Итоги переговоров президентов России и Кыргызстана могут иметь большое значение для выстраивания четких векторов развития Евразийской интеграции.
Возвращение России
Хотя в итоговых документах, подписанных по итогам российско-кыргызских переговоров, не было сделано особого акцента на интеграционных проектах, однако, ключевые темы, которые обсуждали лидеры России и Кыргызстана, были напрямую связаны с региональными процессами Евразийской интеграции. Это следует не только из заявлений Владимира Путина о том, что российская сторона настроена на активную поддержку процесса присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству на полноправной основе.
Озвученная еще в предвыборный период Владимиром Путиным концепция создания Евразийского союза стала приобретать реальные черты в ходе интенсивных встреч и переговоров российского лидера с главами Центрально-Азиатских государств. За последние четыре года Центральная Азия однозначно не была в числе главных приоритетов российской внешней политики, этот курс был в большей степени направлен на развитие сотрудничества со странами Европейского союза. Но переговоры в Бишкеке продемонстрировали, что российский президент кардинально меняет эти направления в сторону усиления процессов Евразийской интеграции. На недавнем деловом саммите стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который прошел во Владивостоке, российский президент охарактеризовал Евразийский союз как более высокую «степень интеграции с передачей большего числа функций на наднациональный уровень, с согласованной макроэкономической, технологической, финансовой политикой».
Позиция президента России опровергает расхожие мнения оппонентов ЕАС о том, что Евразийский союз, якобы, направлен на возрождение советской системы управления, где все ключевые решения за республики принимались в Москве. Евразийский проект, безусловно, основан на общем историческом прошлом стран-участниц межгосударственного объединения, однако он направлен на сохранение государственного суверенитета и права на самостоятельное развитие, в том числе и исходя из реальных, а не декларативных экономических выгод и реальных перспектив.
В этой связи состоявшийся диалог между Владимиром Путиным и Алмазбеком Атамбаевым продемонстрировал, что главы государств понимают, что отказ Кыргызстана от самостоятельной геополитической роли в Центральной Азии является опасным для республики путем. Он может превратить страну в арену столкновения геополитических игроков, к утрате перспективы самостоятельного развития и контроля над национальными ресурсами.
В то же время, активная поддержка Атамбаевым Евразийской интеграции также является выполнением его предвыборной президентской программы. В своем первом после победы на выборах интервью глава государства заявлял, что республика будет наращивать процессы межгосударственного взаимодействия со странами, входящими в Таможенный союз, и поддерживать создание ЕАС.
Поддержка интеграционных идей является и выбором граждан стран Центральной Азии. Согласно недавним данным опроса, проведенного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, жители региона ориентированы и выступают за развитие отношений на постсоветском пространстве. Во многом на эти процессы оказывает влияние и трудовая миграция, которая в основном ориентирована на российские регионы.
В энергетическом контексте
Водно-энергетическая тематика за последний месяц стала одной из ключевых внешнеполитических тем Центральной Азии. Данная тема всегда неоднозначно воспринималась в странах региона, в контексте собственного видения решения проблем. О чем свидетельствует недавнее заявление Ислама Каримова о негативной оценке реализации энергетических проектов в Таджикистане и Кыргызстане. По оценкам экспертов, в урегулировании водных вопросов требуется международный арбитр, и в этом качестве может выступить именно Россия.
- Сейчас Россия объявляет о том, что она приступает к формированию нового водно-энергетического баланса в Центральной Азии, - полагает российский политолог Андрей Грозин. - Пока вне этого четырехугольника остается Душанбе со своим проектом «Супер-ГЭС» в Рогуне. Но я думаю, что в течение ближайших нескольких дней вопрос будет решен и с Таджикистаном. Будет он участвовать в этом проекте, устраивает ли его тот формат, который сейчас вырабатывается между странами региона по поводу той же Камбар-Атинской ГЭС или не устраивает, думаю, ясность будет внесена. Но факт остается фактом: Россия делает первый шаг, чтобы снизить уровень напряжения, который существует по этой очень серьезной и важной для стран региона проблеме, потому что и для нижележащих по течению рек государств, и для стран, обладающих избыточными гидроресурсами, строительство или не строительство этих гидростанций является вопросом выживания.
Хотя согласовать интересы всех пяти центральноазиатских государств будет достаточно сложно, между тем, эксперты полагают, что благодаря российским инициативам возможно не только установление конструктивного межгосударственного диалога, но и создание условий для реализации проектов в рамках ЕАС.
- Планы России по реализации энергетических проектов в Кыргызстане полностью соответствуют целям и задачам Евразийского союза. Они хорошо генерируются с Евразийской моделью Владимира Путина, - заявил в интервью «Региону. kg» эксперт по внешней политике Марс Сариев. - В результате это может дать реальный импульс развитию интеграционных экономических процессов на Евразийском пространстве, что отвечает идеям эффективного функционирования ЕАС. Подобными проектами Москва демонстрирует системный подход в сотрудничестве с Центральной Азией. Также российское участие в энергетических проектах позволит нашей республике вырабатывать колоссальные объемы электроэнергии, которые значительно увеличат экспортный потенциал Кыргызстана в плане поставок электроэнергии в Россию, Китай, Индию, Пакистан и Афганистан. Если к этим проектам подключатся Казахстан, Таджикистан, может быть создано единое региональное энергетическое кольцо, как это было в бытность СССР. Таким образом, Кыргызстан сможет добиться не только собственной энергетической безопасности, но и интегрировать Центральную Азию в международные энергетические проекты.
Заключенные в Бишкеке соглашения означают для Кыргызстана и комплексную модернизацию энергетической отрасли, которая уже давно выработала все советские ресурсы и нуждается в серьезных финансовых вливаниях. Для экономики намного выгоднее решать эти вопросы в инвестиционном формате, чем в очередной раз залазить в кабальные условия внешнего займа. Как полагают экономисты, взаимовыгодная интеграция ресурсов позволит постсоветским государствам добиться доминирующего положения на рынках СНГ и, таким образом, увеличить свое экономическое присутствие в дальнем зарубежье. Иначе постсоветское пространство окажется под жестким контролем европейских, американских и китайских экономических структур, где речь о суверенитете уже идти не будет.
Аналитическая группа «Регион.kg»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320