Эксперты обсудили перспективы развития Организации тюркских государств, которые обозначил 11-й саммит глав государств ОТГ, прошедший в Бишкеке 6 ноября. Саммит собрал президентов стран участниц: Кыргызстана, Азербайджана, Казахстана, Турции и Узбекистана. От стран-наблюдателей приняли участие премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и глава Северного Кипра Эрсин Татар. Президент Туркменистана не присутствовал, на встрече присутствовал посол республики в КР Нуры Голлиев.
Участниками круглого стола: «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», было отмечено, что встреча прошла на высоком организационном уровне. Однако, содержательного прорыва не произошло. Более того, было подчеркнуто, что попытки внедрить новые инициативы под эгидой ОТГ в ущерб устоявшимся связям стран ЦА с крупнейшими партнерами в лице России и Китая ставят под угрозу экономическое развитие и безопасность центральноазиатского региона.
Как отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков, если рассматривать итоги бишкекского саммита с экономической точки зрения, то каких либо реальных прорывов он не продемонстрировал.
- Речь пока идет о перспективности этой площадки, но ОТГ уже 15 лет, а разговоры на эту темы превращаются в основном в благие намерения. Если конкретизировать экономическую составляющую организации, то мы видим создание Инвестиционного фонда Организации с достаточно скромным уставным капиталом в $500 млн. Такая сумма рассчитана на инвестиции в малый и средний бизнес, но для инфраструктурных проектов это капля в море, - подчеркнул эксперт.
При этом ОТГ стремится придать значимость своему участию в Транскаспийском международном транспортном маршруте, который должен связать Китай, Центральную Азию, Турцию и Азербайджан с Европейским союзом.
- Брюссель не раз заявлял о заинтересованности сотрудничества в этом проекте, тем более на фоне антироссийских санкций. Но для его полноценной реализации, по расчетам специалистов, требуется не менее 16 млрд евро. Кто из стран ОТГ готов вложить такую сумму? Не случайно в своем докладе президент Казахстана акцентировал внимание на необходимости привлечения инвесторов. Но где их взять? Можно услышать экспертные мнения, что в финансировании экономических проектов ОТГ, якобы, заинтересован Пекин. Однако это чистая конспирология, а не реальная ситуация. У Пекина есть свои приоритетные проекты в ЦА, включая «Один пояс – один путь». В отличие от ШОС или ЕАЭС тюркская организация выстроена на основе внешнеполитической доктрины Анкары «Век Турции». Если кто-то наивно считает, что все это будет оплачивать Китай, то он сильно заблуждается, - поделился мнением спикер.
Он также напомнил, что «собиратель» тюркских земель Эрдоган позиционирует Турцию, как центр ключевых идеологических решений, в частности в формате Большой тюркской языковой модели ОТГ, где важная роль отведена тюркскому алфавиту.
- В Бишкеке турецкий лидер призвал страны ОТГ оперативно его внедрять. В качестве примера он привел Северный Кипр, но там и население примерно в 2,5 раза меньше, чем проживает в Бишкеке. Кроме того, это напоминает навязывание членам ОТГ легитимизации данной территории. Впрочем, саммит не дал ответа и на вопрос, а кто будет платить за буквенную инициативу Анкары? Учитывая, что в 2025 году наша республика будет председательствовать в ОТГ важно, чтобы в повестке мероприятий была подчеркнута значимость национальных интересов стран ЦА, с которыми Турция должна считаться, - добавил И. Шестаков.
Аналогичное мнение высказала и директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова.
- Страны Центральной Азии – это независимые государства с собственными национальными интересами. Соответственно, сотрудничество в рамках ОТГ требует равноправного взаимодействия всех участников. Однако, во внешней политике Турции прослеживается амбициозное стремление к возвращению утраченного влияния Османской империи. В связи с чем Анкара неоправданно стремится взять на себя роль регионального лидера, игнорируя ряд принципиальных для стран ЦА моментов. Так, мы видим продавливание концепции общетюркского военного альянса, продвижение пантюркистских идеологических и образовательных установок в сочетании с элементами религиозного радикализма, - отметила спикер.
По ее словам, амбиции Анкары четко вырисовываются в высказываниях президента Эрдогана в октябре 2019 года: «До сегодняшнего дня мы говорили: «Одна нация — два государства». Вчера я заявил, что теперь мы стали одной нацией – пятью государствами. Дай Бог, Туркменистан тоже примкнет к нам, и таким образом мы станем одной нацией – шестью государствами, усилим совместное сотрудничество в регионе».
- В политическом смысле термин «нация» возникает в пределах одного государства, и это безусловная аксиома, которая не обсуждается. Соответственно заявления турецкого лидера вносят путаницу в понятия. По факту, чтобы стать одной нацией, надо распрощаться со своей независимостью. СМИ Турции используют такие термины, как «узбекские турки», «кыргызские турки», «казахские турки», что выглядит неуместным по отношению к народам Центральной Азии, которые являются государство образующими народами и имеют самоназвание без дополнительного «турки». Это вызывает сомнения в паритетном и партнерском отношении к странам нашего региона со стороны Анкары, - поделилась мнением эксперт.
Она напомнила, что в начале 90-х годов, Сулейман Демирель – с 1991 по 1993 занимавший пост премьер-министра, а с 1993 по 2000 годы президента Турции – говорил, что у его страны появилась уникальная перспектива «определять политическое будущее мусульманских республик СНГ». И ключевое слово тут определять – т.е. главенствовать.
- Не совсем однозначна инициатива Турции о переходе всех пяти стран ОТГ на общетюркский алфавит, за основу которого берется современный турецкий алфавит на латинице. Этот алфавит был разработан всего 100 лет назад Ататюрком, который стремился приблизиться к культуре Запада. Какое духовное и моральное разложение происходит сейчас на Западе, мы все видим и не хотели бы такой культуры для будущего наших детей. Анкара заявляет, что у Турции нет этнической политики по отношению к тюркоязычным странам. Однако действия турецкой стороны говорят об обратном – Турция активно продавливает свои собственные интересы, - подчеркнула К. Эрназарова.
Она напомнила, что письменность в странах Средней Азии сформировалась с конца XIX, при этом кириллица была выбрана не случайно. Ученый востоковед, исламовед, переводчик и просветитель Н.И. Ильминский был восхищен древним языком автохтонных народов-киргизов (тогда казахи и кыргызы), но обнаружил засилье татарскими формами и оборотами из-за использования арабского алфавита.
«Сравнивая татарский и киргизский языки, – написано в одной из справок, подготовленных Ильминским, – можно сказать, что арабо-татарское письмо еще мало-мальски идет к татарскому языку, но уже совершенно не годится для киргизского. Оно делает даже то, что, стушевывая и скрывая фонетические особенности киргизского языка, для последнего существенно важные, влечет его к поглощению языком татарским и, следовательно, к уничтожению».
- Теперь по истечении больше, чем ста лет кириллицей пользуются не только постсоветские страны, но и тюркоязычные народы России, с которыми у наших народов есть тесная связь. Переход к латинице приведет к разъединению с народами, с которыми мы близки больше, чем с тюрками Турции. За это время выпущены сотни тысяч книг на кириллице в странах применения кириллицы. Это наше культурное наследие, и если мы от него избавимся, то последствия будут пожинать наши будущие поколения. Прежде чем принимать такие решения надо бы спросить у своих народов, нужны ли им такие реформы, - подчеркнула спикер.
Вместе с тем она обратила внимание, что истинные цели Турции в формате ОТГ заключаются в стремлении Анкары в долгосрочной перспективе получить региональное лидерство и составить конкуренцию Китаю и России, поскольку во всех остальных направлениях амбиции Эрдогана серьезно ограничиваются другими геополитическими игроками.
Эксперт также обратила внимание, что Турция является членом НАТО, тогда как две страны ОТГ из пяти – Кыргызстан и Казахстан – являются членами ОДКБ. Учитывая, что два эти блока не являются дружественными по отношению друг к другу, сотрудничество с Анкарой в военно-техническом и оборонительном формате может создать определенные риски и угрозы безопасности.
- Приезд на саммит вместе с Эрдоганом большого количества руководителей силового блока, а затем их встречи с руководителями силовых ведомств Кыргызстана вызывают опасения относительно вовлечения нашей страны в геополитические игры Запада, а возможно и военные конфликты, через Турцию. Тем более, что прецедент был создан, когда наши силовые структуры были использованы в борьбе Турции с ФЕТО. Мы все помним, какой негативный резонанс в нашем обществе создал инцидент, когда турецкие спецслужбы задержали и вывезли из Бишкека руководителя сети школ «Сапат» Орхана Инанды, который на тот момент являлся гражданином Кыргызстана, - напомнила эксперт.
По ее словам, на данном этапе страны ЦА должны четко определиться со своими перспективами развития, а также национальными и региональными интересами, а не действовать в рамках форматов, навязываемых «цивилизованными» странами.
- На мой взгляд, сейчас уже счет идет не на годы, а на дни, поэтому у нас нет времени на шатания. Нужно ставить реальные приоритеты с учетом собственных интересов, а не действовать в угоду геополитическим игрокам, которые подсовывают нам «стеклянные бусы» в виде эфемерных, а подчас вредоносных инициатив и проектов. У нас есть проверенные союзники в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, с ними и нужно взаимодействовать в ближайшей и долгосрочной перспективе, - добавила К. Эрназарова.
В свою очередь независимый эксперт по экономике и госуправлению, д.э.н. доцент Алмаз Насыров дал оценку перспективам экономической интеграции в рамках ОТГ. По его словам, на этот счет сегодня существуют различные мнения.
- Одни полагают, что в рамках Организации тюркских государств основа для экономических отношений не заложена, другие полагают, что нет признаков формирования общего экономического пространства. Безусловно, основу отношений в ОТГ составляет экономический потенциал ее участников и наличие возможностей вклада их в развитие организации. Данный вопрос требует глубокого анализа и осмысления для дальнейшего стратегирования страновых действий, - отметил спикер.
Он сообщил, что упрощенный анализ торгового баланса стран, состоящих в членстве ОТГ по отношению к Кыргызстану, по данным источника «Trade Map», показывает, что позиции Кыргызстана не столь крепкие и требуют усиления. В большинстве случаев республика проигрывает по многим позициям. В целом, по данным за 2023 год, показатели торгового баланса у КР со всеми странами ОТГ отрицательные.
По мнению эксперта, с точки зрения экономических интересов, позиция Кыргызстана должна быть прагматичной, а для этого необходимо ответить на ряд вопросов:
- В целом, если рассматривать внешнюю торговлю Кыргызстана, у нас только 20% приходится на экспорт, и порядка 80% – на импорт. При этом, основными торгово-экономическими партнерами, т.е. ключевыми импортерами для Кыргызстана являются Китай и Россия, а экспорт направлен преимущественно в Россию, Казахстан и Узбекистан, - напомнил А. Насыров.
По его словам, Кыргызстан ведет многовекторную внешнюю политику, но при этом реализуемые направления сотрудничества должны отражать приоритеты экономического развития и национальной безопасности республики, и отвечать, в том числе, на вопрос, по каким приоритетным направлениям мы будем выстраивать двусторонние отношения со странами в рамках той же ОТГ.
- Безусловно, это объединение дополняет другие существующие интеграционные проекты, участником которых является Кыргызстан. Но важно понимать, в части экономического взаимодействия или привлечения технологий, каких сдвигов или решений мы сможем добиться в рамках ОТГ. На сегодня, структура внешней торговли нашей страны представлена в основном предметами народного творчества, швейной промышленности, продуктов сельского хозяйства, значительную долю сейчас составляет экспорт золота. Технологичные продукты, к сожалению, представлены в меньшей степени или в виде реэкспорта.
Бесспорно, перспективы экономического сотрудничества в рамках данной организации значительные. Но для экономики Кыргызстана сейчас важны инфраструктурные проекты, включая транспортные коридоры, торгово-логистические мощности, выход к морским путям через Каспий и т.д. Соответственно нужно понимать, какой вклад в их развитие могли бы сделать страны ОТГ, - пояснил спикер.
Он подчеркнул, что с точки зрения государственного планирования и экономического целеполагания участие в подобных интеграционных объединениях должно строиться на четком анализе структуры и потенциала внешнеэкономической деятельности. И эти факторы должны быть заложены в экономические планы страны. К сожалению, в Кыргызстане подобный глубинный анализ не проводился.
- В системе моделирования госуправления должен быть основной вектор, под него выстраиваются основные процессы и системы, под которые в свою очередь закладывается управленческая регулирующая структура. Таким образом, государство формирует свои интересы с учетом собственного ресурсного потенциала, в том числе экономического. Соответственно, на этом основании выстраиваются ключевые приоритеты национальной стратегии. На мой взгляд, в существующих программах (НСР 2026, НСУР 2040) не в полной мере отражено создание новых – в добавок к существующим – интеграционных объединений в сфере экономики, - поделился мнением экономист.
На сегодня ключевые экономические партнеры Кыргызстана – это Китай и Россия. За 2023 год товарооборот КР с РФ составил $3 млрд, в нынешнем году страны нацелены довести его до $5 млрд. С Китаем товарооборот уже фактически преодолел 5- миллиардный порог. То есть устойчивые экономические связи с Россией и Китаем очевидны.
- Экономическая база ОТГ сейчас находится на стадии становления, и перспективы взаимовыгодности в силу различных объективных обстоятельств не очевидны. Вместе с тем, потенциал для экономического партнерства, укрепления энергетической безопасности и культурных связей имеется. Также оборонная промышленность Турции открывает новые перспективы для совместной работы в сфере безопасности.
Не стоит забывать, что всякая экономика сопровождается решением геополитических вопросов. По итогам саммита в Бишкеке были сделаны серьезные заявления, которые в дальнейшем могут иметь место в вопросах политической интеграции. Отсюда очень важно на начальном этапе четко определить свои интересы и приоритеты.
Заслуживает внимания то, что в процессе саммита была сделана попытка определения будущего кураторства региона. Ранее традиционно существовали, два-три вектора – Россия, Китай и США. Сегодня уже проявляются очертания интересов других стран. С этой точки зрения мы также должны ставить на первое место интересы своего государства. А для этого нужно ответить на вопрос, к каким результатам мы придем в перспективе, учитывая, что на современном этапе мироустройства геополитические тенденции стремительно меняются, - подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что на данном этапе ОТГ находится на стадии поиска точек соприкосновения.
- На мой взгляд, в ближайшей перспективе развитие партнерства в рамках данного объединения будет углубляться преимущественно в гуманитарной сфере. Соответственно, ни о какой-либо политике не может быть и речи. Возможно такое направление взаимодействия, как вопросы экологии. Здесь требуется совместная работа. Сегодня уже Европа заявила, что нужны коллективные усилия для преодоления экологических рисков. С этой точки зрения Кыргызстан уязвим, учитывая, что 92% территории республики находятся в горной местности, а горная страна больше подвержена экологическим рискам, а также чрезвычайным ситуациям. В данной сфере потенциал нашей страны недостаточен. Поэтому технологическая поддержка, помимо проектов гуманитарного сотрудничества, могла бы быть усилена в рамках интеграции стран Организации тюркских государств, - добавил А. Насыров.
Несколько иное мнение выразил президент ОО «Конгресс тюркских народов» Эдил Марлис уулу. По его словам, прошедший в Бишкеке саммит стал прорывным и ознаменовал начало нового этапа сотрудничества тюркских государств.
- Я уверен, что работа, начатая в Бишкеке, будет плодотворной. Следующие этапы позволят точнее определить, какие шаги нужно предпринимать. На данном этапе саммит обозначил ключевые глобальные направления для дальнейшего сотрудничества. Если ранее основное внимание уделялось гуманитарно-культурным ценностям, то теперь на первый план вышли политические, экономические вопросы и вопросы безопасности. Это связано, скорее всего, с глобальной ситуацией в мире. Сегодня все страны понимают, что в первую очередь необходимо быть частью небольшого союза или блока, который затем может войти в более крупные объединения. Возможно, в будущем ОТГ войдет в состав БРИКС, если там появится структура оборонительного характера. Мир сейчас движется в другом направлении, и нам важно соответствовать этим изменениям, - отметил спикер.
По его словам, экономический вопрос также занял значительное место в повестке дня 11-го саммита ОТГ. Например, обсуждалась концепция строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая затем должна пройти либо через Иран, либо через Азербайджан в Турцию и дальше в Западную Европу. Этот проект обсуждается и просчитывается уже десятилетиями, и сегодня он переходит в стадию реализации.
Он также выразил мнение, что утверждение о том, что ОТГ выступает против ОДКБ, ШОС или других оборонительных организаций, не совсем корректно. Как и противопоставление России и Турции.
- Эти две страны часто противопоставляются друг другу в нашем регионе. К сожалению, некоторые политологи и политики придерживаются мнения, что Турция захватывает Среднюю Азию, выдавливая Россию, продвигая пантюркистские идеи. Но я считаю, что противопоставление этих стран друг другу – это ошибка. Средняя Азия и тюркские государства в этом регионе должны рассматриваться как мост между Россией и Турцией. Такой подход принесет больше пользы для всего большого региона. Если же этого не учитывать, мы рискуем стать жертвами игры западных стран, которые стремятся столкнуть наши страны друг с другом. Это может иметь негативные последствия для всего региона, особенно для Средней Азии. Поэтому важно строить работу на принципах взаимодействия и учета общих интересов.
Говоря о тюркских и тюркоязычных народах, хочу отметить следующее. В кыргызских сказаниях, как и в эпосах других народов, упоминается прародитель Тюрк-Ата. Это название глубоко укоренено в нашей культуре и истории. Многие знают, что Османская империя, став республикой, также приняла самоназвание «тюрк». Это не означает, что они стремятся сделать всех турками, или претендуют на исключительность. Это всего лишь возвращение к своему древнему самоназванию, - добавил Эдил Марлис уулу.
Наталья Лобанова
Продолжение следует
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320