Формирование электроэнергетического коридора Большой Евразии вступило с начала текущего года в завершающий этап: в кооперацию в этой сфере включаются Туркменистан и Узбекистан. Это позволяет создать обширную систему взаимопоставок электроэнергии, включающую, наряду с Ираном, практически всю Центральную Азию. Что, в свою очередь, укрепит геополитические позиции России и всех других стран-участниц столь масштабной программы.
В начале 2023 г. Минэнерго РФ подтвердило, что иранские партнеры заинтересованы в сотрудничестве с Россией также по строительству ТЭС и освоению возобновляемых энергоресурсов с использованием российских технологий. А кроме того, по-прежнему ориентируются на синхронную работу с электроэнергетикой Азербайджана и стран Центральной Азии.
Соответственно, евроазиатский международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», в котором к настоящему времени участвуют те же страны, дополняется географически параллельным электроэнергетическим коридором. При этом восточный вектор обоих коридоров становится стержневым.
В то же время завершается создание западного «электромоста» с участием РФ, Азербайджана и Ирана. Центровой – ирано-азербайджанский – сектор этого коридора будет полностью введен в действие к середине текущего года.
По информации Минэнерго Азербайджана и ирано-азербайджанской межправкомиссии по сотрудничеству, ко второй половине марта на 96% завершено строительство высокомощных соседних ГЭС «Худаферин» (100 МВт в год) и «Гыз Галасы» (около 45 МВт) на трансграничной реке Аракс. По завершении строительства этих объектов и связанных с ними электросетей, что запланировано ко второму полугодию 2024 г., электроэнергетический мост РФ-Азербайджан-Иран будет вводиться в действие с поэтапным увеличением его мощности по взаимным и транзитным электропоставкам.
Таким образом, не позже второй половины 2020-х с помощью данных объектов будут исключены возможные перепады в выработке/поставках электроэнергии в большинстве регионов Азербайджана, а также в западном, юго-западном и столичном регионах Ирана, как и на большей части Северокавказского региона РФ. Взаимные поставки обеспечат стабильное снабжение электричеством указанных регионов в периоды максимальных (пиковых) нагрузок на местную электросеть.
Выгоды названных энергообъектов предопределены тем, что их суммарная выработка электроэнергии составит не менее 360 млн кВт-ч ежегодно с последующим увеличением (с 2025-27 гг.) до 430-450 млн кВт-ч.
К слову, сооружение данных объектов, как сообщило азербайджанское Минэнерго, началось еще в 1989-м на основе соглашения СССР с Ираном. Но позднее приостановлено ввиду конфликтной ситуации вокруг Нагорного Карабаха.
К слову, сперва предполагалось участие в этом коридоре и Армении. Николай Шульгинов, глава Минэнерго РФ, заявил на полях Восточного экономического форума (сентябрь 2023 г.), что «мы рассматриваем возможность поставки электроэнергии через территорию Азербайджана в Армению, из неё в Иран и, возможно, далее в другие страны». Имелись в виду, по предварительным запросам Багдада и Дамаска (2018-20 гг.), поставки электричества через Иран в Ирак и транзитом через Ирак в Сирию (включая поставки из самой Армении).
Но известные тенденции во внешней политике Еревана, усиливающиеся с осени прошлого года, едва ли способствуют участию Армении в электрокоридоре «Север-Юг», как и в его возможном продлении на страны Ближнего и Среднего Востока.
Что же касается восточного сектора международного электроэнергетического коридора, то здесь уже обозначилось взаимодействие Ирана, Узбекистана и Туркменистана. В ходе переговоров в первой декаде марта профильных министров Ирана и Узбекистана Али Акбара Мехрабиана и Журабека Мирзамахмудова стороны договорились о развитии комплексного партнерства в энергетике, в том числе в электроэнергетике. Конкретные составляющие такого партнерства вскоре буду оформлены долгосрочным межгосударственным соглашением.
Как отметил иранский министр, взаимопоставки особенно востребованы потому, что периоды пикового потребления в Иране и Узбекистане различаются в 4-6 месяцев. Соответственно, когда у Ирана есть излишки электроэнергии, он может экспортировать ее в Узбекистан, а летом, когда требуется больше электричества самой ИРИ, его излишки могут поставляться из Узбекистана. Поставки пойдут через Туркменистан. Министр уточнил, что стороны уже обсуждают технические и юридические вопросы этих взаимопоставок: их планируется начать в текущем году.
Плюс к тому узбекистанское и иранское Минэнерго еще в ноябре 2023 г. договорились о совместном сооружении в 2024-26 гг. крупной ТЭС в центральном регионе РУз, что повысит надежность взаимообмена электроэнергией. А для стыковки этой станции с электросетью Ирана к 2025 г. увеличится мощность одной из линий электропередач Туркменистан-Узбекистан. Кроме того, до второго полугодия с. г. будут уточнены совместные инвестпроекты в ТЭКе Ирана и Узбекистана (в том числе по обеспечению минимальных потерь в выработке/поставках электроэнергии).
Расширится подключение Туркменистана – и не только транзитное – к восточному сектору электрокоридора «Север-Юг». Араш Корди, гендиректор иранской энергокомпании «Тованир», объявил на полях экономического форума Иран-Туркменистан в Ашхабаде (вторая декада ноября 2023 г.) о сооружении в 2024 – начале 2025 г. новой высокомощной ирано-туркменской ЛЭП. Она позволит удвоить импорт туркменистанского электричества в Иран, пока импорт составляет 2-2,5 млрд кВт-ч в год. Кроме того, эта линия – дополнительный маршрут для взаимопоставок между Ираном и Узбекистаном.
Словом, формирование электроэнергетического коридора «Север-Юг» охватывает всё большее число стран Большой Евразии. Они заинтересованы в синхронном, притом бесперебойном обеспечении не только своих потребностей в электричестве, но и спроса в странах-участницах коридора. Тем самым созидается с очевидными многосторонними выгодами общеевразийская энергобезопасность, тем более востребованная в современных геополитических условиях.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320