По сообщениям казахстанских СМИ, ряд политических и общественных организаций республики считают, что в Казахстане есть фактор китайской экспансии. Из заявлений организаций следует, что просачивание китайских компаний в экономику страны приняло угрожающий характер. Представители движений отмечают тот факт, что за последние два года, включая нефтяную отрасль, казахстанские бизнес - структуры заняли в Китае около 20 миллиардов долларов. По мнению сопредседателя партии «Азат» Жармахана Туякбая, «учитывая миллиардное население Китая и стремление китайских компаний скупить мало-мальски ценные месторождения, такие отношения несут угрозу стратегическим интересам Казахстана».
О том, как развиваются кыргызско – китайские отношения, в интервью «Региону.kg» рассказал заместитель председателя парламентской фракции «Ата Мекен» Эркин Алымбеков.- Темпы роста экономики Китая позволяют этой стране вкладывать большие инвестиции во многие страны. Не случайно главным кредитором США сегодня является Китай, задолженность которому составляет более триллиона долларов. Также акции многих американских компаний принадлежат китайскому бизнесу. В проведении внешней политики Китай предпочитает не вмешиваться во внутриполитические дела других стран и выстраивает с приграничными государствами добрососедские отношения. Создавая имидж надежного и щедрого кредитора, который не ставит перед соседними странами Центральной Азии условий о необходимости проведения преобразований в области политики. Но мне сложно комментировать ситуацию в Казахстане. В отношении Кыргызстана могу сказать, что мы с одной стороны должны выстраивать с Китаем эффективные партнерские и дружеские взаимоотношения, но в то же время, должны защищать собственные национальные интересы, включая экономические сферы. Также необходимо четко контролировать миграционный приток в республику, как китайских граждан, так и граждан из других зарубежных стран. Этот вопрос со стороны властей требует достаточно пристального внимания, поскольку мы сегодня имеем слабое миграционное законодательство, которое усугубляет коррупция. И в результате никто в наших госструктурах толком не знает, сколько реально в Кыргызстане находится сейчас граждан Китая или Пакистана. В этом вопросе нужны коренные перемены. Необходимо контролировать на миграционном уровне и быть в курсе, чем в нашей республики занимаются граждане Китая, Афганистана, Пакистана, Ирана, Турции и других стран. Ведь часть из них может прибывать в нашу страну с сомнительным капиталом и целями. Своими действиями они могут негативно влиять на криминогенную ситуацию, пытаться изменить структуру общества. Поэтому на пути подобной миграции надо ставить заслон.
«Регион.kg»: Во времена Акаева и Бакиева в республике были громкие политические скандалы, связанные с территориальными вопросами с Китаем. В чем заключались их причины?
- После развала СССР Китай начал вести переговоры с соседними постсоветскими странами по спорным территориальным вопросам. Не только с Кыргызстаном, но и с Казахстаном и Россией. Согласно обнародованной информации, казахская и российская стороны разделили спорные территории примерно пополам. Что касается нашего пограничного участка Узен – Куш, то он должен был быть разделен следующим образом - 1/3 КНР и 2/3 нашей республики. Таким было двустороннее соглашение, но когда произошла демаркация, по причине коррупционности наших чиновников она была произведена в ущерб наших интересов. Я считаю, что в этом вина и Акаева и других чиновников.
При Курманбеке Бакиеве откровенно проводилась коррупционная политика в ущерб интересам Кыргызстана. В том же Нарыне были планы по перенесению границы с Китаем вглубь нашей территории почти на 70 километров. Потому что китайские предприниматели хотели получить доступ к нашим месторождениям. Их интересовали залежи железной руды и других сырьевых ресурсов. Они вели на эту тему переговоры с Максимом Бакиевым, у которого были намерения данные месторождения продать, причем в нарушение всех законов. Ведь изменение границы является только прерогативой парламента. Но даже и карманное бакиевское большинство в Жогорку Кенеше сопротивлялось этому решению. Депутаты понимали, что продажа земель китайскому бизнесу является преступлением. Поэтому эти попытки предпринимались прежней властью в обход законов, что и стало одной из причин свержения Бакиева, который попытался незаконно распродать наши природные богатства.
«Регион.kg»: Но сейчас в вопросах строительства международной железнодорожной магистрали, которая свяжет Кыргызстан с Узбекистаном и Китаем, тоже речь идет о том, что китайская сторона готова предоставить инвестиции в обмен на природные месторождения нашей республики.
- Строительство этой железной дороги поможет выйти нам из географического тупика. Мы получаем выходы к морям и развиваем транспортные коммуникации. Вопрос о том, на каких условиях она будет строиться, зависит от внешнеполитической и экономической позиции нашего правительства. Я полагаю, что в случае предоставления китайской стороной инвестиций, мы можем рассмотреть варианты предоставления нескольких месторождений в качестве залога. Однако через определенное время эти месторождения должны вновь быть возвращены Кыргызстану. Но речь об их продаже однозначно не должна идти. У нас, к сожалению, уже есть негативные примеры, когда власти республики заключали невыгодные для страны соглашения по месторождениям. Наиболее яркий пример - это Кумтор, когда из – за коррупции прежних властей наш бюджет не получал соответствующей прибыли.
Я считаю, что сейчас в Кыргызстане есть законодательные механизмы, чтобы заставить правительство принять максимально эффективное решение и не допустить того, чтобы чиновники использовали это в целях своего личного обогащения. Так парламентом уже принят законопроект, который предусматривает приватизацию госсобственности только с согласия депутатского корпуса. Поэтому вопросы об условиях строительства железной дороги должны приниматься только с согласия Жогорку Кенеша. И, конечно, необходимо принимать взвешенное решение в свою пользу.
«Регион. kg»: Сейчас идет много дискуссий по поводу вступления Кыргызстана в Таможенный союз, в плане того, что будет перекрыт поток реэкспорта китайских товаров через территорию Казахстана. По расчетам экономистов, наш госбюджет на 50 процентов состоит из доходов транзита в основном китайских товаров. Получается, что все эти годы Кыргызстан инвестировал в экономику Китая, создавал там предприятия и рабочие места? Или выгоднее все же жить за счет реэкспорта?
- Действительно, наша экономика во многом выживала за счет реэкспорта китайских товаров. Но в экономику Китая в основном инвестировались средства казахстанских и российских предпринимателей, которые закупали у нас товары. Я согласен, что нам необходимо поддерживать и развивать собственное производство товарной продукции, банковский сектор, туристическую сферу и рынок услуг. Кроме этого, необходимо развитие горнодобывающей отрасли, поскольку Кыргызстан обладает большим запасом природных ресурсов. И, кстати, в этом направлении парламентом уже принимаются соответствующие законы. Я думаю, что в ближайшие полтора года республика сможет динамично продвигаться по этому пути.
Что касается реэкспорта китайских товаров, то его эра в Кыргызстане уже закончилась. На мой взгляд, это уже должны понимать и в Китае. В связи с чем, китайский бизнес должен инвестировать средства в открытие совместных предприятий в нашей республике, чтобы иметь возможность выходить на товарные рынки стран СНГ. Ранее китайские инвесторы таким путем не шли, но я полагаю, что приемлемый баланс в этом вопросе все-таки будет найден.
В отношении Таможенного союза правительству нужно договориться с нашими стратегическими партнерами – Россией и Казахстаном - о переходном периоде для Кыргызстана в этой межгосударственной организации. Кыргызстану необходимо получить преференции на непродолжительный срок, чтобы аккумулировать таможенные ставки между ТС и ВТО, чтобы не допустить коллапса в экономике республики, испытывающей серьезные проблемы. Те преференции, которые Россия, Казахстан и Беларусь могут предоставить экономике Кыргызстана, не грозят им серьезными финансовыми потерями. И, наверняка, этот переходный период займет не более чем полтора года.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320