Экономика
04.06.2018

Год регионов: от Бишкека до самых до окраин

В Бишкеке представлена Концепция региональной политики и Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов «Единство. Доверие. Созидание».

Присутствовавший на форуме премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев в своей речи отметил: «Главная цель Концепции региональной политики – обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов республики для повышения благосостояния и качества жизни населения. В рамках Концепции планируется реализация программ развития 20 городов – точек роста с имеющейся инфраструктурой, которые вовлекут в экономическую деятельность прилегающие территории с использованием местных производственных мощностей».

Инициатива должна стать реальностью

«В ходе встречи партнерам по развитию была презентована Концепция региональной политики страны на период 2018-2022 годов, выступающая основным инструментом реализации указа президента Кыргызской Республики об объявлении 2018 года годом развития регионов», – сообщила пресс-служба правительства.

Данная инициатива была озвучена президентом еще в январе при выступлении перед жителями одного из отдаленных горных районов. Сооронбай Жээнбеков отметил, что Год регионов должен дать импульс развитию таких важных программ, как улучшение ирригации, обеспечение населения питьевой водой, строительство дорог в отдаленные села и другие.

«Программа развития регионов была и есть актуальной. Без сильных регионов невозможно иметь сильное государство. Как и в других странах, в Кыргызстане есть районы, которые отстают в развитии, а есть просто «умирающие» города, которые в советское время имели промышленную специализацию, но сейчас ее нет, – полагает бишкекский политолог Игорь Шестаков. – Им и надо дать возможность развиваться, а иногда просто выжить. Вдобавок в Кыргызстане существует в определенной степени клановое разделение на север-юг, которое негативно сказывается на всех внутриполитических процессах. Это выражается, например, в том, что если президент «северный», то и во власти многие посты занимают выходцы с севера. В этой связи инициатива президента Сооронбая Жээнбекова в том числе направлена на сглаживание данных противоречий между регионами, выравнивание уровня экономического развития между относительно промышленным севером и аграрным югом».

Дисбаланс в развитии регионов был всегда. Из семи областей Нарынская, Таласская и Баткенская являются высокогорными и отсталыми в экономическом развитии по сравнению с долинными Ошской, Чуйской, Джалал-Абадской областями. Если не изменить отношение к вопросу развития регионов, то очень скоро, как полагают эксперты, многие села могут опустеть, люди переедут в города, потому что им просто не на что будет существовать.

Если говорить о дисбалансе конкретно, то можно привести такой пример. В списке регионов стоит Иссык-Кульская область, экономика которой специализируется на туризме. Так было всегда, еще во времена Союза. Но также туристическим регионом была Джалал-Абадская область, где есть ореховые леса, горные озера и где в сезон туристы не переводились. Но теперь этот регион в плане туризма чуть ли не на последнем месте среди всех областей. Причин тому две. Первая – основную массу туристов составляли граждане соседнего Узбекистана, но последние десять лет граница была наглухо закрыта. Лишь с приходом к власти в РУз президента Шавката Мирзиёева пограничные проблемы стали решаться, граждане обеих стран могут свободно пересекать границу. Но инфраструктура туризма в области за это время пришла в упадок, то есть нужны вливания, нужно строить и ремонтировать дороги, новые базы отдыха.

Выступая на форуме, где была представлена Концепция региональной политики, премьер-министр М. Абылгазиев также сказал: «Речь о строительстве и ремонте автомобильных дорог, модернизации ирригационной сети, обеспечении социальным жильем, развитии сети социальных учреждений, создании благоприятного инвестиционного климата. Данный подход региональной политики придаст дополнительный импульс к экономической активизации и ускоренному развитию регионов, изменению модели управления ими».

Программа развития регионов требует огромных денег. Между тем государственный внешний долг растет на десятки миллионов долларов и составляет уже более 70 процентов от ВВП. Киргизии кредиты международные финансовые организации при таких условиях уже не дают. Только Китай дает в долг, но на очень и очень жестких условиях. Фактически примерно половина внешнего долга страны,  около 1,7 миллиарда долларов, приходится на один Экспортно-импортный банк Китая.

Где деньги, Зин?

Как всегда, правительство делает ставку на доноров, которые бывают иногда щедрыми. Например, в середине мая президент С. Жээнбеков ратифицировал соглашение о финансировании донорского проекта «Устойчивое развитие сельского водоснабжения и санитарии», который укладывается в рамки проекта развития регионов. Как сообщили в правительстве, документ был подписан еще в апреле между правительством республики и Международной ассоциацией развития (МАР). Проект сельского водоснабжения подразумевает «улучшение доступа населения к услугам водоснабжения и санитарии, а также их качество в сельских сообществах». В проекте участвуют 53 села в трех из семи областей Киргизии, его стоимость – 43,2 миллиона долларов. Часть суммы проекта – льготный кредит на 38 лет под 0,75 процента годовых на 38 лет.

«Борьба с коррупцией, которую объявил наш президент вскоре после того, как занял свой пост, идет полным ходом, многие проворовавшиеся чиновники оказались под следствием. Это видят зарубежные партнеры, доверие растет. Поэтому донорская составляющая, финансирования, проекта регионов должна увеличиться», – считает Жумакадыр Акенеев, доктор экономических наук, председатель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.

К примеру, в феврале, после объявления президентом Программы развития регионов, «ООН поддерживает вашу инициативу об объявлении Года развития регионов. Это решение объединит усилия и старания всех сил в стране, направленные на развитие Кыргызстана. В регионах вашей страны работает немало программ и агентств ООН, и мы бы хотели осуществлять наши проекты в соответствии с программами, обозначенными в рамках указа», – отметил Озонния Ожиело, постоянный координатор системы ООН и полномочный представитель ПРООН в Киргизии.

По поводу других источников финансирования Жумакадыр Акенеев сказал следующее: «В этом году идем с профицитом, уже за четыре месяца этого года доходы в бюджет превысили прошлые показатели на 6 миллиардов сомов (87,5 млн. долларов). Налажена система таможенных и налоговых поступлений. Если тенденция сохранится, то это будет хороший результат. Но главное даже не живые деньги в бюджете, а пересмотр системы работы с регионами. То есть оставлять им больше из собранных ими денег, чем сейчас. Чтобы они сами решали, на что потратить, и не просили у центра на школы, мосты и так далее. Например, в Джалал-Абадской области расположены все наши крупнейшие ГЭС, но область, как ни удивительно, дотационная. Поэтому и административно-распределительную систему надо менять. Если давать деньги, то жестко контролировать их расход, борьба с коррупцией еще не отменена».

В этой связи стоит отметить точку зрения президента Жээнбекова, считающего, что раз регионы получат больше власти, больше возможностей, то и их ответственность будет выше.

Но центр, то есть республиканский бюджет, все же будет участвовать деньгами в региональных проектах. Каждая из областей, города, проблемные сельские управы будут предоставлять свои программы, свои проекты, на которые и будут выделяться деньги, – от ремонта школы до создания крупных промышленных предприятий, конечно, если они будут утверждены.

Еще один источник поступления денег в страну – мигранты. Игорь Шестаков отметил: «Согласно статистике, после вступления республики в ЕАЭС потоки трудовой миграции из Кыргызстана увеличиваются. Сегодня на деньги трудовых мигрантов живут не только отдельные семьи, речь идет о целых регионах, которые за счет переводов получают свое социально-экономическое развитие. Мигранты вкладывают деньги в образование, в строительство и во многие другие направления. То есть миграционные процессы повлекли за собой развитие целых отраслей экономики. Поэтому, я думаю, не случайно президент республики Сооронбай Жээнбеков акцентировал внимание на том, что трудовые мигранты сегодня, по сути, уже являются инвесторами. В связи с чем и возникла инициатива главы государства превращать сотрудничество с нашими диаспорами в России в инвестиционный фактор, прежде всего, именно в развитие регионов».

Отметим, что в среднем мигранты пересылают из России в Кыргызстан ежегодно более 2 млрд. долларов.

Ринат ФАЙЗУЛИН
https://www.ritmeurasia.org/news--2018-06-03--god-regionov-ot-bishkeka-do-samyh-do-okrain-36797

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320