В центре внимания
13.09.2011

Главный вопрос правительства – вопрос преемственности курса

Предстоящий предвыборный «отпуск» Алмазбека Атамбаева стал не только поводом для оживленных дискуссий в экспертной среде на тему, кто сможет заменить премьера, но и для того, чтобы подвести промежуточные итоги деятельности кабинета министров. Работа сформированного парламентской коалицией нового кабинета министров строилась с чистого листа. Правительство времен Акаева и Бакиева работало по схемам, где премьер должен был выступать в роли исполнителя воли главы государства и членов его семьи, без намека на собственные президентские амбиции. Однако точно соответствующего этим стандартам управленца двум бывшим президентам найти так и не удалось, в связи с чем, так часто происходила смена премьеров. В стране следовали громкие отставки, а бывшие высокопоставленные чиновники плавно перетекали в ряды оппозиции. К тому же, разбалансировке деятельности правительства активно способствовала администрация президента, которая также стремилась заниматься решением текущих социально-экономических вопросов. В результате в стране действовали два центра исполнительной власти, что давало поводы для возникновения конфликта интересов и подковерной борьбы за полномочия. Не случайно один из постулатов теории управления гласит: если какая-либо система получает более двух управленческих сигналов одновременно, то не выполняется ни один из них.

В действующей парламентской модели правительство является основным игроком, который отвечает за общественно-политическую и экономическую ситуацию в стране.

Однако нынешний кабинет министров формировался не только по чисто партийному принципу, а исходя из складывающейся ситуации, которая требовала от правительства принятия оперативных и решительных мер. Поэтому ключевые посты заняли прагматичные кризис-менеджеры, действия которых на первоначальном этапе напоминали службу спасения «911». В первую очередь это касалось чиновников, отвечающих за социально-экономический блок вопросов. Времени на особую раскачку им отпущено не было. Им необходимо было принимать решения, связанные с тем, чтобы восстановить инфраструктуру южных регионов, не допустить срыва весенней посевной кампании, повысить зарплаты врачам, учителям и другим категориям бюджетных работников, индексировать пенсии и самое главное наладить и обеспечить бесперебойную работу всех ветвей власти, в первую очередь на местах. Кроме этого, легитимной исполнительной власти пришлось разбираться с целым комплексом проблем, который возник при работе временного и технического правительств. Задачу кабмина осложняло и то, что парламент в буквальном смысле принимал на ходу бюджет нынешнего года. Причем с рекордным для Кыргызстана показателем бюджетного дефицита, который составляет 22 миллиарда сомов, на фоне которого доноры не спешили раскрыть для страны свои «кредитные объятия». Поэтому правительству в основном пришлось выполнять бюджетные статьи, опираясь на собственные ресурсы. Между тем, результаты социологических исследований, проведенных в Кыргызстане сразу после парламентских выборов, свидетельствовали о возможности социального взрыва в середине февраля 2011 года из-за роста цен на товары первой необходимости, который был связан с мировыми тенденциями.

Каковы же основные итоги 8 месяцев работы главной ветви исполнительной власти? Прежде всего, они продемонстрировали, что по основным экономическим показателям главная цель была достигнута – страна вышла из под угрозы возможного коллапса и смогла обрести определенную социально – экономическую устойчивость. Также, по оценкам экспертов, главными достижениями правительства является то, что за короткий срок удалось обеспечить политическую стабильность в обществе, улучшить ситуацию с безопасностью в стране и обеспечить легитимизацию исполнительной власти.

Это, в свою очередь, позволило заработать в нормальном режиме бизнесу и стратегическим отраслям экономики, прежде всего, энергетике и сельскому хозяйству. Данные направления в деятельности правительства совпадали с выполнением предвыборных обязательств партий, которые и сформировали кабмин.

Так, одна из основных составляющих программы партии «Республика» была связана с устойчивым развитием энергосектора. «Республиканцы» придерживались позиции, что страна, обладающая огромным энергетическим потенциалом, может обойтись без необоснованных повышений тарифных ставок за пользование электроэнергией, газом и коммунальными услугами. Кроме этого, особое внимание должно быть уделено ликвидации коррупционных схем в энергосекторе, которые были связаны с огромными потерями электроэнергии. Эти потери составляли ежегодно почти 66%, что делало прибыльную отрасль убыточной. Правительству удалось создать условия для учета энергоресурсов и обойтись без повышения тарифов для населения. Уже были озвучены гарантии, что предстоящий отопительный сезон страна должна пройти без веерных отключений.

Еще одним стратегическим шагом стала поддержка аграрного сектора, который за все годы независимости страны получал от исполнительной власти только обещания, но не реальную поддержку. Результат подобной аграрной политики прежних властей налицо: Кыргызстан сегодня импортирует почти 80 процентов продовольствия. Инвестируя средства не в национальных, а в зарубежных сельхозпроизводителей. В последние годы, в связи с мировым ростом цен, импортная продовольственная зависимость стала все чувствительнее сказываться на семейных бюджетах кыргызстанцев. Правительство приняло решение кардинально изменить ситуацию, связанную с государственной поддержкой аграрного сектора. Особое внимание в этом процессе было уделено вопросам кредитования. Кабинетом министров был разработан и введен в действие с февраля текущего года проект «Доступные кредиты фермерам» с самой низкой процентной ставкой за все годы независимости страны под 9% годовых. Кредитная линия стала выполнением еще одного из обещаний предвыборных программ «Республики» и СДПК. Таким образом, в стране, наконец, появилась реальная связь между предвыборными обещаниями политиков и их реальным выполнением.

Как и прогнозировали эксперты, у команды Алмазбека Атамбаева был не только курс на оперативное решение острейших социально – экономических вопросов, но и имелись конкретные планы на устойчивое развитие Кыргызстана. Подтверждением этого служит утвержденная правительством среднесрочная программа развития республики на 2012-2014 годы. Один из основных аспектов этой программы - 40 национальных проектов общей стоимостью 8,9 миллиардов сомов. По прогнозам Минэкономрегулирования, в случае успешной реализации данного проекта, будут созданы 177,5 тысяч рабочих мест, 80 тысяч сельских жителей будут обеспечены водой, а налоговые сборы составят не менее 25 миллиардов сомов.

Но уже сейчас понятно, для достижения этих результатов нужно устойчивое правительство, которое бы не зависело от политических настроений и интриг в парламенте. В тех странах, где парламентская модель приводила страну к успешным результатам, действует формула: чем больше исполнительная власть имеет сторонников в парламенте, тем эффективней будет работа и самой исполнительной и законодательной ветвей власти. Власть должна быть сильной – как законодательная, так и исполнительная.

Кто может придти на смену Атамбаеву не просто в случае его временного ухода на выборы, а если ему удастся стать победителем президентской гонки? Ответ на этот вопрос понятен – представитель партии, которая входит в коалицию большинства. В данном случае речь идет о «Республике», которой удалось сформировать парламентскую коалицию. И таким образом партия несет не только моральную, но и политическую ответственность за будущую деятельность кабинета министров. Лидер партии Омурбек Бабанов придерживался принципа, что если коалиция будет создана, то придется четко определить, какая партия за какое направление отвечает, чтобы затем, при отчетности, не возникало недоразумений, и никто не валил бы друг на друга. Эта позиция проявилась и в деятельности правительства, где были четко разграничены по блокам зоны партийной ответственности. На «республиканцев» выпали основные экономические направления, которые стали отличной мишенью для их оппонентов в плане «черных» PR – технологий. Их истинные причины заключались в том, что первый вице – премьер сразу стал достаточно жестко отстаивать государственные интересы и некоторым это, понятно, не нравилось. Правда, подобная антиреклама в результате способствовала тому, что согласно социсследованиям независимой компании «М-Вектор», первый вице-премьер стал вторым по популярности политиком в стране, вслед за Алмазбеком Атамбаевым. Во многом это может быть связано с политическим курсом, которого придерживаются «республиканцы». Для стабильного и предсказуемого развития Кыргызстана, стране нужен средний класс и устойчивый бизнес. Суть партийной программы «республиканцев» заключается в том, что если предприниматель платит налоги, создает рабочие места, сумел наладить производство и соблюдает законодательство, то надо делать все, чтобы он работал во благо страны, а не эмигрировал за рубеж, забрав с собой свои деньги. Перед законом все легитимны и равны – и олигархи, и мелкие предприниматели, и безработные, и политики должны быть заинтересованы в создании влиятельного среднего класса, а не в росте влияния олигархов. Но основой этого среднего класса должны стать предприниматели, которые не строят свой бизнес на торгово-посреднических операциях, а развивают производство и сферу услуг.

Однако для реализации перспективных планов правительства, которое не зацикливается только на преодолении текущих кризисных явлений, а ставит перед собой цели, как по развитию новых сфер экономики, так и по значительному сокращению уровня бедности, необходимо, чтобы не возникали очередные попытки переформатирования кабинета министров. Нужно, чтобы в правительстве была сохранена преемственность нынешнего курса, направленного на развитие страны.

Кубатбек Асанов,
эксперт

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320