В начале ноября столица Кыргызстана временно стала центром тюркского мира, собрав за «одним столом» лидеров стран-участниц и стран-наблюдателей Организации тюркских государств. Итогом 11-го саммита сала Бишкекская декларация, которую поддержали все главы государств ОТГ, а также подписание ряда соглашений и меморандумов.
По мнению ряда экспертов, саммит прошел на высочайшем уровне с точки зрения организации и проведения, что положительно отразилось на имидже Бишкека. Однако, прорывных содержательных достижений встреча не принесла. Возможно, это связано с тем, что объединение, которое Анкара выстраивает на религиозно-этнической и идеологической «общности», не имеет реального потенциала для развития других направлений сотрудничества, по крайней мере, на данном этапе. К тому же игнорирование Турцией идей тюркской общности в рамках, так называемого, Большого Алтая и алтайской цивилизации угрожает историко-культурной самобытности стран ЦА, включая Кыргызстан. Не совсем вписывается в нарисованную Эрдоганом «идеальную картину тюркского мира» и непрекращающиеся конфликты между турками и курдами.
В этой связи центральноазиатским республикам необходимо сдержанно реагировать на агрессивные внешнеполитические требования Анкары по искусственному формированию на базе ОТГ нового военно-политического или экономического альянса, который обслуживал бы преимущественно турецкие интересы. Тем более, что за региональными амбициями Эрдогана стоят влиятельные геополитические игроки, имеющие свои амбициозные планы. Такое мнение прозвучало в рамках круглого стола: «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Как отметил политолог Кубан Таабалдиев, ОТГ – это уникальная организация, которая пытается вместить в себя совершенно разные направления сотрудничества: культурно-гуманитарное, идеологическое, экономическое и военно-политическое. При этом формируется она по этническому и религиозному признаку и стремится объединить очень разные государства, что естественно ведет к определенным разногласиям.
- Как представитель академической среды, я хотел бы обратить внимание на вопросы гуманитарного характера. Накануне визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Кыргызстан, академические работники университета «Манас» написали письмо на имя главы государства, генерального прокурора и председателя Верховного суда КР. Авторы письма выразили недовольство тем, как функционирует данный университет. Они задались вопросом, по каким законам он работает – Турции или Кыргызстана? На основании какого законодательства преподавателей принимают на работу и отправляют на пенсию? Письмо дошло до нашего президента, и ответ был такой – давайте молчать об этом до визита Эрдогана. Почему этот вопрос решили замолчать? Вероятно, потому что на повестке стояли другие более важные и стратегические вопросы, - отметил спикер.
При этом он считает ошибочным задвигать на задний план важные гуманитарные вопросы, которые ближе народу.
- Почему мы не хотим замечать, что происходит в университетах «Манас» и «Ала-Тоо», в школах «Сапат», поддаваясь турецкому влиянию? Но чем больше мы уступаем, тем больше на нас давят. К сожалению, это так. В первые годы независимости Турция действительно хорошо к нам относилась. Однако с приходом к власти президента Ахмета Сезера, а затем и Реджепа Эрдогана в кыргызско-турецких отношениях стали происходить серьезные изменения, связанные с внутренними делами Турции. Правильно было сказано: мы должны изучать историю наших отношений с турецкой стороной. Нужно понимать ее исторический и образовательный контексты, чтобы избежать ошибок в будущем. Ее система образования, реализуемая в нашей стране, и в целом влияние на Кыргызстан могут привести к тому, что мы попадем под ее контроль, - обратил внимание политолог.
По его словам, если не учесть эти факторы, то в будущем Организация тюркских государств вполне может превратиться в инструмент давления.
- Я не говорю, что мы не должны быть частью ОТГ, но наш флаг, наша независимость и наши гуманитарные позиции должны быть защищены, - добавил К. Таабалдиев.
В свою очередь системный аналитик Бактыбек Саипбаев выразил мнение, что Организация тюркских государств сегодня сильно «буксует» - даже Туркменистан не спешить становиться полноценным членом объединения. Чтобы этого не происходило, Кыргызстану стоит выступить с инициативой о его переименовании в «Организацию тюркских государств и народов».
- В России, например, в Поволжье живут татары, башкиры, чуваши. На Кавказе – кумыки, ногайцы, карачаевцы и балкарцы. На Алтае, в Южной Сибири – алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы. Есть уйгуры в Китае, гагаузы в Молдавии. Если бы мы изменили название, мы могли бы включить эти народы. Я уже не говорю о Венгрии, - пояснил спикер.
Также он задался вопросом, почему государства ОТГ должны переходить на турецкую латиницу, учитывая, что у кыргызов, например, есть своя древняя письменность – орхонская или енисейская.
- Почему мы должны переходить на латиницу, когда можно вернуться к собственному алфавиту? Почему бы не взять это за основу и не предложить его в качестве общего алфавита? Или можно создать единый тюркский язык-эсперанто. Согласительная комиссия тюркологов могла бы разработать такой язык, который был бы базой для всех. Потому что, когда Турция предлагает перейти на турецкий алфавит, это вызывает внутреннее сопротивление у других стран, - отметил аналитик.
Вместе с тем он подчеркнул, что разговоры о военно-политическом или оборонительном союзе вызывают много вопросов и недопонимания.
- Одно дело обсуждать безопасность, сотрудничать спецслужбами, бороться с международным терроризмом. И совсем другое – создавать военно-политический или оборонительный союз. Против кого? Какой может быть оборонительный союз, если в его составе есть Турция – член НАТО? На примере Грузии и Украины мы знаем, как все начинается – с предложения сотрудничества. А затем начинаются разговоры о вступлении в альянс и так далее, - напомнил эксперт.
По его словам, сегодня в рамках ОТГ нужно сосредоточиться на экономическом, научно-образовательном и культурном сотрудничестве.
- Развивая эти направления, мы не будем вызывать сопротивления у таких соседей, как РФ и КНР. Более того нужно интегрировать Россию и Китай в наши процессы. Если бы они стали частью Организации тюркских государств и народов, это дало бы ей второе дыхание. Тогда она приобрела бы реальную силу, а не осталась на уровне красивых разговоров, - добавил Б. Саипбаев.
Поддержал эту мысль и генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов. По его словам, сегодняшний состав ОТГ включает лишь небольшую часть тюркоязычного населения планеты.
- Есть много государств, где проживают тюркоязычные народы. Например, в России таких народов 25, с различными вероисповеданиями – мусульмане, буддисты, шаманисты. Много тюркоязычного населения и в Иране – по разным данным, от 25 до 35 млн человек, т.е. больше, чем в Азербайджане. Я уже не говорю о Китае. Еще в 2021 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров упоминал, что российская сторона готова рассмотреть возможность участия в Организацию тюркских государств. По большому счёту Россия, Иран и Китай имеют полное право сидеть за одним столом с другими странами ОТГ. Более того, если объединить нынешние страны объединения, Россию и Иран, это уже будет серьезная заявка на создание макрорегиона. Как показывает практика, ни один евразийский блок не будет работать эффективно без прямого участия России. Это геополитическая реальность. Без России ОТГ не сможет функционировать в полной мере, - поделился мнением эксперт.
Говоря о перспективах экономической интеграции, он выразил умеренный оптимизм. По его словам, население стран ОТГ, по данным за 2023 год, составляет 158 851 000 человек. Но этой цифры недостаточно для создания влиятельного экономического пространства. Это показывает пример Евразийского союза, где население составляет 174 млн человек.
Не возлагает больших надежд на ОТГ и системный аналитик Мурат Мусабаев. По его словам, дееспособность любого международного объединения определяется не только политическими решениями, но и готовностью населения к интеграции.
- Когда я смотрю на ОТГ, у меня возникает образ женщины: красивой, ухоженной, нарядной, но искусственной. И я думаю: сколько нужно святой воды, чтобы она ожила? Это вопрос, прежде всего, наполнения содержанием. А содержание должен подсказать народ. В Японии, когда строят жилые массивы, тротуары сразу не выкладывают. Они ждут, когда люди сами протопчут тропинки, и только потом их начинают оформлять. Это подсказка: сначала нужно посмотреть, куда люди сами идут, а потом уже прокладывать культурные, гуманитарные, политические и экономические тропинки. Народ сам подскажет правильное направление. А навязывание того же, так называемого, единого тюркского алфавита – это идеологическое давление, нацеленное на разрушение нашей культуры и наших национальных традиций. Это психологический удар для нашего населения, который не принесет нам никакой пользы, - подчеркнул аналитик.
В свою очередь политолог Бактыбек Жумагулов связывает появление таких международных объединений, как ОТГ, прежде всего, с кризисом международного права.
- Создание Организации тюркских государств или БРИКС – это ответ на кризис традиционных международных структур, таких как ООН и ее Совет безопасности. Они больше не способны обеспечивать безопасность, как показали примеры Югославии, Ирака, Ливии, Сирии и текущие конфликты на Украине, в Израиле, Иране и секторе Газа. Это демонстрирует, что новые блоки формируются как ответ на глобальные или региональные кризисы, - отметил спикер.
При этом он уверен, что ОТГ не должна противопоставляться ШОС, СНГ ОДКБ или Евразийскому экономическому союзу.
- Наоборот, нужно искать точки сопряжения этих объединений. Например, проекты ОТГ можно интегрировать с проектами «Один пояс – один путь». Вместо конкуренции организации могут сосуществовать и дополнять друг друга. Также стоит уделить внимание гуманитарным и культурным аспектам. Язык и религия – это основополагающие элементы сотрудничества в рамках ОТГ. Но эти вопросы должны обсуждаться через призму истории, антропологии, географии, культурологии и социологии, а не на уровне политических решений, - добавил Б. Жумагулов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320