы. Как с этим обстоят дела на юге?

По состоянию Бишкека не надо оценивать ситуацию в стране. Это столица, в столице всегда все лучше. В провинции люди остаются один на один со своими проблемами. Так что там ситуация намного хуже .Еще одна проблема – это зарплата учителей, они получают семь с половиной тысяч сомов. За эти деньги, естественно, никто работать не хочет, потому что они не отвечают элементарному прожиточному уровню. Естественно, это влечет большую текучку кадров. Здесь, мне кажется, тоже надо обратить внимание на то, чтобы каким-то образом обеспечить доплату учителям, может быть по линии России, может быть опять же подключить диаспоры.

Еще один момент очень важный, это КРСУ. Те же учителя говорили о том, что КРСУ хоть и является таким базовым ВУЗом по преподаванию русского языка, там очень небольшие квоты предоставляются для повышения квалификации преподавателей-предметников. Преподаватели сетовали на то, что они получают приглашения в Бишкек, но они ничем не подкреплены. Т.е. нету финансового обеспечения. Т.е. преподаватели, которые получают семь с половиной тысяч сомов, не могут поехать на эти курсы за свой счет. Понятно, что им не до этого, им дай Бог как-нибудь концы с концами свести. Т.е. это тоже проблема, что КРСУ оторван, я, конечно, не знаю его возможностей, но КРСУ оторван от всех этих процессов.

Подводя итоги, как бы вы резюмировали проделанную работу?

Мне понравилось, что много народу собралось на наш форум и не только педагоги, но и представители правительства и мэрии, те, кто может конкретно помочь. Практически дискуссия у нас вышла за временные рамки круглого стола, он уже закончился, а люди не расходились и продолжали дискутировать. Это учителя, которых можно назвать энтузиастами, ведь они еще с советских времен преподают. Вопрос в другом, когда эти педагоги уйдут, кто их заменит? Пока они занимаются эти всем практически на голом энтузиазме, потому что зарплата у них символическая, нет условий соответствующих, но у них болит душа за то, что будет дальше с русским языком. Если бы она также болела у чиновников Кыргызстана и у чиновников в России, которые за эти вопросы отвечают, я думаю, что ситуация была иной.

Беседовала Наталья Крек
Snob.kg

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320