Евразийский союз (ЕАС) может стать экономическим и внешнеполитическим базисом единства постсоветского пространства. Однако реализация этого интеграционного проекта невозможна без общественной поддержки.
Актуальные вопросы Евразийской интеграции были в центре внимания форума: «Публичная дипломатия и Евразийское сближение: сторонники и скептики», который собрал в Нижнем Новгороде представителей экспертного сообщества из России, Казахстана, Украины, Киргизии, Таджикистана, Беларуси, Азербайджана и Молдовы. В ходе экспертной дискуссии, которая была организована Российским Фондом имени А. М. Горчакова, были обозначены ключевые проблемы и перспективы, связанные с новым интеграционным проектом России.
Сергей Марков, член Общественной палаты РФ, директор Института стратегических исследований:
- У стран, которые составляют основу ЕАС, общее прошлое, во многом похожая политическая культура, и есть тесное экономическое взаимодействие. В этом плане торгово-экономическое сотрудничество будет только нарастать, поскольку создание союза будет способствовать снятию бюрократических барьеров и ограничений. Примером этому служат экономические показатели Таможенного союза. Потенциал и перспективы общего рынка ЕАС положительно скажутся на развитии высокотехнологичных производств. Больший рынок автоматически дает рост инвестиций.
Нужны единые институты власти и гражданского общества. Уже создана межпарламентская Ассамблея ЕАС, но нужно создавать и суд по правам человека, единые органы по наблюдению за выборами, общий валютный фонд и Банк реконструкции и развития. В рамках ЕАС между странами-участниками может быть сформировано единое образовательное пространство, учитывая, что русский язык является языком межнационального общения. Нужно создавать и единое научное пространство, чтобы не отставать от мировых тенденций в данном направлении. Необходимо и общее информационное пространство, поскольку это является не только вопросом взаимодействия СМИ, но и касается выстраивания общих моделей функционирования сообществ. Здесь речь идет о единстве судьбы и единстве идентичности.
Необходимо, чтобы на территории всех стран-участниц соблюдалось единство гражданских прав и свобод. Но для решения всех этих задач нужны политические решения стран-участниц ЕАС.
Сегодня высокий уровень готовности присоединения к Евразийской интеграции имеют Кыргызстан, Армения и Таджикистан. Серьезные дискуссии по присоединению к союзу России, Казахстана и Беларуси идут и в Украине. Евразийский союз в целом имеет хорошие шансы, чтобы выйти за пределы постсоветского пространства.
Алексей Власов, гендиректор информационно-аналитического центра МГУ, ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по делам СНГ:
- Одна из основных проблем заключается в том, что сегодня отсутствует единая и внятная картина Евразийской интеграции. Нет четких ответов на такие вопросы, кому и зачем нужна эта интеграция, какие позитивные изменения она может принести в будущем населению стран-участниц. Но самое главное, что пока не складывается ясная и четкая картина перспектив нового образования. Если внимательно проанализировать высказанные на тему интеграции мнения российских политиков и экспертов, то в основном в них преобладают макроэкономические данные. В то же время результаты изучения общественного мнения, прежде всего, в Казахстане, показывают, что население в большей степени интересует вопрос, связанный с тем, что даст Евразийская интеграция малому и среднему бизнесу. Если мы апеллируем к поддержке общественности, то должны понимать, что интеграция должна влиять на улучшение стандартов качества жизни.
Мы слышим и видим в медийном пространстве от официальных лиц на тему Евразийской интеграции много общих фраз. Однако надо учитывать, что сегодня в странах Евразийского проекта активно в общественно-политическую жизнь входит молодежь в возрасте 20-25 лет. Их мировоззрение и взгляды сформировались уже после распада СССР. Поэтому к интеграционным проектам молодые люди относятся либо нейтрально, либо те, кто получил образование на Западе, не воспринимают Евразийскую интеграцию, как естественный выбор своих государств. В медийном пространстве этот фактор абсолютно не учитывается, речь идет о единых стандартах и подходах для всех возрастных групп.
В российском информационном пространстве минимальная информация о наших основных партнерах по ЕАС. Много ли сюжетов мы видим из Казахстана или Беларуси о жизни простых людей этих государств. Они практически отсутствуют. Поэтому необходимо кооперировать и объединять усилия, как гражданского общества, так и медийных ресурсов.
Анатолий Орел, советник премьер-министра Украины, гендиректор Центра международных и сравнительных исследований:
- Каждая из постсоветских стран хочет быстрее и успешнее развиваться. Однако достичь этого можно только благодаря интеграционным процессам, иного мирового опыта нет.
Европейские государства объединились в единый союз, хотя их уровень развития был достаточно высоким и так. Но они захотели жить еще лучше, потому создали огромный внутренний рынок. Кстати, США - такая мощная держава, потому что имеет огромный внутренний рынок, который создает условия для успешного развития. Так что актуальность Евразийского проекта заключается, прежде всего, в экономических аспектах, а политика здесь на втором плане.
Конечно, пока контуры Евразийской интеграции выглядят несколько размытыми. В Украине этот проект сейчас активно и внимательно изучается. Многие проводят параллели между ЕАС и повторением СССР. Но это большое заблуждение. Я полагаю, что в планы Москвы не входит финансирование всех участников союза, как это было в советское время. Сегодня это невозможно и нереально. Исторические примеры демонстрируют, что Империя не является устойчивым образованием на длительный срок.
Идея создания Евразийского союза является актуальной и позитивной. А как она будет реализована, зависит только от нас самих. Главное условие, что этот межгосударственный союз должен быть добровольным. Я верю в его будущее.
Игорь Шестаков, политолог, главный редактор аналитического сайта «Регион.kg»:
- Сегодня перед Центральной Азией стоят довольно сложные задачи по стабилизации экономических процессов и обеспечению безопасности. К тому же, большинство стран уже в ближайшем будущем ожидает смена властных элит. Вряд ли государства Центральной Азии заинтересованы в том, чтобы эти процессы протекали по сценариям «Арабской весны».
Для государств региона Россия по-прежнему играет роль основного гаранта общественно-политической стабильности. Однако внешняя стратегия России должна быть направлена на геополитическое позиционирование государства на постсоветском пространстве как интегратора №1. Механизмом для такого продвижения является идея Владимира Путина по созданию Евразийского союза, который может стать новой российской доктриной по политическому и экономическому присутствию на постсоветском пространстве и «подушкой безопасности» для центральноазиатских республик. ЕАС может стать надежной гарантией светского пути развития стран Центральной Азии, учитывая угрозы со стороны религиозно–радикальных сил.
Интеграционная модель Евразийского проекта позволит сделать Россию связующим звеном между Европой и Азией. РФ обладает всеми необходимыми экономическими и внешнеполитическими ресурсами для ее успешной реализации, особенно, учитывая то, что у Москвы имеется соответствующий исторический опыт сотрудничества со странами Центральной Азии и еще частично существует единое культурно-гуманитарное пространство.
Но в то же время на системном уровне информации о планах и перспективах союза нет. В Кыргызстане эта работа ограничивается круглыми столами, число которых можно сосчитать по пальцам. В медиа–пространстве страны данная тема также освящается минимально. Поэтому лично меня удивили озвученные на конференции результаты исследований о том, что 63 процента жителей страны осведомлены об этом проекте. Видимо, опросы проводились лишь в Бишкеке, вряд ли в остальных регионах республики многие жители вообще знают об идеях Евразийского проекта. Также на примере Кыргызстана можно увидеть, что с активной молодежью в основном работают западные фонды, которые усиленно продвигают опыт грузинских реформ.
Поэтому успешность реализации Евразийского проекта будет зависеть не от официальных договоренностей, а от реального участия в нем представителей бизнес-среды и гражданского общества.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320