Эксперт рассказал об опасности и необходимости кредитных займов
На сегодняшний день, по данным Минфина, общий объем государственного долга Кыргызстана составляет около 4 миллиардов 454 миллионов долларов или свыше 311 миллиардов сомов. Больше всего республика должна Экспортно-импортному банку Китая – 1 миллиард 703 миллиона долларов, что составляет 38 процентов от всего объема госдолга.
На его обслуживание направлено 8 миллиардов 651 миллион сомов. Из них 4 миллиарда 706 миллионов сомов пойдут на выплату внешних кредитов.
Конечно, без кредитов Кыргызстан не только не сможет реализовывать важные инфраструктурные проекты, но и обеспечивать социальные потребности населения страны.
Основную часть полученных средств Кыргызстан вложил в дорожное строительство и обеспечение населения электроэнергией. Чуть меньшую – в поддержку бюджета. Остальные средства ушли на различные проекты, например, по судебной реформе.
Эксперты неустанно повторяют, что опасность для страны заключается не столько в огромной сумме кредитов, а в их нерациональном использовании и отсутствии четкой политики контроля за их распределением между ветвями власти.
- Посыл, конечно, верный. Вот только на данный момент процентное соотношение доли госдолга страны к ВВП практически дошло до критической отметки. По данным Международного валютного фонда, в этом году оно равно 56 процентам. Конечно, во многих странах эта цифра давно перешагнула 60-процентный рубикон. Например, уровень госдолга к ВВП в Японии - 238 процентов, в Греции -182, в Италии -132, в США – 105 процентов, - рассказал в интервью «Регион.kg» экономист и бинес-аналитик Урмат Карабаев.
Однако, чем больше кредитные обязательства страны, тем выше и выплаты по ним, считает экономист.
- В этом году на эти нужды в Кыргызстане планируется направить 28 миллиардов 327 миллионов сомов. А через два года уже 36,5 миллиарда. Для скудного госбюджета страны сумма значительная. Следовательно, надо либо урезать расходы и убеждать граждан потуже затянуть пояса, либо брать новые займы,- отметил он.
По словам экономиста, несмотря на высокий уровень задолженности, структура внешнего долга остается благоприятной, т.к. более 50 процентов нового внешнего долга выпущено с фиксированной процентной ставкой.
- Льготный характер долга с точки зрения процентных ставок и периодов отсрочек увеличивает шансы на его возможную реструктуризацию в случае возникновения необходимости. К тому же, за январь – май 2019 года наблюдается снижение внешних долгов перед 15 кредиторами. В том числе, пред основным – Эксимбанком Китая – минус 18 миллионов долларов США, - подчеркнул Урмат Карабаев.
Он напомнил, что внешний долг представляет собой непогашенные на определенный момент времени фактические и безусловные обязательства резидентов перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга или процентов.
- В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От этого будет зависеть и бюджетная дееспособность Кыргызстана, состояние ее валютных резервов, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат. Таким образом, нынешний государственный заем – это завтрашние налоги, - уверен бизнес-аналитик.
Повышенный уровень внешнего долга характерен не только для Кыргызстана. Он является одним из самых высоких среди большинства стран Центральной Азии, в особенности с относительно низким ВВП на душу населения.
- Соотношение внешнего долга к ВВП в 2018 году было таково: Кыргызстан – 55 процентов, Таджикистан – 52,7 процента, Туркменистан – 30,9, Узбекистан – 19,2, Казахстан – 17,8 процента. Причем у нашей республики наибольшие риски связаны с колебаниями курса валют, возможным неэффективным планированием и расходованием внешних заемных средств при реализации инвестиционных проектов. На конец 2018 года более 40 процентов внешнего долга КР принадлежало Экспортно-импортному банку Китая, займы которого шли в основном на финансирование развития энергетического сектора, - пояснил собеседник «Регион.kg».
Снизить внешний долг можно, по мнению экономиста, пересмотрев условия ранее предоставления внешних займов.
- При получении займов не на льготных условиях рассмотреть вопрос об их реструктуризации и списании долгов. Усилить контроль за целевым использованием кредитов государства и поднять экономику в целом. Также нужно увеличить уровень ВВП посредством поддержки и содействия развитию национальных производителей для становления их конкурентоспособными на мировом рынке. Тогда и вопрос о долговых обязательствах страны не будет вызывать ярко выраженный негативный отклик в обществе, - уверен Урмат Карабаев.
Более того, ослабление рубля и тенге, укрепление доллара повлияло на стоимость национальной валюты КР, что в конечном итоге привело не только к изменению порогового показателя в сторону увеличения, но и отразилось на объемах выплат по обслуживанию государственного внешнего долга при пересчете их на сомы.
- В подобной ситуации пороговый показатель с учетом ослабления курса сома получается размытым. Если высчитывать пороговый показатель в национальной валюте, то его уровень превышает 60 процентов от ВВП, а если в долларах, то данный показатель не превышает и 55 процентов ВВП. По рекомендации МВФ для безопасности государств важно, чтобы внешний долг не превышал 60 процентов ВПП. И приближение Кыргызстана к пороговой черте не является такой опасностью, из-за которой нужно поднимать шум. Попросту при составлении бюджета в первой половине каждого года государству нужно полностью рассчитываться по процентам внешних долгов и по ним самим. При исполнении этих процедур можно дальше брать кредиты на развитие в первую очередь инфраструктуры страны и во-вторых – на развитие национального производства, - заключил собеседник «Регион.kg».
Виктория Предигер
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320