Политика
27.12.2016

Геополитические «интриги» американской демократии

Долгие годы отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном были, мягко говоря, прохладными, если не сказать напряженными.

Соседи по региону видели друг в друге, особенно в последние десять лет, больше противников, нежели союзников, вопреки исторической и территориальной предрасположенности к мирному сосуществованию. Власти двух стран не могли договориться по водным ресурсам и вопросам энергетики, по поставкам природного газа и демаркации границ, где то и дело вспыхивали приграничные конфликты, порой доходящие до вооруженных столкновений. Не единожды обострялась межэтническая ситуация. Словом о дружбе, вопреки подписанному еще в начале 90-х годов меморандуму, говорить не приходилось.

Внешнюю политику Узбекистана вообще нельзя было назвать «открытой». Позицию, так сказать, «нейтралитета» официальный Ташкент занимал, опасаясь распространения всякого рода угроз, как то экстремизм и терроризм, и в силу ряда других известных причин.

С приходом к власти нового узбекского лидера Шавката Мирзиеева эксперты отмечают ощутимое потепление в отношениях Узбекистана не только с Кыргызстаном, но и со странами центрально-азиатского региона в целом, а также с Россией. «Я думаю, что Шавкат Мирзиеев положит начало новой истории Узбекистана, - уверен политолог Марс Сариев. – Мы видим, что это не просто оттепель в отношениях. Новый президент Узбекистана нацелен на системный подход в решении внешнеполитических проблем страны», - подчеркивает эксперт.

Важный момент, на который обратили внимание эксперты, это активная позиция новых властей Узбекистана по спорным приграничным участкам между Кыргызстаном и Узбекистаном. Страны имеют общую границу протяженностью в 1378 км, из них 324 км или 58 участков являются «проблемными». На сегодняшний день уже практически достигнуты договоренности по 56-ти участкам. «Такая прогрессивная динамика говорит о стремлении Узбекской Республики укреплять сотрудничество с нашей страной», - уверен Марс Сариев.

«Доверие в вопросах границ – это залог обеспечения безопасности не только двух соседних государств, но и в целом укрепления южных границ СНГ со стороны Афганистана», - убежден сопредседатель Клуба «Пикир», Игорь Шестаков.

Он также отметил, что сегодня весь центрально-азиатский регион подвержен таким  угрозам, как религиозный экстремизм, терроризм и сепаратизм, и эти угрозы общие для всех государств Центральной Азии.

«В этом плане необходимо усилить взаимодействие силовых структур двух государств,  а также взаимодействовать в межгосударственных форматах на уровне ОДКБ и СНГ. Также сплоченность двух государств по вопросам безопасности может способствовать предотвращению повторения сценариев «цветных» революций, которые мы видели на примерах Украины и Арабской весны», - рассуждает Игорь Шестаков.

При этом «сердце» региона  – Ферганская долина – сейчас представляется этакой «пороховой бочкой», расположенной в самом центре региона, которая вполне может стать эпицентром повторения «Арабской весны», а также источником негативных тенденций не только для стран Центральной Азии, но и для всего евразийского пространства. Сегодня в Ферганской долине периодически наблюдаются попытки расшатать ситуацию со стороны третьих сил. «Но в то же время Ферганская долина может стать долиной дружбы и взаимопонимания, которой по большому счету никакие внешние угрозы будут не страшны, - уверены эксперты.

Вероятно, что «перезагрузка» кыргызско-узбекских отношений, как окрестили новый формат взаимодействия двух стран эксперты, явно не нравится западному блоку, а также США. У них, как обычно, имеются «свои виды» на Центральную Азию, особенно теперь после смены узбекских властей.

«Мне кажется не случайным, что именно сейчас, когда отношения Кыргызстана и Узбекистана вошли в стадию «перезагрузки», комитет по правам человека ООН опять поднимает вопросы Кадыржана Батырова и Азимжана Аскарова, что в свою очередь воскрешает воспоминания о последствиях межнационального конфликта, и сразу омрачает отношения наших стран», - рассуждает политолог, Марс Сариев.

Естественно, с приходом Шавката Мирзиеева США связывали определенные планы. Например, за счет Узбекистана укрепить свои позиции в регионе, так что сейчас активно стараются «не упустить момент». Так, в своем ежегодном отчете ОБСЕ отметила положительные демократические тенденции в Узбекистане. Тут же улучшение ситуации с правами человека в Узбекистане отметила и комиссия ООН. С чего бы вдруг столько позитива?!

Очевидно, что весь этот «аттракцион великой щедрости на похвалу» - это не более, чем стремление Штатов во что бы то ни стало перехватить инициативу и не допустить сближения Ташкента с Москвой и Евразийским экономическим союзом. Логично предположить, что одними только «комплиментами» заокеанская демократия не ограничится. США предпримут реальные попытки моделировать узбекскую ситуацию, в рамках своих глобальных геополитических целей.

Случайно ли в аккурат после выборов президента Узбекистана, по инициативе Штатов состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств государств Центральной Азии с госдепом США. Дипломаты собрались в рамках формата «С5 +1». Стоит ли говорить о том, какой из министров иностранных дел пользовался повышенным интересом со стороны американских коллег? Точно - глава узбекского МИДа, Абдулазиз Камилов!

Зачем Госдеп собрал среднеазиатских дипломатов на этой не дееспособной  площадке? Эксперты уверены, что целью этой спонтанной встречи было – провести, так сказать, дипломатическую разведку. Очевидно, что сейчас Штаты пытаются распознать геополитические планы официального Ташкента. Предугадать изменения, которые наметятся во внешней политике Узбекистана. Оно и понятно! Для Штатов усиление военного, политического и экономического сотрудничества Ташкента с Москвой, является крайне нежелательным сценарием, поэтому они пытаются сработать не опережение. Хотя уже сейчас можно говорить о том, что значимого результата «ухаживания» США не принесли. Узбекистан не бросился в объятия к продавцам «демократических ценностей».

Новые власти Узбекистана намерены продолжать политику нейтралитета. «Узбекистан останется твердым сторонником невмешательства во внутренние дела других государств и решения возникающих противоречий и конфликтов только мирным, политическим путем. Республика сделала принципиальный и однозначный выбор - не присоединяться к военно-политическим блокам и альянсам, не допускать размещение на своей территории иностранных военных баз, не направлять наших военнослужащих за пределы страны», - рассказал посол Узбекистана в Кыргызстане, Комил Рашидов.

Такие заявления дипломатического лица Узбекистана могут говорить о том, что официальный Ташкент пока не рассматривает вступление страны в ЕАЭС, равно, как и в ОДКБ. Однако, Узбекистан готов к взаимодействию в двустороннем формате. Так стало известно, что между Ташкентом и Москвой подписано двустороннее соглашение о военном сотрудничестве.

http://snob.kg/labirint/pro-svobodu/item/315-geopoliticheskie-intrigi-amerikanskoj-demokratii

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320