Вот уже 25 лет отечественная гражданская авиация также пытается занять достойное место на рынке международных авиаперевозок, но в реальности многие перелеты наши граждан начинают и заканчивают в соседнем Казахстане, тем самым способствуя развитию гражданской авиации соседнего государства.
Чтобы успешно развивались страна, туристическая и авиационная отрасли, к нам должны прибывать туристы, бизнесмены, ученые, студенты. Не зря же все высокоразвитые страны мира имеют огромные парки воздушных судов, строят современные аэропорты, оснащают гражданскую авиацию инновационной техникой.
Объявили безвизовый режим, но за четверть века практически не увеличили количество направлений. Через главные воздушные ворота страны аэропорт «Манас» совершают рейсы 12 международных и 5 местных авиакомпаний.
Мы также топчемся на месте в вопросе внедрения электронных виз, хотя соседний Таджикистан меньше говорил, но уже эту проблему решил.
Авиация и туризм сегодня – это прежде всего налаживание взаимовыгодного сотрудничества между странами с целью увеличения количества авиарейсов на определенных маршрутах, географии полетов, обновлению авиапарка страны. Это непростая задача, когда на весь Кыргызстан - 30 самолетов и 9 вертолетов. Итого 39 воздушных судов. Но пригодны к полету только 2 вертолета и 17 самолетов. Правда, в этом вопросе наметились позитивные перемены: недавно КР и Литва обсудили возможность создания совместного предприятия по ремонту самолетов.
По данным Агентства гражданской авиации КР, сейчас 5 авиакомпаний Кыргызстана осуществляют регулярные пассажирские перевозки по международным и внутренним воздушным линиям, остальные авиакомпании выполняют грузовые перевозки и задействованы на спецработах. Практически все воздушные суда в КР находятся в частной собственности, кроме трёх воздушных судов, в которых имеется различная доля государственного участия.
На сегодня основной задачей Агенства остается выход из «черного списка» Европейского союза: вот уже 10 лет все 13 кыргызстанских авиакомпаний находятся в нем. Экс-директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Эрмек Омуралиев рассказал, что с этой целью разработана «Дорожная карта», обозначающая пошаговые действия.
- Основным требованием для выхода из «Черного списка» ЕС остается внедрение в республике стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). К 2017 году Кыргызстан готовится пройти аудит ИКАО, что позволит претендовать на выход из черного списка ЕС. Для этого необходимо наличие в республике адекватных трудовых ресурсов для обеспечения безопасности полетов, - сказал Эрмек Омуралиев в интервью «Регион.kg»,- С обретением суверенитета мы перешли от советской авиационной техники типа «Як», «Ту», «Ил» к технике западного образца – в «Боингам», «Аэробусам», а вот на переобучение не только всех пилотов, но и инженеров, механиков, инспекторов, бортпроводников денег так и не нашли. Для сведения - стоимость переподготовки только одного пилота – 50- 60 тысяч долларов. Вот потому сегодня АГА КР испытывает острую нехватку кадров.
Мы хотим, чтобы пассажиры летали отечественными самолетами, но за сертификацию всех субъектов гражданской авиации (воздушных судов, авиазаправок, наземного транспорта, аэропортов, авиакомпаний) надо платить. Авиационная отрасль - специфическая и капиталоемкая, ей нужна поддержка государства. Агентство представило Минэкономики справку о существующих в мире механизмах финансирования отрасли, но в нашей стране такой механизм не утвержден.
- Да и потом, если мы даже такие кадры обучим, то как их удержать?- задается вопросом Эрмек Омуралиев,- Пора признать объективно, что госсектор не может конкурировать с частным сектором.
Кстати, в соседнем Казахстане авиакомпании самостоятельно проходят процедуру по выходу из «Черного списка», такие, как «Эйр Астана», «Скат». Представители Агентства КР тоже отмечают, что и нашим авиакомпаниям надо перенимать эту практику, раз наше государство неплатежеспособно.
На сегодня 89 летчиков имеют право осуществлять перелеты и/из КР, 70- в коммерческих целях.
Чтобы Кыргызстану расширить сеть воздушных сообщений остается «открыть небо» страны для международных перевозчиков. Примером частной практики применения такой политики в Кыргызстане является рейс Стамбул – Бишкек – Улан-Батор. Политика «Открытого неба» означает, что для желающих осуществлять такой рейс никаких разрешений от Кыргызстана получать не нужно. Но вот снова «клин»: эту политику открытости мы инициировали еще в 2010 году, но с той поры никак не продвинулись в этом отношении законодательно!
Сегодня отечественные авиакомпании уверены, что к нам могут прилететь из тех стран, с которыми у нас имеются соглашения о воздушных сообщениях. АГА прорабатывает вопрос сотрудничества с чешскими, южно-корейскими, японскими, индийскими, туркменскими авиаперевозчиками. Также налажено тесное сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации и с ее Евроатлантическим подразделением, с Европейским агентством по безопасности полетов и Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта. Недавно в КР создана Ассоциация агентств авиатранспорта для продвижение интересов отечественных авиакомпаний.
- Однако на этом пути стоит 2%-ый налог с продаж, которыми облагаются международные перевозки из КР. Например, рейс Алматы-Москва дешевле рейса Бишкек-Москва, так как там нет такого налога, - сообщил «Регион.kg» Тимур Бутов из «AVIA Traval Club»,- Так что само государство не дает нам возможности продаж авиабилетов, приходится нам отправлять клиентов на рейсы из аэропорта Алматы, а потом нам говорят о необходимости обеспечить загрузку авиарейсов из КР?! Результат - только одно турагентство в одном турсезоне теряет минимум миллион сомов лишь на конвертации национальной валюты в теньге.
Отечественные авиакомпании и туроператоры говорят о необходимости либерализовать все бюрократические процедуры для перевозчиков, желающих летать в/через Кыргызстан, в надежде на то, что глобальные трафики включат посадку в Кыргызстане.
Все представители авиакомпаний КР отмечают прямо пропорциональную связь между развитием туротрасли и результатами предпринимаемых Агентством мер по обеспечению пассажиропотока в нашу страну. Обеспечение загрузки авиарейсов во многом зависит от активной работы туроператоров. Те, в свою очередь, отмечают важность модернизации аэропортов.
Также важно определить наилучшие механизмы интеграции интересов авиа и туристических секторов. Скажем, продавать турпакеты, в которые включены абсолютно все трансферы от/до аэропортов. По словам эксперта Кубата Рахимова, развитые страны давно продают не авиабилеты, а комплексный турпродукт.
Сейчас Агентство имеет свою программу, а Департамент туризма – свою. Не пора ли найти точки соприкосновения и объединиться? – говорят специалисты. Заместитель главы департамента туризма Максат Усубалиев предложил рассмотреть все проблемы на межведомственной комиссии, которая заседает на уровне вице-премьер министра страны.
Пассажиропоток, а значит, развитие ГАКР зависит напрямую и от организации электронной продажи авиабилетов. С развитием интернет-продаж сегодня все больше пассажиров прибегают к услугам продаж авиабилетов через российский или казахстанский интернет. Отечественные авиа агентства не зарабатывают, а значит, меньше налогов оставляют государству. Поэтому назрела необходимость научиться и нам продавать авиабилеты через интернет, согласовать это с банками.
Итак, сегодня корреляция между желанным экономическим ростом и развитием воздушных сообщений является очевидной. Бизнес готов работать, теперь слово за государством. Только тогда отечественная авиация займет достойное место на международной арене.
Ирина Байрамукова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320