Безопасность
23.11.2016

Экстремизм, как инструмент геополитического влияния

«Новые форматы противодействия религиозному экстремизму» обсудили участники конференции, организованной инициативной группой «Молодежь против экстремизма». Эксперты, политологи и представители молодежных организаций пытались отыскать действенные методы противодействия экстремизму, которых, к сожалению, пока не существует.

Проблема экстремизма в Кыргызстане находится на критическом уровне. Из всех стран Центральной Азии наша страна стоит на первом месте по количеству их проявлений. В прошлом году эксперты насчитали 97 таких случаев, для сравнения в Казахстане их было 44, в Узбекистане ни одного. И с каждым днем число кыргызстанцев, вовлекаемых в радикальные религиозные группировки, растет.

«Сегодня доход вербовщиков составляет до пятидесяти тысяч долларов в месяц, это тех, кто вербовал ребят в ИГИЛ. Можно представить, на какой уровень поставлены все эти действия, и какие деньги вкладываются, для того, чтобы переформатировать сознание молодых ребят, - рассказал модератор конференции, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир», Игорь Шестаков. - Вербовка кыргызстанцев в религиозные экстремистские группировки поставлена на поток. Сейчас мы наблюдаем, что вербовщики уже не работают точечно, сейчас в такие группировки вступают готовыми ячейками общества. Имеют место конкретные случаи, когда целыми семьями, от младенцев до стариков люди выезжали в Сирию», - задал тон диалогу политолог.

В недалеком прошлом Кыргызстан столкнулся с проблемой, когда адепты радикальных религиозных движений выезжали за пределы страны, например в Сирию, где воевали на стороне игиловцев. Для пятимиллионного населения Кыргызстана это была огромная цифра, за четыре года около тысячи граждан выехали в зоны боевых действий.

Сегодня же наблюдается тенденция к снижению уровня «религиозно-экстремистской миграции». Но это вовсе не повод для радости. Это говорит лишь о том, что уже внутри страны создаются небольшие ячейки - джаматы, которые поддерживают связь с внешним центром. Кроме того в страну возвращаются, так называемые, воины ИГИЛ, которые уже здесь ведут активную пропаганду игиловской идеологии. А это значит, что теперь внутри нашей страны достаточно ресурсов для организации террористического или любого другого экстремистского акта, который может произойти по указанию внешнего центра.

Повышенный интерес внешних радикальных группировок к Кыргызстану в большей степени продиктован геополитическим положением нашей страны, которая находится в центре интересов, как России и других стран региона, так западного блока во главе с США и Великобританией. Наращивание экстремистского ресурса внутри нашей страны, тесно связанного с Ближним и Средним Востоком, является прямым следствием именно противостояния этих держав. «Все процессы, происходящие в нашей стране связанные с радикализацией, конечно, связаны с событиями в Сирии, Турции, сегодняшнем Афганистане. Но! Эта связка она уже не столько идеологическая, сколько имеет геополитический характер. Сегодня экстремизм и терроризм превратились в геополитический инструмент влияния», - убежден Кадыр Маликов.

В пользу данной теории говорит и тот факт, что всевозможные иностранные фонды, международные организации и западные институты неустанно изучают религиозную ситуацию в нашей стране, выделяя на это огромные средства. Только в этом году неправительственные организации получили порядка пятидесяти миллионов долларов от западных стран на проведение всевозможных исследований религиозных настроений нашего общества, выявление групп риска и т.п. Наивно полагать, что полученные через своих агентов влияния данные, западные «заказчики» будут использовать для противодействия экстремизму в нашем регионе.

К сожалению, у нас пока нет действенных инструментов для противодействия радикализации общества. «Радикализацию невозможно остановить, просто вскрывая ячейки, джаматы и т.д. Здесь нужна альтернатива путей самореализации для молодежи, - уверен Кадыр Маликов. - Мы не можем противопоставить радикальным идеологиям светские ценности, или национальные ценности или демократию, это совершенно разные ценности. Поэтому здесь альтернативой могут стать лишь исламские ценности, но правильные ценности», - заявил эксперт.

Ситуация отягощается еще и тем, что большая часть населения Кыргызстана находится в зоне риска радикализации. Причиной тому, прежде всего, служит низкий социально-экономический уровень Кыргызстана и отсутствие адекватной государственной и национальной идеологии, которую можно было бы противопоставить радикальному Исламу.

«Сегодня общество и молодежь, в частности, самостоятельно ищут свои ценностные ориентиры, и в этом есть определенная проблема. Потому что процесс этот не подконтрольный. Как должна действовать молодежь, чтобы снизить радикализацию? На государство рассчитывать, естественно, не приходится. Поэтому необходима самоорганизация гражданского общества», - обратился к участникам конференции директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов.

Не последний фактор растущего уровня радикальных религиозных настроений в Кыргызстане, как и в других странах центрально-азиатского региона – это недостаток образованности у самого духовенства от ортодоксальной традиционной веры, имамы не могут правильно трактовать Ислам, не могут дать ответы на многие вопросы, волнующие мусульман. Естественно, этими пробелами и пользуются исламские радикалы.

«Мы видим, что мусульмане все чаще уходят из нашей национальной традиционной мечети, из-за отсутствия кадров, сильных кадров, умеющих отвечать на вопросы, в том числе и политические вопросы. Потому что вопрос Ислама связан с другими ценностями, как мусульманин должен относиться к демократии, к светскости, к национальной идентичности. Даже на вопрос, что такое джихад, его правила и запреты, не все традиционные имамы могут ответить, наше духовенство ограничено вопросами поклонения, по сути дела. Поэтому на все эти вопросы отвечают политические, от умеренных до радикальных, религиозные движения, что и создает очень большие риски», - рассказал эксперт по вопросам религии.

Кадыр Маликов убежден, что риск радикализации нашего общества будет расти. Его слова подтверждают и данные исследований, которые ежегодно проводит Международный Институт Экономики и Мира. В этом году Кыргызстан ухудшил свои позиции на два пункта, поднявшись с 86-го на 84-е место, в «Глобальном индексе терроризма -2016», где первое место занимает страна с самым высоким уровнем террористических проявлений, а последнее сто тридцатое место отводится государству, не подвергшемуся нападениям. В этой связи Кыргызстану жизненно необходимо искать новые форматы противодействия этому злу, и молодежь должна вовлекаться в эти процессы самым непосредственным образом. Потому что у страны есть только два пути – либо маргинализация и невежество, либо интеллектуальный подход к религии.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320