Экспертное сообщество предлагает проекты по решению вопросов безопасности возведения новых энергетических объектов в Кыргызстане.
Стратегическая точка – Кара-Кече
Строительство Камбар-Атинских ГЭС-1,2 и каскада Верхне-Нарынских ГЭС ориентировано в основном на экспорт, что предполагает режим работы каскада Токтогульских ГЭС в существующем энергетическом режиме, а не в ирригационном, для целей которых ранее эти ГЭС и строились.
Таким образом, проблема регулирования попусков воды на Токтогульском каскаде в вегетационный период в интересах региона остается открытой. Сброс воды в осенне-зимний период будет максимальным, что не решит проблему затопления территорий соседних республик.
В этом плане большое значение играет, а также представляется наиболее эффективным вариантом выхода из сложившегося положения – это строительство и ввод в действие Кара-Кечинской конденсационной электрической станции (КЭС), имеющей стратегическое региональное значение. Реализация данного проекта послужит расширению связей между странами Центральной Азии, а также, соответственно, другими странами Востока.
Эта электростанция может стать важным альтернативным вариантом беспрепятственного осуществления экспорта электроэнергии из Центральной Азии в Китай, Иран, Индию, Пакистан, Афганистан и Россию.
В этом контексте важное значение также приобретает вопрос обеспечения роста промышленного производства, развитие и эффективное использование которого будет способствовать экономическому подъему и улучшению инфраструктуры всех стран центрально-азиатского региона.
Кара-Кечинская КЭС будет являться основным регулятором водно-энергетического баланса в Центральной Азии, режим работы которого позволит регулировать попуски воды из Токтогульского водохранилища, как в период вегетации, так и в межвегетационный период.
Таким образом, вопрос строительства новых водохранилищ-контррегуляторов в соседних республиках, которые принесут больше экологического вреда, чем пользы, не становится в разряд актуальных и экономически оправданных проектов.
Кроме того, при участии Казахстана в строительстве Кара-Кечинской КЭС и, соответственно, строительстве ЛЭП от Токтогульской ГЭС через Кара-Кечинскую КЭС до Иссык-Куля (с.Тамчы, р-н строительства автодороги Алматы – Иссык-Куль, около 700 км) решается вопрос создания нового энергетического кольца Центральной Азии с созданием еще одного координационного диспетчерского центра (КДЦ – "Энергия-II" в г.Алматы).
При этом варианте существующий КДЦ – "Энергия" (г.Ташкент) будет иметь надежного «дублера» на возможные чрезвычайные ситуации в объединенной энергосистеме, и перетоки электроэнергии будут осуществляться в гораздо более надежном режиме, с возможной подстраховкой и параллельным вариантом работы. Диспетчеризация мощности, электроэнергии и услуг регулирования частоты будут осуществляться КДЦ "Энергия-II" г.Алматы так же надежно, как и существующим КДЦ "Энергия-1" г.Ташкент. При развитии сценария по данному варианту, создается более надежный баланс в регулировании всех перетоков электроэнергии и становится более надежной параллельная работа энергосистем Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Ориентировочная стоимость проекта строительства новой конфигурации объединенной энергосистемы Центральной Азии (Кара-Кечинская КЭС, ЛЭП – 500 кВ и КДЦ "Энергия-II" в г.Алматы) составит 2,3 млрд. долл. США. Напомним, что диспетчеризацию перетоков электроэнергии и мощности на КДЦ – "Энергия-II" будут осуществлять казахстанские, кыргызские группы специалистов поочередно по 3-5 лет. При полноценном участии Узбекистана и Таджикистана в данной новой конфигурации энергосистемы региона, специалисты данных братских государств тоже примут участие в работе КДЦ – "Энергия-II".
Для строительства конденсационной тепловой электростанции с установленной мощностью 1200 МВт в Кыргызстане существуют все необходимые предпосылки для реализации этого проекта путем освоения угля буроугольного бассейна Кара-Кече.
Нельзя жертвовать экологией
Усложняющаяся экологическая ситуация в регионе – деградация окружающей среды, исчезновение экологических ниш, в которых сформировалась и исторически развивалась культура народов Центральной Азии, – приводит к значительному ухудшению качества жизни населения стран региона, что противоречит основополагающим интересам региональной безопасности.
Так, например, истощение ограниченных водных ресурсов региона в результате их нерационального использования может усилить процессы геополитической и социально-экономической нестабильности Центральной Азии. Процесс усыхания Арала влияет на изменение климата, резко снижает качество здоровья и жизни населения, окружающей среды.
С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что для Центральной Азии необходима собственная система мер, которая позволила бы избежать социальной и политической нестабильности в регионе и обеспечить необходимый научно-технологический, экономический и экологический потенциал для создания и реализации программы устойчивого развития центрально-азиатского региона на долгие годы вперед.
В связи с этим, представляется, что водные ресурсы нельзя рассматривать отдельно от вопросов энергетики, поскольку основные гидроузлы межгосударственного значения в бассейнах рек Нарын-Сырдарья и Амударья не только регулируют сток воды на указанных реках, но и вырабатывают львиную долю электрической мощности в Объединенной энергосистеме Центральной Азии.
Именно из-за дефицита электрической мощности в Таджикистане, Кыргызстане и на юге Казахстана изменились режимы работ каскада Токтогульских ГЭС из ирригационного – в энергетический.
На сегодняшний день в связи с тем, что объемы существующих гидроузлов межгосударственного значения позволяют регулировать сток трансграничных рек, нет необходимости строить водоемы только лишь для накопления воды в ирригационных целях.
Для этих целей имеется достаточное количество существующих гидроузлов межгосударственного значения. Нужны лишь новые генерирующие станции, параллельно работающие с Объединенной энергосистемой Центральной Азии, с помощью которых можно было бы эффективно регулировать попуски воды в интересах всего региона, соблюдая экологию.
Так правительством КР в июле 2006 года было принято соответствующее постановление о необходимости и целесообразности строительства конденсационной тепловой электростанции на угольных месторождениях Кара-Кече. Данная станция, работая в параллели с Объединенной энергосистемой Центральной Азии, не только покрывала бы дефицит электрической мощности в регионе, но и обеспечила бы равномерные попуски воды по реке Сырдарья в разных режимах (энергетическом, ирригационном и холостом) так, чтобы вода непосредственно поступала в Аральское море. Необходимо отметить, что собственники указанной тепловой электростанции опосредованно будут акционерами воды на каскаде Токтогульских ГЭС.
Кроме того, эта станция разгрузит каскад Токтогульских ГЭС зимой, в результате чего вода для выработки электроэнергии на этот период сбрасываться не будет, а будет накапливаться для более рационального экспорта в весенне-летний период, и в итоге из энергетического режима вернется в ирригационный. Вместе с тем, Кара-Кечинская КЭС станет основным регулятором воды на Токтогульской ГЭС. От ее заданной мощности будут зависеть попуски воды из основного гидроузла многолетнего регулирования, что позволит определить рациональное или нерациональное использование водных ресурсов в интересах всего региона.
Учитывая вышеизложенное, можно резюмировать, что в настоящее время приоритетность строительства как можно в короткие сроки Кара-Кечинской конденсационной электрической станции представляется особо важной для выработки вектора эффективного решения проблем, связанных с кризисом Приаралья.
Предлагаемая конфигурация, и в связи с этим – новый, технологически обоснованный режим работы Объединенной энергосистемы Центральной Азии является на сегодняшний день важнейшей и острой жизненной необходимостью. Без новых генерирующих мощностей и новых линий электропередачи дальнейшее развитие региона в современном мире представляется невозможным. Новые энергоисточники – это и новые высоковольтные линии электропередачи. Значит, новая конфигурация всей Объединенной энергосистемы Центральной Азии.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным, что решение проблемы энергодефицита вполне возможно с использованием активизации процесса диверсификации экономического взаимодействия в рамках региона Центральной Азии. Поскольку одной стране решение таких вопросов представляется нерациональным.
При новой конфигурации энергосистемы Центральной Азии, регион будет иметь три варианта перетоков электроэнергии: существующий, новый и совмещенный. Будет три энергокольца Объединенной энергосистемы региона.
Таким образом, решаются вопросы рационального и эффективного использования водных ресурсов Сырдарьи и Амударьи. Основной потребитель воды вышеуказанных рек – Аральское море, будет обеспечен достаточным количеством воды и, наконец, имеется реальный шанс решения экологической проблемы народов, проживающих в зоне Приаралья.
Эрнест Карыбеков, руководитель Института по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320