Выделение зарубежных финансовых средств на модернизацию энергосектора стран ЦА зачастую связано с политическими вопросами.
В свое время Европейский Союз упрекали в нечетких, расплывчивых формулировках его программной политики в Центральной Азии. Однако через некоторое время Кыргызстан и Таджикистан были вовлечены в ряд энергетических проектов, которые ясно свидетельствуют, насколько могут быть последовательны шаги западных структур по обеспечению рынка сбыта оборудования и услуг своих бизнес-компаний. Их продвижение происходило по линии международных финансовых институтов – АБР, взявшего под свою "опеку" флагманы региональной гидроэнергетики – Нурекскую и Токтогульскую ГЭСы; ЕБРР, взявшего на себя, совместно с Швейцарией, кредиторские "заботы" по средним ГЭС, построенных на двух основных водных артериях региона – на реках Амударьи и Сырдарьи. Подключился и немецкий банк развития KfW.
В Таджикистане по гранту АБР в 67 млн. долларов уже несколько лет немецкие специалисты ведут работы по модернизации распредительной системы Нурекской ГЭС (3000 МВт): до конца 2014 года должно быть введено в строй новое 500 кВ-устройство. Компании, принявшие участие в этом проекте, сплошь западные: Alstom Grid, Suedkabel, Schneider Electric, Trench, Tridelta, AEG Power Solution. Дальнейшее присутствие западных компаний в таджикской энергетике обеспечены новыми проектами. По предварительным сведениям, АБР готовится выделить для Головной ГЭС (240 МВт) -136 млн. долларов, а ЕБРР - 60 млн. евро для модернизации Кайраккумской ГЭС (126 МВт). Ожидаются новые проекты.
АБР однажды увязнув в проекте по реабилитации систем электроснабжения и центрального отопления Бишкека, долго не решался расширить свой кредитный портфель в энергосекторе КР. Но, с 2010 года, АБР решительно взялся за значительные проекты, выделив по первоначальной информации 55 млн. долларов на модернизацию Токтогульской ГЭС – но сейчас на сайте банка идет ссылка на другую информацию (а именно, что предполагается выделить 70 млн. долларов - кредит и 35 млн долларов - грант. Второй проект АБР был с ОАО НЭСК (28,1 млн. долларов - грант, 16,7 млн. долларов – кредит).
Неудивительно, что компания, принявшая участие в проекте по Нурекской ГЭС, также оказалась участником и киргизского проекта. Речь идет о компании Fichtner GmbH & Co.KG, которая, по предварительной информации, стала консультировать реализацию проекта по реабилитации энергосектора, хотя до этого выступала консультантом по подготовке его технико-экономического обоснования, и эта ситуация почему-то никого в КР не смущает.
Хотелось бы также заметить следующую особенность проектов АБР и ВБ, в отличие от российских и китайских. Эти проекты могут иметь неожиданные "начинки", к примеру, за довесок в 3 млн. долларов в проекте по реабилитации Токтогульской ГЭС запланировано создание некоего Центра энергорасчетов, который на два года окажется под управлением иностранной компании. Глава Международного общественного фонда "Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии" Эрнест Карыбеков уже обозначал публично в связи с этим озабоченность вопросами безопасности и необходимость согласовать эту инициативу с соседями по региональному энергокольцу.
Также стала обсуждаться идея о контракте на управление иностранной компанией распределительными госэнергокомпаниями. То есть речь идет об изменении общих принципов управления госэнергосектора в КР. В этом вопросе с АБР солидаризируется ВБ, который в своей Стратегии партнерства с КР на 2014-2017 годы поставил в энергетике как контрольный этап - учреждение новой коммерческой системы управления.
На днях ВБ уменьшил КР на 5 млн. долларов объем бюджетной поддержки, и поэтому многие впервые обратили внимание на существующую ее связь с другими вопросами. Дело в том, что ВБ, АБР, МВФ оказывают республике бюджетную поддержку, а взамен этого они могут согласовывать с правительством КР ряд мер по политике развития страны (в основном, это касается национальных и отраслевых стратегий развития).
Например, в последней операции по поддержке бюджета между ВБ и Минфином КР меры в сфере энергетики включали в себя следующие пункты в области обеспечения устойчивой жизнеспособности энергосектора: КР получило в долг в размере более 600 млн. долларов от китайского Эксимбанка для реализации проектов Датка-Юг и Датка-Кемин. В целях устойчивого обслуживания и возврата этого долга ВБ (!) и правительство КР должны были согласовать механизм возврата с включением так называемой тарифной надбавки. Эта надбавка должна была бы собираться в отдельный эскроу счет и предназначаться для покрытия этого долга. Однако в процессе переговоров по окончательной версии этой программы, правительство КР решило убрать меру по внедрению такого механизма обслуживания внешнего долга энергосектора. Но кто даст гарантию, что в будущем МФИ не поставят новые требования, ограничивающие свободу действий национального правительства, и которые ранее уже им принимались?
В этом году Швейцария объявила о намерении выделить грант на модернизацию Ат-Башинской ГЭС 21,5 млн. долларов (до этого она также неоднократно выделяла гранты, не превышающие этот уровень, для модернизации электроэнергетики). Также объявлялось, что ОАО "Северэлектро" продолжает реализацию инвестиционных проектов "Оздоровление локальной сети Бишкека" и "Повышение эффективности электрораспределительной сети" в 21,4 млн. и 10,2 млн. евро по линии немецкого банка развития KfW.
Вышеназванные национальные проекты не столь эффектны в глазах общества, как строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, за что взялась Россия. Тем не менее, эти проекты, с учетом присутствия Китая в энергосекторе двух стран, вполне отчетливо распределили роли внешних кредиторов и доноров, могущих оказать влияние на ход водно-энергетических споров в регионе. ВБ патронирует ход реализации вялотекущего проекта СASA1000 и дискуссии вокруг строительства таджикской Рогунской ГЭС, а теперь приступил вплотную к подготовке "справедливой" методологии тарифов в Кыргызстане. Германия, ЕБРР, другие западные структуры, АБР, имея в наличии публичные программные документы, и оперируя конкретными проектами, довольно согласованно выступают в качестве "модернизаторов" советской энергетической базы, доставшейся в наследство беднейшим в регионе двум странам. Это направление не требует столь масштабных финансовых вливаний, как это требуется от России и Китая, закрепившие за собой роль строителей новых энергообъектов и магистральных электролиний в двух странах (предполагаемая модернизация Бишкекской ТЭЦ по китайскому кредиту стоит несколько особняком).
Правда, решимость России строить в Киргизии новые энергообъекты несколько подточена таджикскими проектами, реализованных гораздо ранее и имеющих, как принято осторожно называть "смешанные результаты". Темп развертывания проекта строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС пока отстает от темпа китайских усилий по кыргызстанским энергопроектам. Ощущается недостаток программных документов, публично озвученных этими двумя великими державами в сфере системной поддержки региональной электроэнергетики в рамках их геопроектов: ни в китайском экономическом "Шелковом поясе", ни в Евразийском. Отметим, что премьер-министр КР на днях озвучил идею необходимости создания энергофорума в рамках ШОС.
Пока же, отметим отсутствие консолидированного понимания между странами нашего Центральноазиатского региона в вопросах развития региональных энергоресурсов как единого энергопула. Вследствие чего, это ведет к усилению такого политического явления, как "многовекторная дипломатия" стран нашего региона..
Зульфия Марат, эксперт по вопросам энергетики
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320