12 августа исполнилась первая годовщина присоединения Кыргызстана к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Год – это с одной стороны – достаточно много, с другой – слишком мало, чтобы достигнуть всего, на что надеялись граждане и представители властей, осуществляя шаг по открытию границ. Поэтому, спустя 12 месяцев «Регион.kg» попытался выяснить, какие плюсы и минусы получили мы от данной интеграции и каких достижений добились.
По словам экономиста Джумакадыра Акенеева, за этот период нашей стране удалось достичь много.
- Особенно горды мы за то, что наши трудовые мигранты получили почти равные права с гражданами Казахстана и России. А это немного-немало – 1 млн. человек. Теперь они могут работать спокойно, зная, что им не надо платить патенты, прятаться, у них появилась возможность свободно перемещаться по всей территории ЕАЭС. Более того, около 100 тысяч человек удалось на сегодняшний день вычеркнуть из «черного» списка ФМС. Таких результатов не удалось достигнуть никому, кроме нас. Для сравнения в том же Душанбе государство не знает, как обеспечить работой огромное количество депортированных из РФ трудовых мигрантов. Мы же это сделали, и это не может не радовать, - отметил в беседе с «Регион.kg» Акенеев.
Вторым плюсом от вступления в экономический союз, по мнению экономиста, стала возможность экспорта нашей растительной сельхоз продукции.
- Несмотря на то, что отечественных аграриев периодически ловят и возвращают назад из-за нарушения норм вывоза товара, однако, наши овощи и фрукты все же продаются, как в России, так и в Казахстане. Поэтому, хоть немного, но кыргызстанские фермеры ощутили эффект от интеграции. Это хорошо заметно по статданным, которые в этом году зафиксировали увеличение экспортного потенциала на 43%. А это больше в 2 раза, чем до вступления в экономический союз. Также еще одним плюсом стала организации Кыргызско-Российского Фонда Развития (КРФР). И пусть он сейчас работает не совсем так, как нам хотелось бы. Но, тем не менее, кредиты выдаются, а, значит, хоть небольшое, но подспорье бизнесу есть, - подчеркнул Акенеев.
К тому же, уверен экономист, в настоящее время второе дыханье обретают крупные рынки – «Дордой» и «Кара-Суу».
- Хотя многие предрекали им гибель после вступления в экономический союз. Но они не только выжили, но активно набирают обороты.
Также почти прошли период адаптации, по утверждению экономиста, и наши швейники.
- Более того, жесткая конкуренция подстегнула их производить более качественную продукцию. Если еще удастся поставить на рельсы производство собственных тканей и создать полноценные транспортно-логистические центры, то легкая промышленность получить большой рывок вперед, - заявил экономист.
Что касается минусов, то, как считает экономист, основной из них – проблемы с ветконтролем, идентификацией скота и лабораториями по сертификации животноводческой продукции.
- Изначально нам обещали решить эту проблему наши соседи. Но пока не сдержали обещания. Поэтому, думаю, стоит начать действовать собственными силами. Уверен, в скором времени, мы сможем решить и эту проблему. Надо просто еще немного подождать и так же хорошо поработать. К этому времени как раз закончится кризис, и мы вновь будем «на коне», - подытожил Джумакадыр Акенеев.
Однако некоторые его коллеги не разделили оптимизма эксперта.
По словам доктора экономических наук Асылбека Аюпова, любое интеграционное объединение предполагает союз равновеликих государств.
- Мы же представляем собой разношерстый ЕАЭС, в котором объединены крупные государства с развитой экономикой и ресурсами, как РК и РФ, и экономически более сильной, по сравнению с нами, Белоруссией. И с краю мы – со слабой, почти застойной, экономикой. Получается, одни тянут вперед, другие – назад. Из-за этого получается больше проблем, а сама интеграция – неполноценной. Поэтому, прежде чем вступать в него, надо было хотя бы поднять свой уровень и создать богатый инвестиционный климат. Тогда бы к нам не относились, как чемодану без ручек, который тяжело нести, но жалко бросить, а как к равному партнеру, - уверен Асылбек Аюпов.
Также по мнению экономиста, сильно смущает и сложившаяся ситуация вокруг поставок отечественной мясо-молочной продукции.
- Все эти нюансы должны быть взаимопризнаны еще на стадии нашего вступления в экономический союз. Если нас приняли, то, следовательно, тщательно проверили, готовы ли страна к этому. А значит, по логике вещей, нами были соблюдены все необходимые стандарты и предписания. Но, как только границы открылись, Казахстан стал требовать от нас то одно, то другое. Однако раз ты уже член объединения, пусть пропускают товар без оговорок. Показателем такой несправедливости и неравноправия партнерства был инцидент с картофелем. Проблема не решалась, пока Алмазбек Атамбаев не поговорил с Нурсултаном Назарбаевым. Но, к этому моменту, большинство урожая сгнило. Поэтому, раз в ЕАЭС существуют такие противоречия и скрытая неприязнь, то от него в итоге больше минусов, чем плюсов: конкуренция, узурпация нашего рынка при защите собственного, закрытие «открытых» границ, притеснение местных производителей и систематическое битье по рукам. Поэтому, лично я никакого положительного эффекта не вижу – одни жалобы, убытки и недовольства представителей всех категорий бизнеса, - возмутился Аюпов.
Чтобы изменить ситуацию, как считает экономист, надо для начала достичь уровня ВВП России и Казахстана.
- У нас сейчас наблюдается огромный разрыв. Например, в РФ на одного гражданина от ВВП в год приходится 14 тыс. долларов в год, в РК – 12 тыс., то у нас 1250!!! Даже, если мы, как предлагается, удвоим эту цифру до 2,5 тыс. долларов, то на фоне соседей это будет выглядеть, мягко говоря, не существенно. И пока будет такая разница – будут претензии и барьеры,- подчеркнул Аюпов.
Власти, вступая в это интеграционное объединение, добавил экономист, думали, что сюда начнут рваться инвесторы: приезжать, строить ту же пищевую промышленность, учить, вкладывать капитал.
- Проще говоря, вести себя, как союзники, а не конкуренты. Но своя шкура оказалась все же для них ближе к телу. Поэтому, мы как были на обочине, так и остались на ней спустя год. И пока мы будем на том уровне экономике, на котором мы сейчас, к нам никогда не будут применяться равноправные отношения, как к полноценным членам ЕАЭС, - подытожил экономист.
Конечно, разделять или не разделять мнение экспертов – личное дело каждого. Но ясно одно - Кыргызстан пережили самый сложный период – адаптацию к новым условиям. И, если мы все же, несмотря на страхи и противоречия хотим добиться положительных сдвигов, надо продолжать работать, рассчитывая не на помощь других, а только на собственные силы.
Между тем, премьер – министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подверг критике длительную процедуру согласования решений в рамках Евразийского экономического союза и призвал глав правительств ЕАЭС поручить Евразийской экономической комиссии упростить эти механизмы.
«Текущая ситуация требует от нас более оперативных и решительных действий о разработке решений ЕАЭС. Нужно в самое ближайшее время максимально упростить процедуры и сроки фиксирования решений ЕАЭС. Сегодня даже при согласии партнеров, чтобы принять решения, нужно от трех до пяти месяцев», - сказал С. Жээнбеков на встрече глав правительств в Евразийского союза, которая проходит в Сочи.
С.Жээнбеков подчеркнул, что это недопустимо.
«Мы выступаем с инициативой по пересмотру и упрощению процедур подготовки решений органами ЕАЭС, предлагаем дать соответствующее поручение Евразийской экономической комиссии проработать данный вопрос», - сказал премьер Киргизии.
Он выразил надежду на то, что предложения, подготовленные Евразийской комиссией, главы правительств смогут рассмотреть на следующей встрече.
Анастасия Борисова
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320